Списки годовые (очередные и запасные)

По изготовлении общих списков образование института присяжных переходит к особой уездной комиссии, на которую возлагается составление для наступающего года очередного списка присяжных заседателей; составление такого же списка запасных заседателей; составление месячных или периодических списков очередных и запасных заседателей, сменивших у нас списки четвертные.

По первоначальной редакции уставов, комиссия эта была та же, которая должна была составлять общие списки, но с усилением ее уездным предводителем дворянства и одним из местных участковых мировых судей.

Впоследствии выяснилась желательность пополнения ее как представителями общих судебных мест, ближе знакомыми с потребностями суда присяжных, так и органами местного управления, стоящими лицом к лицу с населением.

Эти мысли осуществлены законами 1884, 1887 и 1889 гг.; ныне председателем комиссии по составлению очередных списков является уездный предводитель дворянства, а состав ее кроме не менее трех членов, выбранных уездным земским собранием, образуют уездный член окружного суда, земские начальники и городские судьи уезда[1], уездный исправник и полицмейстер, председатель уездной земской управы, городской голова и местный товарищ прокурора окружного суда; в заседания ее председатель комиссии может, кроме того, приглашать местных судебных следователей и податных инспекторов на правах членов[2].

Комиссия эта, разрешив заявления недовольных общими списками, приступает к составлению годовых списков, очередного и запасного, куда вносятся только те, которые в продолжение наступающего года подлежат призыву к судебной деятельности; выбор их производится комиссией по ее усмотрению и по внимательном обсуждении, в какой мере каждое лицо, внесенное в общий список, способно по своим нравственным качествам и другим причинам к исполнению обязанностей присяжных заседателей (ст. 98, 99 УСУ); притом в эти списки комиссия может вносить и лиц, неправильно не занесенных в общие списки, сообщая о таких неправильностях земскому собранию, думе, губернатору или подлежащему начальству должностных лиц, составляющих общие списки (ст. 99 УСУ).

В случае нужды председатель разделяет комиссию на отделения, работающие параллельно (ст. 97 УСУ).

Жалобы на комиссию могут быть подаваемы окружному суду в двухнедельный срок; они допускаются на внесение комиссией в очередной список лиц, не имеющих права быть присяжными заседателями или не подлежащих внесению в общие списки, и на внесение сюда лиц, имеющих право отказаться от исполнения обязанностей присяжного вследствие исполнения их в предыдущем году, если только нет недостатка на месте в способных к тому.

По прочим же предметам жалобы на комиссию не допускаются, и усмотрение ее в выборе лиц, достойных к отбыванию присяжной повинности, не подлежит ничьей проверке.

Суд присяжных, по замечанию составителей судебных уставов, может принести действительную пользу только тогда, когда он образуется из людей добрых, безукоризненной нравственности и заслуживших полное и безусловное доверие общества. Потому-то присяжными они желали видеть людей, которые могли бы считаться представителями большинства благонамеренных граждан.

Всякая личная повинность предполагает способность каждого, на кого она возлагается, к действительному отправлению ее. Эта способность должна быть в наибольшей мере обеспечена для отправления столь важной в государственной жизни повинности, как повинность правосудия. Такой цели призваны служить годовые списки, разделяющиеся на список очередных и запасных заседателей.

Материалом для составления их должны служить общие списки. Лица, сюда не вошедшие, могут быть внесены в годовые списки только тогда, когда комиссия признает такое невнесение неправильным. Но из таких списков вносится в очередные лишь некоторое их число, потребное для целей правосудия.

Выбор этого числа лиц предоставлен усмотрению комиссии. Действия ее в этом отношении не подлежат обжалованию[3]. Но закон обязывает вносить в очередные и запасные списки только лиц, которые могут быть признаны представителями благонамеренного большинства, по внимательном обсуждении, в какой мере каждое лицо, в общий список вошедшее, способно к надлежащему исполнению обязанностей присяжного.

Обсуждению подлежат личные качества и личное достоинство каждого гражданина, имя которого помещено в общем списке.

Закон рекомендует при этом иметь в виду нравственные их качества, так как для того, чтобы быть авторитетным судьей, необходимо самому стоять вне всяких, по возможности, упреков; комиссия не только вправе, но и обязана обращать внимание как на поступки, которые послужили основанием для возбуждения судебного преследования, так и на иные предосудительные действия или порочный образ жизни, известные ей из каких бы то ни было источников, и всякие вообще обстоятельства или, по выражению закона, причины, известные комиссии и свидетельствующие о степени способности данного лица к исполнению обязанностей присяжного (ст. 99 УСУ), как-то: состояние умственных и физических способностей, необходимых для здравого суждения; общественное положение и образование, определяющие степень независимости и опытности; имущественная состоятельность, дающая возможность без крайнего обременения себя исполнять обязанности правосудия.

Сенат по 1-му департаменту признал за комиссиями право вносить в очередные списки лиц неимущих, но рекомендовал им соблюдать при этом крайнюю осмотрительность и сообразовываться с местными обстоятельствами[4].

Наконец, Сенат требовал уравнительного составления списков по сословиям, так чтобы дальнейшие списки и скамья присяжных могли быть составлены из лиц разных званий и сословий.

Очередные присяжные годового списка суть те, из которых по жребию составляется список служебный; они представляют собой нормальный контингент населения, присяжную повинность отбывающего. Но на случай неявки некоторых из них необходимо пополнение их лицами, которые близки к месту заседаний суда и могут быть приглашены без особенного их обременения.

Это значение имеет институт запасных заседателей, списки которых изготовляются одновременно со списками очередными, в том же порядке и по тем же началам, с тем лишь различием, что сюда вносятся только живущие в городах, где происходят заседания суда с участием присяжных (ст. 101 УСУ).

Число их уставы определяли для Петербурга и Москвы в 200, для городов – в 60 лиц; закон 12 июня 1884 г., уменьшив объем права отвода присяжных, сократил и это число, поставив его в связь с предположенным числом периодов заседаний; на каждый такой период в годовой список вносится по шесть запасных заседателей (ст. 102 УСУ).

Относительно евреев во всех местностях постоянного их пребывания существует специальное правило: число их в годовых списках не должно превышать процента еврейского населения в общем[5].


[1] А где они еще не введены, вместо них в состав комиссии входят председатель мирового съезда, местные участковые мировые судьи, непременный член уездного крестьянского присутствия или мировые посредники.

[2] В столицах земские начальники заменяются участковыми мировыми судьями и в состав комиссии входят назначенные министром внутренних дел должностные лица общего полицейского управления этих городов. В местностях, где нет предводителей дворянства, они заменяются председателем мирового съезда.

В местностях, где не введены земские учреждения, вместо их выборных и председателя земской управы назначаются губернатором два или три местных владельца недвижимых имуществ. Наконец, есть некоторые особенности для области Войска Донского (см. ст. 97 УСУ и примеч. к ней).

[3] За исключением только случая внесения в очередной список лиц, исполнявших обязанности присяжного в истекшем году, если есть возможность обойтись без них, а в месячные списки – одного лица дважды в том же году (ст. 104, 105 УСУ).

[4] Собрание узаконений. 1878. № 7. Ст.20.

[5] Собрание узаконений. 1884. № 75. Ст. 547.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author