Коллегия присяжных заседателей. Система списков. Образование ее в Англии, Франции и Германии.

Вторую коллегию в суде присяжных образует скамья присяжных заседателей. Она состоит из 12 человек, но для выбора их приходится обращаться к значительно большему контингенту населения, выполнив длинный ряд действий, предшествующих судебному разбору и направленных к тому, чтобы обеспечить образование состава, целям правосудия удовлетворяющего.

Приглашая граждан для совместного с коронными судьями разрешения этой задачи, государство заинтересовано в том, чтобы к суду являлись лица, способные достойно служить интересам правосудия.

Выбор их из всего населения делается прежде всего законом, который определяет условия, необходимые для присяжного. Лица, им не удовлетворяющие, не имеют права быть присяжными, они абсолютно к тому неспособны.

Но закон может наметить эти условия лишь в самых общих чертах. Среди лиц, им отвечающих, всегда найдется значительное число таких, которым в действительности было бы крайне рискованно поручить высокую миссию судьи.

Как ни желательно в вопросах, предполагающих личную оценку избираемого, обойтись без посредника между ним и законодателем, однако такой посредник необходим при избрании присяжных, миссия которых – не политическое право, а общественная повинность. Всякая повинность предполагает подбор людей, могущих нести ее. Для столь важной повинности, как судебная, он должен быть сделан с наибольшей осторожностью.

Эти соображения привели повсеместно к системе особых записей или списков, из которых образуется присутствие присяжных. В основании их лежит общий, или первоначальный, список, куда вносятся все лица, по закону признаваемые способными к присяжной повинности и не освобожденные от нее.

Из него составляется годовой список, обнимающий лиц, которые уже по внимательной оценке каждого в отдельности оказываются могущими служить целям правосудия и приглашаются для этого на предстоящий год; иногда такой список делится по четвертям или иным частям года.

Из лиц, внесенных в эти списки, составляется список служебный, в который вносятся подлежащие приглашению в суд для присяжной повинности в данный период[1] и из которого составляется присутствие, или скамья присяжных заседателей.

Но при составлении списков присяжных возможна опасность преследования целей, не имеющих ничего общего с правосудием, под видом служения ему. Потому-то огромную важность получает здесь вопрос об органах, которым оно поручается. В качестве этих органов могут выступать администрация, общественное самоуправление либо суд.

Администрация, стоя в круге местной жизни и по правительственному положению своему тесно примыкая к другим ведомствам, располагает обширным запасом сведений о личном составе населения. Она может принести огромную пользу доставлением драгоценных сведений, необходимых для составления списков присяжных.

Но вручать администрации само их составление нежелательно. Первоначального списка – потому, что сведения администрации об отдельных членах населения, ею управляемого и нередко с нею сталкивающегося, могут быть односторонними.

Очередного и тем более служебного – потому, что администрация, представляющая свои интересы в деле уголовного преследования, рискует увлечься ими и под влиянием их подготовить соответствующие составы присяжных.

Предполагая даже полную с ее стороны добросовестность, нельзя не опасаться ее односторонности и уменьшения доверия населения к суду присяжных. Притом администрация имеет неполные сведения о нуждах суда и потому не в силах обеспечить их в надлежащей степени.

Органы местного самоуправления наиболее пригодны для составления первоначальных списков, так как личный состав населения знаком им вполне. Но и здесь за ними необходим контроль для того, чтобы под влиянием частью личных отношений, частью нерадения они соблюдали закон неуклонно.

Что же касается списков очередных, то хотя никто более их не знаком с населением, но опасность влияния личных отношений в эту пору деятельности еще более усугубляется.

Притом и органам местного общественного самоуправления, подобно органам администрации, не вполне знакомы нужды судебного разбора. Потому-то такие органы, будучи крайне полезны и необходимы для составления очередных списков, не могут быть предоставлены сами себе.

Возложение обязанности составления списков присяжных на суд в лице правительственного его элемента равным образом представляет неудобства и выгоды. Понятно прежде всего, что суду не может быть поручена такая исполнительная функция, как изготовление первоначального списка.

Хотя затем, при составлении очередного списка, органы суда наиболее компетентны в оценке способности известных им лиц к судебной деятельности, но, с одной стороны, круг таких лиц невелик, с другой – желательны такие составы присяжных, которые имели бы самостоятельные взгляды и суждения, не ограничиваясь отражением взглядов коронного суда.

Из сказанного вытекает, что ни один из названных органов не может взять составления общих и очередных списков всецело в свои руки. Миссия столь важная, как надлежащее замещение высших уголовных судилищ, требует совместного участия всех их и дружного служения общей цели.

Представителям местного общественного самоуправления принадлежит первоначальная работа при содействии администрации и под некоторым ее контролем; администрацию в этом случае весьма полезно дополнить прокуратурой.

Тем же представителям общественного самоуправления при ближайшем содействии должностных лиц судебного ведомства, с нуждами присяжного суда знакомых, должно принадлежать составление годовых списков.

Наконец, список служебный и состав присутствия должны формироваться так, чтобы на них не оказывала влияния никакая человеческая воля, чтобы они были свободны от всякого подозрения в пристрастии. Здесь уместен только жребий.

В Англии в книгу присяжных, или, по континентальному выражению, в первоначальный список, согласно акту 1825 г. вносились неопороченные по суду лица одной из следующих четырех категорий: собственники недвижимости, приносящей не менее 10 ф. ст. ежегодного дохода; арендаторы пожизненные или на срок не менее 21 года недвижимого имущества, приносящего доход не менее 20 ф. ст. ежегодно; граждане, платящие подать для бедных и занимающие квартиру, которая имеет не менее 15 окон или годовая плата за которую не ниже 20 ф. ст., а в Миддлсексе не ниже 30 ф.ст.

С того времени имущественный ценз избирательный понижен, но для присяжных он повышен, и по акту 9 августа 1870 г. от них требуется ежегодный доход от 30 до 50 ф. ст., с которого платятся подати в пользу бедных. Кроме имущественной состоятельности требуется определенный возраст (от 21 до 60 лет), неопороченность по суду и грамотность[2].

Несовместимы со званием присяжных звание пэра, судебная служба, адвокатская и духовная деятельность, личный наем. Освобождаются от обязанностей присяжных исполнявшие ее в том же году, а также члены парламента, лица, служащие в армии и во флоте или на некоторых гражданских должностях, а также врачи, хирурги, аптекари и т. п.

Всех лиц, удовлетворяющих этим условиям, церковный староста и надсмотрщик за бедными заносят в алфавитные списки, изготовляемые по приходам и вывешиваемые на три последние сентябрьские недели у дверей главной церкви.

Затем списки эти представляются малому съезду мировых судей, который, выслушав замечания всех недовольных (для чего полагается одна неделя), разрешает их и постановляет о внесении секретарем исправленного на основании их списка в книгу присяжных, препровождаемую шерифу; последний приглашает из нее присяжных для каждой сессии, беря в порядке записей в книге ближайшие 48-72 имени, и посылает им за 6 дней до заседания повестки о явке[3]. В течение дня никто не обязан быть присяжным более чем по одному делу.

За свой труд присяжные вознаграждения не получают, но из среды их выделяются специальные присяжные, имеющие особые познания в какой-либо отрасли и отвечающие более высокому имущественному цензу; они приглашаются в делах гражданских по ходатайству сторон, а в делах уголовных – по требованию атторнея и получают вознаграждение, но деятельность в качестве специального присяжного не освобождает от исполнения обязанностей общего присяжного.

Впрочем, по важнейшим делам уголовным приглашение специальных присяжных запрещено законом.

Несравненно сложнее французская система. По конституции 1791 г., каждый гражданин, достигший 25-летнего возраста и платящий подать, равную трехдневной заработной плате, признается избирателем, и всякий избиратель вносится в общий список присяжных по участку; эти участковые списки пересылались прокурору департамента, который из них составлял по своему усмотрению департаментский список в 200 имен; из него председатель суда по жребию составлял сессионный список.

Устав 1808 г. заменил прокурора префектом, который за 15 дней до сессии, т.е. когда уже известно, какие дела должны подлежать рассмотрению, должен был составить список из 60 лиц, передававшийся председателю суда; последний в публичном заседании по жребию составлял из него список сессионный (36 очередных и 4 запасных).

При таком порядке личный состав присяжных вполне зависел от правительства, и самый институт был далек от народного. Закон 1827 г., увеличив имущественный ценз, устранил участковые списки, заменив их общим департаментским списком в 800 имен.

Из такого общего списка префект под свою ответственность обязан был составить очередной или годичный список в 300 имен; из него по жребию председатель суда составлял список сессионный, обнимавший 36 очередных и 4 запасных. В 1831 г. общий департаментский список с 800 повышен до 2400 имен; в соответствии с этим увеличился и простор для усмотрения префекта.

Законом 7 августа 1848 г. уничтожен имущественный ценз и децентрализованы органы избрания присяжных. Сущность этого закона состоит в следующем. Каждый избиратель вносится мэром в кантональный список; жалобы на мэра допускаются в муниципальный совет.

Из этих кантональных списков составляется общий департаментский список в 1500 имен, но так, что префекту предоставлено лишь распределение этого числа по кантонам, избрание же присяжных по каждому кантону в указанном числе делается особой кантональной комиссией, состоящей из двух муниципальных должностных лиц под председательством мирового судьи.

Февральскому правительству эта комиссия показалась слишком самостоятельной, и 4 июня 1853 г. она заменена двумя другими комиссиями (кантональной и окружной), состоявшими исключительно из правительственных должностных лиц.

Только нынешняя республика освобождает присяжных от такого явного влияния администрации: декретом 4 октября 1870 г. восстановлена система 1848 г., а законами 21 ноября 1872 г. и 31 июля 1875 г. установлены новые правила, которыми институту присяжных сообщается в большей мере значение института судебного и избрание их ставится на более правильную почву.

По современному французскому законодательству, способность быть присяжным имеют все граждане, достигшие 30-летнего возраста, умеющие читать и писать по-французски, пользующиеся своими правами гражданскими и политическими, не состоящие в личном услужении и не подвергшиеся наказаниям, которые навсегда или на определенный срок поражают это право.

Несовместимо звание присяжного с обязанностями депутата, министра, члена государственного совета, секретаря министра, префекта и его помощника, судьи, комиссара полиции, таможенного чиновника, сборщика податей, народного учителя, с духовным званием, с действительной военной службой и с обязанностями по администрации телеграфов.

Не могут быть присяжными по определенному делу стороны, свидетели, эксперты и лица, исполнявшие обязанности судебной полиции по тому же делу. Освобождаются от обязанности быть присяжными достигшие 70 лет, исполнявшие их в течение текущего или предшествующего года и, наконец, лица, снискивающие пропитание ежедневным трудом своих рук.

Из лиц, способных к присяжной повинности, последовательно составляются три списка присяжных – годовой, четвертной и сессионный, а из сессионного образуется скамья присяжных.

Годовой, или департаментский, список обнимает от 400 до 600 присяжных (по 1 на 500 жителей), а в департаменте Сены – 3000. Сюда вносятся только лица, жительствующие в департаменте. Общее число присяжных, потребное для департамента, распределяется префектами между округами и кантонами соответственно их населению.

Составление списка поручается двум комиссиям – кантональной (в Париже – участковой) и окружной. Первая состоит из мирового судьи как председателя и мэров общин; она для каждого кантона изготовляет подготовительный список, куда вносится вдвое более того числа лиц, которых обязан выставить кантон в качестве присяжных на предстоящий год.

Эти подготовительные списки препровождаются в окружную комиссию, собирающуюся в главном пункте округа в сентябре по приглашению председателя гражданского суда первой инстанции и состоящую под его председательством из местных мировых судей и членов генерального совета.

Она изготовляет окончательный годовой список, причем ей предоставлено внести сюда, в пропорции не свыше ¼, имена лиц, допущенных подготовительной комиссией, а также изменить сделанное префектом распределение числа присяжных по кантонам, но не выходя при этом из цифры, определенной для всего округа.

Сверх того она же составляет запасной список присяжных из лиц, жительствующих в главном городе округа, где обыкновенно происходят и ассизы; сюда по каждому округу вносится 50 имен, а в Париже – 300.

Окружные списки, в таком порядке составленные, немедленно подписываются и препровождаются до 1 декабря в канцелярию суда, при котором открываются ассизы. Первый президент его в течение первой половины декабря обязан составить из них департаментские годовые списки как очередных, так и запасных заседателей; это делается простым сведением всех окружных списков к одному алфавиту.

Из годового списка составляется сессионный, по жребию, вынимаемому председателем суда присяжных в публичном заседании, в числе 36 очередных и 4 запасных; это делается за 10 дней до открытия ассизов.

В Германии, по учреждению 27 января 1877 г.[4], должность присяжного заседателя признается почетной должностью, которая может быть возложена только на германских подданных, достигших 30 лет, не утративших права к тому по судебному приговору или не состоящих под судом по обвинению в деянии, за которое может быть назначено лишение почетных прав, и не ограниченных по суду в свободе распоряжения имуществом.

Кроме того, неспособны к отправлению этой должности лица, состоящие в услужении; пользовавшиеся не далее как за три года до того для себя или для своего семейства пособием из кассы для бедных; не жительствовавшие в течение двух полных лет в общине, где происходит избрание; страдающие такими душевными или телесными недостатками, которые лишают их возможности исполнять обязанности присяжного.

Несовместима должность присяжного с должностью министра, члена сената вольных городов, с должностями судейскими, прокурорскими и по судебной или исполнительной полиции, с духовным званием, с должностью народного учителя, с действительной военной службой, а также со всеми должностями, где допускается увольнение от службы без прошения.

Освобождаются от исполнения обязанностей присяжного по их о том заявлению члены законодательных собраний; врачи; не имеющие помощников аптекари; лица, исполнявшие обязанности присяжного или шеффена в предыдущем году; лица, достигшие 65-летнего возраста; наконец, лица, удостоверившие, что они не в состоянии нести расходы, связанные с: этой должностью.

Из лиц, могущих быть присяжными и не пожелавших освободиться от этого, составляются первоначальные списки, списки рекомендационные, годовые и сессионные.

Первоначальные списки составляются по общинам представителями их одновременно с такими же шеффенскими списками. Сюда вносятся все лица, по закону подлежащие приглашению к должности присяжного. Они объявляются для всеобщего сведения; в течение недели их может обозревать каждый желающий и делать на них замечания.

Со всеми замечаниями они препровождаются к участковому судье, который удостоверяется, было ли соблюдено правило гласности, и приготовляет доклад по содержанию поступивших замечаний.

Под председательством этого судьи образуется особая комиссия из одного назначенного правительством должностного лица и семи доверенных людей по выбору населения, а при отсутствии избранных – по назначению судьи.

Комиссия по абсолютному большинству голосов постановляет решения по сделанным на списки замечаниям, проверяет их правильность и изготовляет список кандидатов, предлагаемых ею для действительного исполнения обязанностей присяжных, помещая сюда втрое более числа, определенного для каждой местности органами судебного управления.

Эти рекомендационные списки препровождаются председателю земского суда, который вносит их в особое судебное заседание из пяти членов этого суда; оно рассматривает их, окончательно решает возникшие недоразумения и избирает из рекомендационных списков потребное число очередных и запасных присяжных.

Те и другие вносятся в отдельные списки, годовые. Затем, не менее как за неделю до открытия сессии присяжных, председатель земского суда при участии двух членов в публичном заседании, где обязательно присутствует и представитель прокуратуры, вынимает по жребию 30 имен, которые и вносятся в сессионный список.

Он препровождается председателю сессии, а присяжным посылаются заблаговременно повестки о явке; за неявку и вообще неисполнение возложенных на них обязанностей они подвергаются денежному взысканию. Вознаграждения присяжным не полагается, но их путевые расходы покрываются государством.


[1] Американское право обходится, подобно английскому, без особых списков – годового и периодического.

[2] С 1972 г. имущественный ценз для присяжных отменен, а возрастные границы расширены (18-65 лет).

[3] Правильность действий шерифа обеспечивается, во-первых, характером этой должности: она дается на краткий (годичный) срок, не связана с жалованьем, а напротив, требует дорогой представительности, так что доступна лишь весьма богатым лицам, пользующимся почетом; во-вторых, правом сторон на отвод всей скамьи присяжных в случае пристрастия шерифа; в-третьих, установившейся практикой, по которой шериф, не делая никакого подбора присяжных, ограничивается посылкой повесток по порядку записей имен в книге присяжных.

В Северо-Американском союзе должностные липа, шерифа заменяющие, обязаны составлять судебный список по жребию.

[4] Общегерманский закон о судоустройстве – Gerichtsverfassungsgesetz.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author