Press "Enter" to skip to content

Законодательные дополнения и изменения судебных уставов

Таков был поступательный, крайне медленный ход судебной реформы. За это время сами судебные уставы успели подвергнуться значительным дополнениям и даже изменениям их позднейшими законами. Важнейшие из этих новелл суть:

временные правила 15 марта 1866 г. о внутреннем распорядке в судебных установлениях, заменившие общий наказ по судебному ведомству до закона 20 мая 1885 г.;

закон 12 декабря 1866 г. о порядке судопроизводства по делам о преступлениях печати;

Advertisement

законы 1 июня 1868 г., 10/22 июня 1877 г. и 12 мая 1881 г. о кассационном залоге и об изменениях в организации кассационного суда;

закон 4 июня 1869 г., предоставивший лицам высших чинов или занимающим высшие должности право требовать допроса их не в заседании суда, а на месте жительства;

закон 11 мая 1870 г. (1 ноября 1875 г.) о назначении особых судебных следователей для производства следствий по важнейшим и по особо важным (политическим) делам;

закон 19 мая 1871 г. о порядке действия чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений;

Advertisement

правила 1871 г. о судебной отчетности по делам уголовным;

закон 7 июня 1872 г. об изменении порядка судопроизводства по делам о преступлениях государственных, для суждения которых образовано особое присутствие Сената; в свою очередь, этот закон изменялся как в смысле дальнейшего уклонения от общей нормы производства дел такого рода, подчинением их военному суду, — многочисленные постановления этого направления сведены к одному месту в положении 4 сентября 1881 г. о государственной охране, — так, наоборот, и в смысле приближения к прежнему порядку ведомства судебных палат с сословными представителями (закон 1882 г.);

закон 25 мая 1874 г. о частных поверенных;

законы 5 декабря 1874 г. и 11 октября 1889 г., высказавшиеся против открытия советов присяжных поверенных в местностях, где они еще не были открыты;

Advertisement

закон 9 мая 1878 г. о временном изменении подсудности по делам о некоторых преступлениях против управления, изъятых из ведения присяжных заседателей и переданных в судебные палаты с участием сословных представителей; на местности, где присяжные заседатели не введены, сила этого закона не распространяется;

закон 26 мая 1881 г. об отмене публичного исполнения смертной казни, которым дано дальнейшее развитие мысли, положенной еще в основание закона 6 октября 1878 г. об отмене обряда публичной казни;

закон 27 апреля 1882 г. об изменении порядка освидетельствования умственных способностей обвиняемых;

законы 3 мая 1883 г. о порядке прекращения следствий по некоторым уголовным делам и 1 мая 1884 г. о порядке прекращения дознаний полицией;

Advertisement

законы 12 июня 1884 г., 28 апреля 1887 г. и 3 декабря 1890 г., существенно изменившие прежние права об отводе присяжных заседателей и о составлении списков их;

закон 7 мая 1885 г., изменивший правила о перенесении уголовных дел из одного округа в другой;

закон 20 мая 1885 г. о порядке издания общего наказа и о дисциплинарной ответственности чинов судебного ведомства, создавший в составе Сената высшее дисциплинарное присутствие; он поколебал судейскую несменяемость, расширив власть министра юстиции и несудебного дисциплинарного разбора;

закон 3 июня 1885 г., вводящий эмеритуру[1] в судебном ведомстве;

Advertisement

закон 15 мая 1886 г., изменивший прежние правила о постановке вопросов присяжным заседателям;

закон 8 декабря 1886 г., отменивший изъявление неудовольствия по делам мировой юрисдикции;

закон 12 февраля 1887 г., изменивший постановления устава о гласности судебного разбора;

законы 14 февраля 1887 г. и 15 февраля 1888 г., дающие более широкое развитие заочному разбирательству, допуская его и по менее важным делам в общих судебных местах;

Advertisement

закон 7 июля 1889 г., направленный к значительному сокращению ведомства присяжных заседателей; им, между прочим, все дела о служебных преступлениях должностных лиц передаются судебным палатам или Сенату с участием сословных представителей;

закон 12 июля 1889 г. и состоявшиеся в развитие его правила 29 декабря 1889 г. (с дополнениями их законом 8 июня 1891 г.), наиболее глубоко поколебавшие основные начала судебных уставов, разрушив мировую юстицию и создав на ее месте судебно-административные установления, поставленные вне всякой связи с общей судебной системой государства;

закон 21 мая 1891 г., изменивший порядок примирительного разбирательства;

закон 24 декабря 1891 г., давший новую организацию кандидатуре на судебные должности;

Advertisement

закон 28 января 1892 г., предписавший непременное извещение сторон о разбирательстве их дел апелляционной инстанцией;

наконец, закон 1894 г., изменивший порядок приведения присяжных заседателей к присяге и разъяснения им их прав и обязанностей.

Этими узаконениями, в разное время и по разным побуждениям состоявшимися, между собой не согласованными, введена значительная пестрота в картину нашего процессуального законодательства.

Между тем на общие нужды нашего процесса, выяснившиеся уже вскоре после издания судебных уставов и частью намеченные составителями их, именно на составление общего наказа судебным местам, необходимость улучшения следственной части, упорядочения процессуальных прав потерпевших вообще и гражданского истца в частности, защиты, частного обжалования и др., приведенные узаконения никакого ответа не давали.

Advertisement

Объединение законодательства и удовлетворение насущных потребностей сторон стало настоятельной потребностью. Для разрешения ее при Министерстве юстиции образована была в 1894 г. особая комиссия, которая поставила себе задачей пересмотр всего судебного законодательства. Свою деятельность она закончила в 1899 г.

К участию в разных ее отделах привлекались многочисленные представители теории и практики, и труд, ею затраченный, был поистине огромный. Все части судебного законодательства были пересмотрены, причем кроме указаний опыта комиссия широко пользовалась и положениями доктрины права.

К сожалению, однако, комиссия чересчур робко отнеслась как к законоположениям 1889 г., которыми подорвано единство судебной системы, так и к другим судебным новеллам, ставшим вразрез с коренными началами уставов и объяснявшимся лишь временными обстоятельствами, но в проекте комиссии их временный характер сменялся постоянным правилом.

Этих отрицательных сторон не могут искупить и ценные изменения деталей законодательства, предположенные комиссией по разным отделам процесса. Ими не оправдывается то полное упразднение кодексов 20 ноября, которое предположено комиссией 1894—1899 гг., заменяющей их совершенно новыми кодексами.

Advertisement

[1] Эмеритура (от лат. emeritus — заслуженный) — специальная пенсия уволенным в отставку государственным служащим из сумм эмеритальной кассы, средства которой составлялись из обязательных отчислений из жалованья государственных служащих.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.

You cannot copy content of this page