Русская система замещения судебных должностей

В нашем прежнем процессуальном строе имел обширное применение выборный порядок замещения судебных вакансий, притом по сословиям. Рядом с ним применялся и порядок правительственного назначения – не только верховной властью, но и подчиненными ей органами; высшие судейские должности заменялись монархом, низшие – министром юстиции[1].

Составители судебных уставов, приняв выборный порядок для мировых судей, колебались по вопросу о порядке замещения судейских вакансий в общих судейских местах. Первоначально для замещения вакансий в окружных судах и палатах предполагалось общим собраниям их предоставить избрание кандидатов.

Судебные представления должны были поступать к министру юстиции, который кроме судебных кандидатов мог представить верховной власти и своих кандидатов, но не иначе как с объяснением причин, почему судебные кандидаты признаются им не соответствующими надлежащим условиям.

Но эти предположения комиссии 1863 г. значительно изменены Государственным советом, так что порядок действующего законодательства по этому предмету следующий. Сенаторы и первоприсутствующие кассационных департаментов Сената или общего собрания их назначаются именными указами по непосредственному усмотрению монарха (ст. 216 УСУ).

Председатели судебных палат и департаментов их, председатели и товарищи председателей окружных судов назначаются Высочайшей властью по представлениям министра юстиции без всякого в том участия судебной коллегии (ст. 212)[2].

Вакансии членов палат и окружных судов, а также судебных следователей замещаются Высочайшей властью по представлениям министра юстиции, но при участии судебной коллегии, в которой открылась вакансия.

Участие это выражается в немедленном после открытия вакансии созвании общего собрания суда или палаты для совещания о кандидатах на открывшиеся должности; общее собрание происходит при прокуроре и может избрать кандидатом только лиц, удовлетворяющих законным условиям для занятия данной должности и заявивших свое согласие.

Затем судебные представления поступают через старшего председателя судебной палаты к министру юстиции, который представляет Императорскому Величеству как об указанных судебными местами кандидатах, так и о других, имеющих право на занятие открывшихся должностей (ст. 213-215 УСУ).

Изложенными законами не разрешается вопрос о порядке избрания кандидатов в общих собраниях. Сенат по вопросу о порядке подачи членами общего собрания голосов при избрании кандидатов высказался за открытую их подачу (общ. собр. 1881/58), которая в данном случае крайне нежелательна.

Все личные вопросы, подлежащие разрешению коллегии, должны быть разрешаемы баллотировкой. На каждую вакансию общее собрание может представить одного кандидата; хотя этого ограничения в законе не содержится, но оно разумеется само собой. Избранным следует считать получившего наибольшее абсолютное число избирательных голосов.

Министру юстиции предоставляется дополнить судебных кандидатов своими, причем он не обязан приводить мотивы такого дополнения в письменном представлении монарху. Но может ли министр юстиции, не представляя судебных кандидатов, ограничиться в представлении монарху только своими кандидатами?

Это было бы явным противоречием закону (ст. 215 УСУ), точное соблюдение которого дает единственную гарантию того, что судебные вакансии будут надлежащим образом замещаемы. Министр юстиции может ослабить представление суда, но закон обязывает довести его до сведения Высочайшей власти.

В проекте комиссии 1894-1899 гг. намечена двухстепенная система выбора кандидатов судебными местами, именно в начале каждого года и тотчас по открытии вакансии. Но вместе с тем комиссией подчеркнуто совершенно необязательное значение таких выборов для министра юстиции (ст. 273-277 проекта УСУ).


[1] Сенаторы определяются непосредственно Высочайшей властью; председатели, товарищи председателей и члены соединенных палат назначались Высочайшей властью по представлению министра юстиции (ст. 1197 ч. 1 т. II Свода законов изд. 1876 г.).

[2] Вопрос о замещении должности товарища председателя окружного суда при составлении уставов вызвал ряд мнений. Для решения его предлагалось три способа: предоставить председательствование в отделении старейшему из членов, или предоставить избрание председательствующего самим членам отделения, или, наконец, назначать его от правительства.

Первый из этих способов не принят потому, что “старшинство в службе не всегда удостоверяет в способностях для председательства в окружном суде”, хотя впоследствии законом 10/22 июня 1877 г. именно это начало старшинства принято для определения председательствующих в отделениях Сената.

Против второго было замечено, что он не согласен с Основными положениями, по которым все должности в окружных судах замещаются от правительства. Предпочтение отдано третьему способу, чтобы иметь на местах председательствующих отделений “людей способных, надежных и ответственных за охранение в отделениях установленного порядка”.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author