Положительные системы Запада. Русское право

Так же ставится этот вопрос и в англо-американском уголовном процессе, гласном на всех своих стадиях без исключения; только при предварительном разбирательстве судье предоставляется закрыть двери заседаний для посторонней публики; по законодательствам Северо-Американского союза такое закрытие объявляется иногда обязательным в случае требования подсудимого.

Этого порядка не могли последовательно провести законодательства со смешанным типом процесса в смысле французском. Оставаясь слепком с прежнего, инквизиционного процесса, предварительное следствие продолжает быть негласным не только для посторонней публики, но даже и для сторон; здесь строго проводится старое начало канцелярской тайны, тут сохраняется опасение, что оглашение судебного разбирательства гибельно для интересов правосудия.

Напротив, следствие судебное и все дальнейшее разбирательство (процесс обжалования) построены на новом порядке гласности, нарушение которого влечёт недействительность всего производства. Отступление от гласности в судебном следствии допускается лишь в случаях исключительных.

Французское законодательство дает ассизному суду право закрывать двери заседания для публики во всех случаях, когда публичное разбирательство будет признано судом вредным для общественного спокойствия или нравственности, но только на время судебного следствия и прений сторон; приговор объявляется публично.

Австрийский устав 1873 г. запрещает присутствие в заседании несовершеннолетних и вооружённых и, кроме того, даёт суду право и для совершеннолетних объявлять двери заседания закрытыми по соображениям нравственности или общественного спокойствия, оценка которых предоставлена суду; приговор во всяком случае объявляется на публичном заседании.

Германское учреждение судебных установлений 1877 г., провозглашая гласность судебного разбирательства по существу дела, дозволяет суду закрывать двери заседания на все время производства или на часть его по соображениям общественного спокойствия и нравственности, оценка которых принадлежит суду; приговор во всяком случае объявляется публично.

Негласность предварительного следствия встречает ныне громкие порицания в литературе, и некоторые континентальные законодательства новейшего времени стараются умерить порядок канцелярской тайны, допуская на предварительном следствии если не гласность общую, то по крайней мере гласность сторон.

Так, например, поступает германский устав 1876 г., который даёт право присутствия при всех следственных действиях прокурору, за исключением только допроса подсудимого, а подсудимому и его защитнику — за исключением допроса тех свидетелей, которые, по мнению следователя, затруднятся высказать правду в присутствии подсудимого.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author