Вопрос об отмене административной ссылки

Правительство уже неоднократно признавало необходимым отменить административную ссылку. “Применение этой меры без суда, – заявили соединенные департаменты Государственного Совета в 1888 году, – находится в явном противоречии с общепризнанными понятиями о необходимых ограждениях личности в благоустроенном государстве”.

Позднее Особое Совещание гр. Игнатьева справедливо указало на то, что применение административной высылки и наложение в административном порядке взысканий к тем или иным лицам за одну только политическую их неблагонадежность находится в резком противоречии с Манифестом 17 октября.

Наконец, междуведомственная комиссия Макарова, в свою очередь, привела целый ряд веских соображений, “говорящих в пользу окончательной отмены административной высылки”, и признала “правила об административной высылке подлежащими отмене”.

Однако в известном нам правительственном законопроекте о неприкосновенности личности этой решимости отменить административную высылку не проявилось: “сложный и обширный вопрос об отмене административной высылки, – читаем мы в объяснительной записке к этому законопроекту, – не может найти себе разрешение попутно, по поводу рассматриваемого законопроекта, и нуждается в особом и подробном обсуждении”.

Вместе с тем и все гарантии свободы передвижения исчерпываются в названном законопроекте следующей нормой: “Никто не может быть ограничиваем в избрании места пребывания или передвижения с одного места на другое, за исключением случаев, особо в законе указанных”.

Но ведь все рассмотренные формы административной высылки и ссылки тоже покоятся на особых указаниях закона. Очевидно, это правило совсем недостаточно для того, чтобы составить сколько-нибудь надежную гарантию для свободы передвижения.

Более широко и правильно определяют эту гарантию законопроекты думских комиссий: “Никто не может быть ограничиваем в избрании места пребывания или в передвижении с одного места на другое иначе, как по постановлению судебной власти” (редакция комиссии второй Думы).

И в самом деле, есть ли какой-нибудь смысл подчинять полицейский арест судебному контролю, если взамен этого ареста у администрации сохраняется право высылки почему-либо неугодных ей лиц?

Не повредит ли, однако, отмена административной высылки делу успешного осуществления сложных задач управления? Как поступать администрации с беспокойными, отвыкшими от труда босяцкими элементами, отравляющими существование в больших городах?

И ужели допустимо разрешить вопрос об еврейской оседлости косвенным, прикрытым путем – отнятием у администрации права выслать обратно в черту еврея, незаконно оттуда проникшего?

Все эти опасения основаны на простом недоразумении. Отмена административной высылки отнюдь еще не исключает возможности высылать лиц, пребывание которых в данной местности является незаконным, по постановлению суда. Интересующая нас реформа означает не отмену высылки как таковой, но лишь устранение административного усмотрения в применении высылки.

О необходимости лишить и крестьянские общества права удалять из своей среды порочных членов много говорить не приходится. Узаконения последнего времени решительно уничтожают прикрепление крестьянина к сельскому обществу по месту его приписки.

Да и вообще, с расслоением крестьянства, с развитием сношений между деревней и городом, органическая внутренняя связь, когда-то существовавшая между членами сельского общества, теперь все более уходит в область преданий. При таких условиях право односельчан удалять, по своему усмотрению, неугодных сочленов делается неуместным пережитком.

Еще два слова о высылке иностранцев. Междуведомственная комиссия и правительственный проект не находят надобности вносить каких-либо изменений в действующий по этому предмету закон: право административной высылки иностранцев существует не только у нас, но и на Западе; было бы потому неуместно предоставить иностранцам такие преимущества в отношении условий их высылки, какими не пользуются русские, проживающие за границей.

На иную точку зрения стали комиссионные проекты первых двух Дум. В Англии, в Норвегии, в Дании высылка иностранцев очень ограничена. К ограждению прав иностранца следует стремиться, чтобы укреплять добрые отношения между народами.

Потому “иностранцы не могут быть высылаемы из пределов Российской империи иначе, как по вошедшему в законную силу судебному приговору”. Но “это правило не распространяется в военное время на иностранцев, высылка которых оправдывается военными обстоятельствами”.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author