Последующие за кодексом законодательные и другие меры, направленные на его применение

Ближайшие к кодексу законодательные меры занимаются развитием заложенных в кодексе начал и чаще всего вращаются в круге идей кодекса; но иногда они выходят за круг этих идей; в общем же они больше усложняют пеструю систему кодекса, чем упрощают ее.

I. Больше всего хлопот наделало практике, как и следовало ожидать, начало негласности законных ипотек жен и подопечных.

1) На практике скоро обнаружилось, что очень часто эти ипотеки не записывались; в целях очистки их приобретателю недвижимости следовало извещать управомоченных, а между тем место жительства последних часто вовсе нельзя было и узнать. Затруднения вызвало мнение Государственного Совета от 1 июня 1807 г.[1], предписывавшее: ограничиваться в подобных случаях:

1) констатированием факта неизвестности домицилия интерессентов в объявлении, которое направляется прокурору по случаю очистки таких ипотек;

2) заявлением, делаемым в том же объявлении, что приобретатель будет публиковать вместо оповещения интерессентов ad domum в журнале, по форме, предписанной уст. гражд. судопроизв. на случай наложения запрещения на недвижимости;

3) действительным опубликованием факта перехода собственности, а если в округе нет и журнала, то публикация заменяется удостоверением прокурора о том, что журнала нет.

Срок для совершения записи законных ипотек со стороны жены и подопечных течет тогда с момента совершения публикаций или с момента получения от прокурора удостоверения о том, что в департаменте нет журнала.

Легко себе представить, как усложнились и запутались формы от этого нового нездорового шага по пути отступления от начала публицитета и вовсе не на пользу беззащитным.

2. На практике возник и другой вопрос: нужно ли возобновлять каждые 10 лет запись законных ипотек жен и подопечных? Государственный Совет ответил утвердительно на этот вопрос и установил ряд начал, держась строго буквы закона[2].

3. Наконец, сомнение вызвал вопрос о том, должны ли беззащитные пользоваться предоставленными им льготами даже тогда, когда отпало основание к тому, т.е. когда состояние беззащитности более не существует: жены стали вдовами, недееспособные – дееспособными? Вспомним, что до кодекса законодательство отвечало на этот вопрос отрицательно. Но Государственный Совет разрешил утвердительно: “должны”[3].

II. Судебная ипотека признается и в случае административных condamnations и contraintes, издаваемых администраторами в круге их компетенции; способы и условия установления этих ипотек те же, что и судебных. Погашение их истребуется перед общими судебными трибуналами; а когда оспаривается основание права, стороны отсылаются к административной власти[4].

Позднее Государственный Совет пошел еще дальше, признав contraintes, постановляемые таможенной администрацией, за частный случай contraintes, служащих титулом для судебной ипотеки, и потому дающими судебную ипотеку, подчиненную общим началам таковой[5].

Наконец, судебная ипотека признается спутницей и постановлений административных органов, фиксирующих начеты на коннетаблей общины и публичных учреждений[6].

III. Расширяется и круг привилегий на недвижимости, именно – создается привилегия фиска на недвижимости коннетаблей, запись которой следует на льготных условиях[7],[8].


[1] Duvergier, XVI, 147.

[2] Duvergier, XVI, 239.

[3] Eod. XVIII 239.

[4] Eod. XV 65.

[5] Eod. XVIII 54.

[6] Tripier, Codes Fr. 1898 под art. 2123 C. civ.

[7] Eod. под art. 2098.

[8]  Другие меры см. у Duvergier, XXVIII 490, XLVI 339, XV 241, XVI 178, XXIII 432, XVII 276, и Tripier, eod. прил. стр. 239, прим. к art. 2108 c. civ., и прим. 1 к кн. III tit. XVIII гл. XVIII Сode c.

Иван Базанов

Русский учёный-юрист, профессор и ректор Императорского Томского университета.

You May Also Like

More From Author