Зачатки административной юстиции в России

В России задачи административной юстиции лежат на так называемых административных департаментах Правительствующего Сената: это департаменты первый, второй и герольдии. Из них второй департамент рассматривает жалобы по крестьянским делам и первый – по прочим делам управления. Первый департамент представляет наибольшее значение, как орган административной юстиции.

Устройство Сената

Недостатки в устройстве административных департаментов Сената выступают очень ясно, если сравнить это устройство с организацией кассационных департаментов Сената: эти последние, как известно, были созданы судебной реформой Александра II в качестве высшего в империи суда для уголовных и гражданских дел.

Сенаторы кассационных департаментов назначаются не иначе, как из числа лиц со специальной (юридической) подготовкой и по выслуге известного числа лет в должностях по судебному ведомству.

Этих условий совсем не требуется для назначения сенатором административного департамента: достаточно быть особой первых трех классов из чинов гражданских или из военных. Независимость сенаторов кассационных департаментов обеспечивается их несменяемостью: по общему правилу, они не могут быть увольняемы без прошения иначе, как по суду.

Вместе с тем они не вправе занимать другой должности по какому-либо ведомству, чтобы тем самым не утратить своей независимости от правящей власти. Сенаторы административных департаментов несменяемостью не пользуются; не лишаясь своего звания, они могут занимать должности и в иных установлениях.

Самостоятельность административных департаментов Сената существенно ослабляется далее и условиями их делопроизводства. Каждый министр вообще и министр юстиции в особенности пользуются большим влиянием на ход дел в Сенате.

Канцелярия

Прежде всего канцелярии административных департаментов Сената состоят не в их заведовании, но под управлением обер-прокуроров, подчиненных непосредственно министру юстиции. Таким образом, Сенат по административным департаментам лишен права получать и вскрывать адресованные на его имя дела и пакеты. Сенат не может потребовать назначения того или другого дела на очередь.

По ст. 244 учреждения Пр. Сената, “канцелярия Сената состоит в непосредственной и полной зависимости от обер-прокуроров и министра юстиции; посему в управление ее сенаторы не вступаются и за оное не ответствуют”.

Конечно, рано или поздно каждое дело докладывается Сенату: но, как сообщает в “Журнале Министерства Юстиции” М. А. Лозина-Лозинский, “бывали примеры, что дела докладывались через десять и более лет, когда смерть жалобщика или ответчика-администратора лишала их практического значения”.

Департамент

Для того чтобы жалоба обывателя на присутственное место или должностное лицо административного ведомства могла разрешиться в благоприятном для жалобщика смысле, она должна пройти в Сенате очень длинную и сложную процедуру.

Эта жалоба из канцелярии сначала поступает в соответствующий административный департамент. Здесь она будет принята в уважение лишь в том случае, если соберет большинство двух третей голосов.

В противном случае дело переносится в общее собрание, состоящее из департаментов первого, второго и герольдий. Впрочем, и в том случае, когда дело будет решено в департаменте надлежащим большинством и даже единогласно, министр, заинтересованный в данном деле, вправе потребовать сперва его пересмотра в департаменте и затем, если его мнение не будет здесь принято, перенесения дела в общее собрание.

“Дело не переносится в общее собрание, а решается окончательно,- мы приводим подлинные слова закона, – если все наличные сенаторы единогласно или большинство двух третей голосов наличных сенаторов примут предложение обер-прокурора, данное Сенату, непосредственно или по поручению министра юстиций, или мнение министра, либо главноуправляющего, при участии коего дело производится” (Учр. Сен., ст. 104). Таков желательный в глазах закона способ решения дел в административных департаментах Сената.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author