Ответственность должностных лиц

а) Общие замечания. Ответственность должностных лиц имеет в России громадное значение ввиду чрезвычайно многочисленного класса чиновников, с одной стороны, и громадного их влияния на общественную и государственную жизнь страны – с другой.

Ответственность эта делится на уголовную, гражданскую и дисциплинарную. Первые два вида осуществляются в судебном порядке, последний – в административном. Ответственность чиновников в русском праве, однако, поставлена весьма несовершенно.

С одной стороны, должностным лицам в отношении уголовной и гражданской ответственности предоставлены излишние преимущества, а с другой – в области дисциплинарной чиновник лишен простейших необходимых гарантий. Большими достоинствами, впрочем, по сравнению с общей отличается ответственность должностных лиц судебного ведомства.

б) Уголовная ответственность представляет ту особенность, что по общему правилу предание суду за должностные преступления зависит от усмотрения начальства, назначившего “обвиняемого на должность; по исключению должностные лица IV и V классов, утверждаемые в должности высочайшей властью, предаются суду Первым департаментом Сената; особы первых трех классов привлекаются к ответственности в том же порядке, как члены Г. думы и Г. совета[1].

Некоторые особенности представляет собой порядок предания суду лиц судебного ведомства; в этом случае в зависимости от должности камерами предания суду являются судебная палата и соединенное присутствие 1-го и кассационных департаментов Сената.

в) Гражданская ответственность[2] предусматривает особый порядок рассмотрения дел в тех случаях, когда предъявляются иски о вознаграждении за вред и убытки, причиняемые нерадением, неосмотрительностью или медленностью должностных лиц административного ведомства.

Такие иски, касающиеся чиновников от XIV до V класса, рассматриваются в особом составе суда с участием представителей администрации в роли экспертов (между прочим, ближайшего начальника ответчика).

Иски в этом случае предъявляются против лиц, занимающих должность до VIII класса, в окружном суде; против служащих до V класса – в судебной палате. Иски против особ выше V класса рассматриваются в соединенном присутствии Гражданского кассационного и Первого департаментов Сената.

Что касается убытков, причиненных незаконными действиями лиц судебного ведомства, то просьбы о разрешении отыскивать такие убытки рассматриваются предварительно в отношении чинов окружного суда и мировых судей судебной палатой, а членов высших судебных учреждений – Соединенным присутствием Первого и Гражданского кассационного департаментов Сената. Названные учреждения указывают окружной суд, куда должен быть направлен иск, признанный имеющим основания.

г) Дисциплинарная ответственность должностных лиц предусмотрена целым рядом статей, разбросанных по отдельным томам Свода законов, но тем не менее дисциплинарное законодательство является неполным, разрозненным и устарелым[3].

По общему правилу дисциплинарное взыскание может быть наложено на чиновника не иначе, как по истребовании от него объяснений. Дисциплинарные взыскания состоят: в замечаниях, выговорах без занесения их в послужной список, в вычетах из жалованья, перемещениях с высшей должности на низшую, удалении от должности и аресте до 7 дней. Замечания и выговоры налагаются на виновного ближайшим начальством; остальные взыскания – начальством, от которого зависит назначение на должность.

Особым видом дисциплинарных наказаний служит уже упомянутое удаление со службы без объяснения причин (по третьему пункту) тех чиновников, которые, по убеждению начальства, неспособны к исправлению возложенных на них должностей, или почему-либо неблагонадежны, или сделали вину известную начальству, но такую, которая не может быть доказана фактами[4].

Закон советует, однако, начальству в этих случаях действовать осмотрительно, не допуская пристрастия. Тем чиновникам, которые будут удалены от службы и о причинах удаления будет указано в приказе, предоставляется право, если они считают себя невиновными, жаловаться на такое увольнение высшему начальству и просить суда.

Но те чиновники, которые по усмотрению начальства будут просто уволены от службы без означения причин увольнения, на такое распоряжение не могут жаловаться.

Особый порядок дисциплинарного производства существует для чинов судебного ведомства[5]. Прежде всего перечень дисциплинарных взысканий здесь не содержит удаления от должности, которое может произойти только по суду.

Затем, судейский состав подлежит только предостережениям и вычетам из жалованья. Наконец, при наложении взысканий применяется порядок, в большей мере обеспечивающий права и интересы привлекаемого к ответственности.

Дела, подлежащие дисциплинарному производству, ведаются:

1) о председателях и членах судебных палат, председателях окружных судов, обер-прокурорах, прокурорах судебных палат, их товарищах, а также о чинах канцелярий кассационных департаментов Правительствующего сената и Общего собрания – Высшим дисциплинарным присутствием;

2) о товарищах председателей и членах окружных судов, старших нотариусах, судебных следователях и мировых судьях, а также прокурорах окружных судов и их товарищах – судебными палатами;

3) о прочих чинах судебного ведомства – теми судебными местами, при которых они состоят.

При разбирательстве дела допускается отвод судей, обвиняемый дает объяснения, прокурор дает свое заключение. Разрешается обжалование и протест прокуратуры.

Жалобы и протесты препровождаются в высший суд для решения: в судебной палате – в общем собрании ее департаментов, а в Правительствующем сенате – в Высшем дисциплинарном присутствии. На решения судебной палаты, постановленные ею на правах дисциплинарного суда второй степени, а также на все решения Высшего дисциплинарного присутствия Правительствующего сената жалобы и протесты не допускаются.

Дисциплинарное производство возбуждается: относительно судей, в том числе и судебных следователей – или определениями самих судов и съездов мировых судей по принадлежности, или же предложениями министра юстиции; относительно прочих чинов судебного ведомства – или распоряжениями председателей, или предложениями лиц прокурорского надзора.

В области земского самоуправления вопросы о дисциплинарной ответственности председателей и членов земских управ возбуждаются губернаторами или подлежащими земскими собраниями.


[1] Ibid. ст. 1316-1336.

[2] Например, Улож. о наказаниях (С. з., т. XV) ст. 65; С. З., т. VI, Общее учреждение губернское, ст. 172 и 173.

[3] С. з., т. III, ч. I, ст. 788.

[4] С. з., т. XVI, ч. I, Учреждение судебных установлений, ст. 261-296.

[5] Св. зак., т. VI, ч. II, ст. 943 и след.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author