Общие замечания о финансовом управлении

Государство в хозяйственном отношении именуется “казна”[1], т. е. фиск. Казна, охватывающая понятие всех имущественных прав государства, отличается от имуществ удельного ведомства, городских, земских, сословных, корпоративных и проч.

Казна, как юридическое лицо, в области частноправовых отношений подчиняется действию общих гражданских судов, пользуясь лишь некоторыми привилегиями. Часть этих привилегий касается материального, часть – процессуального права.

Со времени введения нового представительного строя в России проект росписи государственных доходов и расходов рассматривается законодательными учреждениями. Порядок этого рассмотрения изложен выше, в § 22, посвященном описанию деятельности Г. думы и Г. совета.

Для характеристики этой деятельности здесь уместно указать следующее; между прочим, на 1910 г. министром финансов был представлен проект росписи, в котором предлагалось обыкновенных доходов 2535817522 р., чрезвычайных – 10000000 руб., итого – 2545817522 руб.; обыкновенных расходов 2510036135 руб., чрезвычайных – 119996410 руб., итого – 2630032545 руб.

Расходы в этом исчислении превышали общую сумму доходов на 84215023 руб., которые предполагалось получить посредством кредитных операций. Законодательные учреждения, однако, нашли возможным увеличить некоторые доходы и уменьшить расходы в значительной степени. В результате не только был устранен предполагавшийся дефицит, но оказалось превышение доходов в количестве 4723692 руб.

После всех изменений роспись на 1910 год представилась в следующем виде: обыкновенных доходов 2580063497 руб., чрезвычайных 11624383 руб., итого – 2591687880 руб.; обыкновенных расходов 2470035313 руб., чрезвычайных 121652567 руб., итого – 2591687880 руб.

Обыкновенные доходы дают: налоги, регалии, казенные имущества, отчуждение государственных имуществ, так называемые “выкупные платежи” с крестьян, освобожденных от крепостной зависимости с землей[2], возмещение расходов государственному казначейству[3], доходы разного рода.

Чрезвычайные доходы: вклады в Государственный банк на вечное время, возврат долгов общего для империи продовольственного капитала, обращение в средства фиска запасного капитала особенной канцелярии по кредитной части, кредитные операции.

Обыкновенные расходы служат прежде всего для покрытия издержек по содержанию государственных учреждений, для покрытия займов и непредвиденных сметой экстренных надобностей.

Чрезвычайные расходы зависят от потребностей времени: покрытия издержек, связанных с военными действиями и военными приготовлениями, с постройкой казенных железных дорог и субсидированием частных и проч.

б) Кассовое устройство

Все доходы сосредоточиваются в кассах Министерства финансов; из этих касс уплачиваются суммы кредиторам казны по предписаниям учреждений и лиц, имеющих право распоряжаться кредитами. Министерства не получают на руки никаких сумм, кроме авансов, отпускаемых в счет сметы по особым правилам.

Кассы разделяются на приходные и расходные. К первым принадлежат кассы специальных сборщиков и уездные казначейства; ко вторым – губернские казначейства, главное казначейство в Петербурге, касса Государственной комиссии погашения долгов и уездные казначейства – по поручениям губернских.

Кассы специальных сборщиков собирают доходы по преимуществу от регалий, горные, лесные, железнодорожные, также таможенные, от нотариальных актов и проч. Эти сборы пересылаются ими в губернские и уездные казначейства. Уездные казначейства принимают прямые и косвенные налоги.

Главное казначейство производит уплаты по расходам центральных учреждений. Казначейства кроме собирания государственных доходов, хранения их, пересылки и производства выдач продают гербовую бумагу, марки, выдают свидетельства по акцизным сборам и т.д.

в) Государственный контроль

Русский контроль по преимуществу является последующим, т. е. ему подлежат уже произведенные приемы и выдачи; к концу каждого месяца все губернские и уездные казначейства, а также и кассы специальных сборщиков составляют ведомости о поступивших доходах и происшедших расходах.

Эти ведомости со всеми относящимися к ним документами представляются в контрольные палаты. На основание сведений, поступающих со стороны местных органов Государственного контроля, государственный контролер составляет свой отчет об исполнении годовой росписи. Указанный отчет рассматривается обеими палатами.

Кроме того, государственный контролер представляет всеподданнейший доклад монарху. Наряду с последующим в отдельных случаях допускается предварительный контроль; например, производится предварительная ревизия денег и материалов по эксплуатации и постройке всех казенных и некоторых частных дорог.

Предварительный фактический контроль, между прочим, выражается в том, что контрольные учреждения посылают своих чиновников для присутствия при разных казенных постройках, при продаже казенного имущества и проч. Некоторые учреждения, однако, совершенно не подпадают надзору Государственного контроля. К таким принадлежат:

1) Министерство императорского двора и уделов;

2) Собственная Е. И. В. канцелярия по учреждениям императрицы Марии;

3) государственные кредитные установления и иностранное отделение особенной канцелярии Министерства финансов по кредитной части в отношении заграничных займов;

4) хозяйственное управление при Св. синоде по специальным средствам духовного ведомства;

5) Министерство иностранных дел в отношении чрезвычайных издержек, подлежащих тайне и известных императору;

6) министерства относительно сумм, ассигнуемых на известное монарху употребление.


[1] Сохранившиеся для немногочисленных разрядов крестьян.

[2] Возврат частных ссуд и др.

[3] Государственные имущества находятся главным образом в заведовании главного управления землеустройства и земледелия по департаментам лесному, государственных земельных имуществ.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author