Порядок наследования в имуществах выморочных

Наконец, законодательство определяет порядок наследования в имуществах выморочных: они достаются казне или какому-либо отдельному ведомству. Так, выморочное имущество, остающееся после представителя учебного ведомства, поступает в пользу того заведения, при котором состояло это лицо; выморочное имущество после лица духовного звания поступает в духовное ведомство; выморочное имущество после морских чинов, умерших во время похода, отдается в госпитали и т. д.[1]

Но если казна получает выморочные имущества, то это не значит еще, что ей принадлежит право наследования по ним: имущества выморочные оказываются бесхозяйными, ничьими, а таковые принадлежат государству[2]; и вот казна получает имущества выморочные как безхозяйные, а не по праву наследования.

Само же выражение «наследование в имуществах выморочных» содержит в себе противоречие: выморочным именно и называется такое имущество, по которому нет наследника или по крайней мере все равно что нет, например, когда он отказывается от наследства.

И то, что не всегда выморочные имущества сливаются с общими имуществами казны, а иногда предоставляются отдельным ведомствам, как уже сказано, не составляет исключения из того общего правила, что выморочные имущества поступают в казну, потому что эти ведомства ее и представляют, а не являются какими-либо отдельными, самостоятельными юридическими лицами, так что причисление выморочного имущества к тому или другому ведомству есть не более, чем административное распределение казенного имущества.

Исключение составляют только те случаи, когда выморочное имущество после лица… (потомственного дворянского сословия поступает в пользу дворянского общества; после владельца, не принадлежащего к потомственному дворянству, недвижимого имущества в пределах города – в пользу города; имущества крестьян – в пользу сельского общества, так как они представляют особые юридические лица, которые не сводятся к личности государства[3].

Но и в этих случаях, строго говоря, государство только уступает свое выморочное право этим обществам, но сам характер права от того не изменяется. – А. Г.).

В практическом отношении, быть может, и все равно, считать ли право государства на выморочные имущества правом наследования или рассматривать его только как право на имущества безхозяйные.

Но по одному практическому результату нет возможности определять существо юридического учреждения, а нужно обращать внимание на саму идею, присущую учреждению, тем более, что это объясняет отдельные определения, касающиеся этого учреждения… (которые без того кажутся исключительными. – А. Г.), и может также вести к некоторым, более или менее особым, практическим результатам. Так и оказывается относительно права казны на выморочные имущества.

Например, наследники, по общему правилу, уплачивают все долги наследодателя независимо от того, достаточно или недостаточно наследства для их покрытия; казна, отдельные ее ведомства и общества уплачивают долги наследодателя, насколько хватает его имущества, но не отвечают своими средствами, потому что не наследуют, а приобретают столько, насколько имущество превышает долги, т. е. насколько оно действительно существует[4].

В практическом отношении важнейший вопрос относительно выморочного имущества – когда оно считается выморочным? Ответом может служить положение: имущество, остающееся по смерти лица, считается выморочным, когда не оказывается в живых никого из членов того рода, который призывается законом к наследованию в данном имуществе; когда хотя кто-либо и есть в живых, но не способен быть субъектом права или, наконец, когда в течение 10 лет со времени вызова наследников никто из них не предъявил своих прав на наследство установленным порядком[5].

Мы видели, что родовые имущества переходят по законному наследованию к членам того рода, из которого дошли они до наследодателя, – к родственникам со стороны отца или матери; имущества же благоприобретенные – всегда к родственникам со стороны отца.

Следовательно имущества родовые – отцовские, а также благоприобретенные становятся выморочными, как скоро род отца наследодателя оказывается вымершим, хотя бы и живы были родственники со стороны матери. Наоборот, имущества родовые – материнские – оказываются выморочными, когда нет налицо никого из членов рода матери наследователя, хотя бы и были родственники со стороны отца.


[1] Ст. 1167–1183.

[2] Ст. 406.

[3] Ст. 1172, 11721–11728.

[4] Ст. 1263.

[5] Ст. 1162, 1163.

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author