Порядок наследования в линиях боковых

Когда у наследодателя нет нисходящих родственников, т. е. когда он умирает беспотомственно (бездетно, как говорится в Своде законов) или по крайней мере принимается, что нет нисходящих, например, когда сын наследодателя не способен быть субъектом права наследования, то к наследству призываются родственники боковых линий[1].

Но тогда как все нисходящие линии находятся в одинаковом отношении к наследодателю и совместно призываются к наследству, мы все-таки усматриваем между боковыми линиями различие: одна считается более близкой, другая – менее, существуют первая, вторая, третья и другие боковые линии.

Первую составляют брат или сестра и их потомство, вторую – дядя или тетка со своими нисходящими, третью – брат или сестра деда или бабки и их потомство и т. д. Словом, первую боковую линию составляет другая нисходящая линия от ближайшего родоначальника, т. е. отца наследодателя; вторую – нисходящая от второго родоначальника наследодателя, т. е. его деда, и т. д.[2]

И вот, хотя вообще право наследования в боковых линиях существует неограниченно, пока может быть доказано родство, даже самое отдаленное, коренное правило наследования в боковых линиях таково, что ближайшая устраняет дальнейшую, т. е. вторая боковая линия призывается к наследству, когда нет первой, третья – когда нет первой и второй, и т. д.

Но линии, одинаково близкие, призываются к наследству совместно. Например, у наследодателя остаются два брата: оба они наследуют. В каждой отдельной линии ближайшая степень исключает дальнейшую; но в различных линиях, одинаково близких, могут наследовать совместно и родственники различных степеней, как при наследовании в линиях нисходящих.

Например, у наследодателя остаются брат и сын этого брата: наследство получает брат, а сын его не наследует. Но остаются брат и сын другого брата, прежде умершего: брат и племянник наследуют совместно.

Относительно раздела наследства и здесь получает применение право представления, т. е. несколько лиц одной и той же линии, состоящие в одинаковой степени родства с наследодателем, в совокупности получают столько же, сколько получил бы родоначальник их линии[3].

Например, к наследству призываются брат наследодателя и два сына другого брата, прежде умершего: одна половина наследства идет брату, а другая – на долю другого колена и делится между племянниками наследодателя поровну.

Кроме того, как при наследовании в нисходящей линии лица женского пола проигрывают при лицах мужского пола, так еще более проигрывают они при наследовании в боковой линии. По тем же историческим причинам и тому же воззрению древнего юридического быта, что лицо женского пола – не член рода.

Коренное правило нашего законодательства: лица женского пола не наследуют родственникам боковой линии при лицах мужского пола, состоящих с ними в одинаково близкой линии родства к наследодателю, и в каждой отдельной боковой линии лица женского пола не наследуют совместно с лицами мужского пола, одинаково с ними близкими к наследодателю[4].

Так, у беспотомственного наследодателя остаются брат и сестра; брат призывается к наследству, в отношении сестры действует правило: «Сестра при брате – не наследница». Пусть будет у наследодателя племянник – сын умершего брата и сестра: наследует племянник, а сестра не призывается к наследству.

Или есть у наследодателя племянник и племянница – дети умершего брата: к наследству призывается только племянник, а не племянница, по тому же правилу: «Сестра при брате в боковой линии – не наследница».

Рассматриваемое правило обыкновенно распространяется и на потомство лиц женского пола, из кого бы оно ни состояло, – из лиц мужского или женского пола: к наследству призывается целая линия, и дальнейшее потомство представляет ее родоначальника; так что в боковых линиях право представления оказывает влияние не только на определение наследственной доли, но и на само право наследования.

Так, пусть будут у наследодателя племянница, дочь брата, и племянник, сын сестры; по этому воззрению племянница призывается к наследству, племянник не призывается. Хотя нам кажется, следовало бы наоборот – призывать племянника, а не племянницу, так как они состоят в одинаковой линии родства, а тогда лицо женского пола не наследует при лице мужского пола.

Но если у наследодателя остаются только боковые родственники по женскому колену, то они наследуют, как и родственники по мужскому[5]. Например, у наследодателя остаются только сестры: все они призываются к наследству.

И точно так же, если в отдельной женской линии одинаково близки к наследодателю несколько лиц, то они делят имущество, как и лица мужского пола. Так, у наследодателя остаются сестра и две племянницы – дочери другой сестры: одна половина наследства достается сестре, а другая делится поровну между племянницами.

Все эти правила, соблюдаемые в ближайших боковых линиях, соблюдаются и в дальнейших. Пусть у беспотомственного наследодателя нет ни братьев ни сестер, а остаются дяди: все они призываются к наследству; если остаются дядя и тетка, то наследует один дядя, тетка же устраняется от наследства; остаются сын или дочь дяди и тетка – сын или дочь призываются к наследству, тетка не призывается; остаются одна, несколько теток или их потомки: одна или несколько теток, потомки их призываются к наследованию и делят наследство поколенно.

Но в дальнейших боковых линиях различаются еще линии со стороны отца, со стороны матери, и это различие повторяется в каждой дальнейшей боковой линии, ибо в каждом члене рода сосредоточиваются два рода – отца и матери.

Практическая сторона различия между этими линиями та, что, по коренному началу нашего законодательства, родовое имущество всегда переходит по наследству к членам того же рода, из которого дошло оно до наследодателя, следовательно всегда сохраняется в том роду, в котором считается родовым.

Таким образом, родовое имущество наследодателя, доставшееся ему из рода отца, идет в отцовские боковые линии, например, к братьям отца, а родовое имущество, доставшееся из рода матери, – сестрам ее или их потомству.

Точно так же, если родовое имущество досталось от отца, а к отцу перешло от его матери, то только боковые родственники со стороны бабки наследодателя имеют право наследования, потому что с переходом его к родственникам со стороны деда оно утратило бы свойство родового имущества, перешло бы к членам другого рода.

Благоприобретенное имущество беспотомственного наследодателя, не имеющего ни братьев ни сестер, идет к родственникам со стороны отца, но никогда не идет к родственникам со стороны матери[6].

Положим, у наследодателя остаются сестра отца и брат матери или потомство этих лиц; благоприобретенное имущество наследуют сестра отца или ее дети; дядя же со стороны матери или его потомство не наследуют.

Если у наследодателя остаются только дядя со стороны матери или его потомство, то дядя или его потомство все-таки не наследуют в благоприобретенном имуществе наследодателя, а оно оказывается выморочным.

Но здесь возникает вопрос: следует ли, для определения права наследования в благоприобретенном имуществе, делать различие между боковыми линиями со стороны деда и бабки наследодателя, прадеда и прабабки со стороны деда, бабки и т. д.?

Например, у наследодателя остаются родной брат его бабки и двоюродный брат его деда: кто из них наследует благоприобретенное имущество наследодателя? В законодательстве этот вопрос не разрешен.

Наконец, особые определения законодательство дает еще относительно права наследования единокровных и единоутробных братьев и сестер наследодателя. В имуществах родовых они наследуют наравне с родными братьями и сестрами, единокровные – в родовых имуществах, дошедших из рода отца, единоутробные – в родовых имуществах рода матери.

К наследованию же в благоприобретенных имуществах наследодателя ни единокровные ни единоутробные братья и сестры не призываются наравне с родными братьями и сестрами, а призываются только тогда, когда нет ни родных братьев наследодателя, ни родных сестер, ни их потомства.

Но тогда они призываются предпочтительно перед всеми другими родственниками наследодателя, совершенно одинаково и единокровные, и единоутробные, – сначала братья и их потомство, потом сестры и их потомство, а затем уже к наследству призываются другие боковые родственники наследодателя со стороны отца[7].


[1] Ст. 1134.

[2] Ст. 205–208.

[3] Ст. 1136, 1137.

[4] Ст. 1135 и прим.; 1137.

[5] Ст. 1137.

[6] Ст. 1138.

[7] Ст. 1129, 1140.

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author