Отрицание стадии преступного приготовления к поединку уложением о наказаниях и признание вызова на поединок и передачи вызова преступлениями особых видов

Наше уложение о наказаниях дает много постановлений, относящихся к приготовлению, покушению и совершению поединка, а также к соучастию в поединке, и при этом часто и сильно отступает от своих общих правил о стадиях преступления и соучастии в преступлении.

Уложение о наказаниях признает преступными лишь два приготовительных действия к поединку: 1) вызов на поединок и 2) передачу вызова третьим лицом со стороны вызвавшего вызванному. Но эти приготовительные действия признаются преступными не в качестве стадии приготовления к преступлению поединка, а только в качестве преступлений особых видов.

Вызов на поединок составляет преступление в тех случаях, когда производится, вопреки закону, человеком, находящимся в состоянии вменяемости, и притом производится виновно, умышленно (Ул. 1497 ч. 1; 1498-1499; 1506).

Это преступление имеет несколько подвидов. Один из них является обыкновенным, три квалифицированными и один привилегированным (Пусторослев – Рус. уг. право. Общ. ч. Вып. I. с. 402—403).

Обыкновенный подвид преступного вызова имеет место в том случае, когда вызов на поединок производится, при отсутствии квалифицирующих и привилегирующих обстоятельств, указанных законом (1497 ч. 1). За это полагается арест от 3 до 7 дней.

Квалифицированных подвидов вызова три: 1) вызов на поединок со стороны зачинщика ссоры, т. е. со стороны того лица, которым был дан первый повод к ссоре [1498], 2) вызов начальника подчиненным [396 ч. 1] и 3) вызов начальника подчиненным за дело, касающееся службы, или с целью мщения за взыскание по службе [396 ч. 2].

К этим трем подвидам следовало бы присоединить еще и 4-й, а именно – вызов на поединок кем-нибудь члена Гос. Думы или Гос. Совета за слова, изложенные устно, или письменно, или печатно в заседании этих законодательных палат, не составляющие тяжкой обиды или клеветы относительно вызвавшего или близких ему лиц.

Привилегированный подвид вызова на поединок выступает тогда, когда вызов сделан оскорбленным оскорбителю и притом сделан „вследствие нанесенного вызывающему тяжкого личного оскорбления, или же вследствие оскорбления отца его, матери или другого родственника в восходящей линии, или жены, или невесты, или родной сестры, или дочери, невестки, своячины или вверенных опеке его лиц” (1499).

В случае этого вызова, вызвавший на поединок приговаривается к аресту от 1 до 3 дней, но может быть освобожден, по усмотрению суда, от всякого наказания, если суд находить, что получение тяжкого оскорбления является в данном случае для данного лица извиняющим обстоятельством.

Виновный в вызове на поединок освобождается от всякого уголовного преследования и наказания в том случае, когда вызванный помирится с вызвавшим, и это примирение состоится по получении вызова, но до выхода на поединок (1506).

Передача вызова на поединок со стороны вызвавшего вызванному составляет преступление в том случае, когда производится человеком, находящимся в состоянии вменяемости, и притом производится, вопреки закону, виновно, умышленно, без употребления всех возможных средств для прекращения ссоры (подавшей повод к поединку) примирением противников или без предупреждения дуэли каким-нибудь другим способом (1501). Наказанием служит арест от 3 до 7 дней (1501 в связи с 1497).

Принятие вызова на поединок не составляет никакого преступления (1502).

Петр Пусторослев https://ru.wikipedia.org/wiki/Пусторослев,_Пётр_Павлович

Пётр Павлович Пусторослев (1854—1928) — российский учёный-правовед, профессор, декан юридического факультета и ректор Императорского Юрьевского университета, специалист в области уголовного права.

You May Also Like

More From Author