Не разнятся ли уголовные правонарушения от неуголовных тем, что первые выступают во внешнем мире в различных стадиях своего развития: то в стадии умысла, то в стадии приготовления, то в стадии покушения, то в стадии совершения, между тем как вторые воплощаются во вне только в стадии совершения?
Эта разница встречается очень часто, но не всегда, а потому не может быть разграничительным признаком преступного.
Во-первых, многие посягательства признаются уголовными только тогда, когда выступают во внешнем мире не иначе, как в стадии совершения. Таковы, напр., многочисленные виды преступного бездействия. Зато очень многие посягательства считаются и неуголовными правонарушениями лишь тогда, когда проявляются не иначе, как в стадии совершения.
Таковы, напр., многочисленные гражданские правонарушения, состоящие в неисполнении гражданского обязательства по наступлении срока. Таковы финансовые правонарушения, состоящие в неуплате податей и налогов государству, и т. д. В тех случаях, где преступление и неуголовное правонарушение одинаково выступают в стадии совершения, разграничение этих посягательств по стадии осуществления, очевидно, невозможно.
Во-вторых, многие посягательства считаются уголовными тогда, когда проявляются во внешнем мире, в стадии покушения, как, напр., кража. Немногие из посягательств признаются уголовными тогда, когда выступают в стадии приготовления, как, напр., подделка металлических и бумажных денежных знаков.
Очень немногие из посягательств считаются уголовными даже тогда, когда проявляются лишь в обнаружении умысла, как, напр., измена государству. Ввиду этих обстоятельств можно сказать вообще, что в обширном ряду уголовных правонарушений есть посягательства, признаваемые уголовными в то время, когда они проявляются: или в стадии обнаружений умысла, или в стадии приготовления, или в стадии покушения.
Короче сказать, в обширном ряду уголовных правонарушений встречаются: и преступное обнаружение умысла, и преступное приготовление, и преступное покушение. Однако это обстоятельство не составляет исключительной особенности уголовных правонарушений.
То же самое мы встречаем и в кругу неуголовных, хотя и не во всех категориях, а только в некоторых. Так, напр., в ряду дисциплинарных правонарушений есть посягательства, признаваемые дисциплинарными в то время, когда они проявляются или в стадии обнаружений умысла, или в стадии приготовления, или в стадии покушения.
Достаточно вспомнить, что арестанты тюрьмы могут быть правомерно подвергнуты дисциплинарному наказанию не только за воспрещенное употребление спиртных напитков, но и за покушение, и за приготовление, и даже за самое обнаружение умысла добыть их в стены тюрьмы.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.