Государственные леса. Их значение. Способы извлечения доходов от государственных лесов. Государственные леса в России.

В ряду государственных имуществ совсем особое значение имеют леса. Происходит это от той роли, какую леса играют в народном хозяйстве: они доставляют строительные материалы и топливо; но то и другое может быть до известной степени заменено разными суррогатами.

Самое же главное – это то влияние, какое леса оказывают на климат страны, на ее плодородие, гигиенические условия и на правильное снабжение рек водою.

Первоначальные леса в Европе изобиловали до такой степени, что они являлись сильным тормозом человеческой культуры, затрудняя пути сообщения, служа убежищем для диких зверей и разбойников и, стесняя пространство земли годной для обработки. Приходилось прорубать просеки для дорог, вырубать и выжигать леса для расчистки земли под пашню, истреблять леса для осушки болот.

Но время, когда имелось столько лесов, миновало, и теперь человечество уже страдает от недостатка лесов. Уже во многих странах истребление лесов довело к весьма плачевным последствиям. Между тем, как показал повсеместный опыт, частные лица, за немногими исключениями, гораздо более склонны истреблять леса, чем сохранять и разводить таковые.

Срубка леса дает в руки его владельца сразу значительный капитал; земля, расчищенная из-под леса, обыкновенно отличается хорошим плодородием и, будучи обращена в пашню, дает больше дохода сравнительно с тем, сколько она приносила под лесом.

Эта приманка слишком сильна, особенно для мелких владельцев, и непосредственный материальный интерес побуждает их рубить леса. Особенно пагубно истребление лесов в гористых и песчаных местностях, где они служат оплотом от обвалов, наводнений и распространения песков.

Что касается лесоразведения, то для такового требуются свободные земли, которые можно было бы обречь на временную бездоходность, и значительные капиталы; выгода же лесоразведения бывает очень гадательная и отдаленна.

Ввиду этого заботу о лесном деле, столь важном для народного хозяйства, нельзя предоставить одной частной инициативе. Только государство является как бы вечным организмом, равно представляющим, как настоящее, так и будущие поколения, и призванным заботиться о тех и других.

И на государстве лежит как бы естественная миссия заботиться о сохранении разного рода естественных богатств, в том числе и лесов, от хищнического истребления их наличными поколениями.

Таким образом, государственные леса имеют прежде всего весьма важное народно-хозяйственное значение, благодаря которому и ученые и практические деятели почти единогласно стоят за сохранение государственных лесов.

В большинстве европейских государств, а в последнее время и в Соединенных Штатах Северной Америки, уже принимаются меры для предупреждения лесоистребления: тщательно охраняются казенные леса, производятся лесонасаждения, а в некоторых государствах и частные лица ограничены в распоряжении принадлежащими им лесами.

Но государственные леса могут быть также источником доходов в государственном хозяйстве. Эти доходы извлекаются обыкновенно путем непосредственного казенного хозяйства, так как отдача лесов в аренду сопряжена со многими неудобствами, как по трудности правильно установить арендную плату за них, так и по трудности предохранить их от хищнической эксплуатации арендаторов.

С другой стороны, лесное хозяйство является настолько простым, что оно представляет все условия для успешного ведения его непосредственно казною.

При ведении рационального лесного хозяйства, леса могут быть сохранены, принося в то же время доход. Правильная рубка является даже необходимою. Вечного дерева нет, и каждое дерево, по достижении известного возраста, умирает естественною смертью: засыхает, а потом гниет. Но до этого допускать не следует.

Надо пользоваться лесом, а не давать пропадать ему даром. Для этого известную площадь леса разделяют на участки соответственно числу лет, в какое лес может дорасти до прежней высоты.

Например, если признано, что крупный строевой лес вырастает в 100 лет, а дровяной – в 30, то первый разбивается на 100, а второй – на 300 делянок, и каждый год вырубаются по одной. Когда срубается последняя делянка, то та, которая вырублена первою, должна быть готова к новой рубке.

Иногда же производится не сплошная, а так называемая выборочная рубка леса, при которой срубается либо только деревья известной величины, либо деревья, растущие неправильно – больные и старые. Последний способ лесного хозяйства, при рациональном его ведении, не только служит способом извлечения доходов из лесов, но одновременно ведет к их исправлению.

Государственные леса, предназначенные к рубке, могут быть проданы на сруб частным лицам или вырублены за счет казны, которая тогда продает уже готовые лесные материалы. К доходам от казенных лесов следует причислить также стоимость тех лесных материалов, которые идут на непосредственное удовлетворение разных государственных потребностей, напр., на постройку казенных зданий, на отопление последних и т. п.

Леса приносят еще разные мелкие доходы от отдачи в аренду полян, пастьбы скота, сенокосов, предоставления права охоты и т. п.

Доходы от казенных лесов неодинаковы в разных государствах и зависят от количества сохранившихся в них лесов. Но валовой доход еще далеко не указывает, насколько казенные леса являются выгодными в финансовом отношении, потому что лесное хозяйство вызывает обыкновенно большие расходы на содержание лесной администрации, специалистов по лесному делу и обширного персонала лесной стражи.

В настоящее время в некоторых государствах, напр., в Англии и в Бельгии, количество казенных лесов уже ничтожно.

Но во многих государствах сохранились еще более или менее значительные площади казенных лесов. Так, во Франции государству принадлежит около одного миллиона гектаров (гектар – 0,915 десятины) лесов, валовой доход которых за последние годы колебался около 26 миллионов франков, при расходах по их управлению, устройству и эксплуатации около 13 миллионов франков.

Таким образом, чистый доход от них составляет около 13 мил. франков, в начале же 80-х годов он доходил до 20 мил. франк. Доходность французских государственных лесов в последнее время сократилась вследствие перемены политики относительно этих лесов, сопровождавшейся передачей заведования ими из Министерства финансов в Министерство земледелия.

Теперь в управлении французскими казенными лесами на первом месте стоит их народно-хозяйственная роль, а затем идет уже фискальная.

Леруа-Болье указывает на то, что во Франции казенные леса распределены по разным местностям государства крайне нерационально и неравномерно. Именно в то время, как их много в некоторых богатых земледельческих северных и восточных департаментах, их сравнительно мало в некоторых гористых и песчаных южных департаментах, в которых, между тем, они гораздо более необходимы.

В Австрии, Пруссии и в других германских государствах значительная доля сохранившихся в них лесов принадлежит казне и служит существенным источником доходов.

Доходы от казенных лесов в государствах, которые сумеют сохранить их, обещают со временем сильно возрасти, так как цены на лес и лесные материалы, как показывает их история, сильно повысились сравнительно с прежним временем и продолжают повышаться.

Рау вычисляет, что с половины XVII века к половине ХVIII века цены на лесные материалы в Германии учетверились, и что затем к 1830 г. они опять учетверились. С тех пор эти цены еще возвысились более, чем на 300%.

В России до сих пор казне принадлежат огромные пространства лесов. Но эти леса распределены очень неравномерно по разным местностям Российской Империи, так что в некоторых губерниях и областях лесов еще очень много, тогда как в других уже ощущается недостаток в лесах.

К 1 января 1902 г. в ведении казенного лесного ведомства состояло 238 1/2 мил. десятин казенных лесов, не считая 27 млн. десятин [приблизительно] тундр Архангельской губернии и лесов Приамурского края и Туркестанского края, где по отчетам местных генерал-губернаторов было около 1081/2 мил. десятин казенных лесов.

Большая часть этих лесов расположена в северных губерниях России и в Сибири, причем около половины их общего количества приходится на неудобную площадь (под озерами, реками, дорогами, болотами, скалами и т. п.).

Русское законодательство смотрит на государственные леса не только, как на доходную статью, но и как на средство приходить в известных случаях на помощь обществу: например, из казенных лесов производится безвозмездно отпуск материалов духовенству, церквам и монастырям, сельским училищам и церковно-приходским школам, на починку дорог и мостов, крестьянам на обстройку после пожаров.

Главный доход от наших государственных лесов получается путем продажи на сруб лесных участков или чрез продажу готовых лесных материалов. Собственно говоря, практикуется 3 способа продажи леса:

1) продаются лесные материалы, заготовленные казною хозяйственным способом;

2) продается лес для сплошной рубки либо с учетом по площади, либо с учетом по количеству материалов и числу пней;

3) лес продается для выборочной рубки.

Преобладающими не способами продажи является продажа леса для сплошной рубки с учетом по площади и продажа для выборочной рубки с учетом количества материалов.

Лесных материалов, заготовленных казною хозяйственным способом, продается сравнительно мало.

Казенные леса приносят еще некоторые доходы от побочных лесных пользований, а именно: от пастьбы скота, охоты за дичью, от лесных плодов и семян деревьев и кустарников, от травы и других естественных произведений лесной почвы.

Валовой доход по казенному лесному управлению составил в 1901 г. 57 1/2 м. р., а расход 10 1/4 м. руб., так что чистый доход от казенных лесов равнялся 47 1/4 м. руб.

Вообще русский государственный лесной доход, вследствие вздорожания лесных материалов и усовершенствований в организации и ведении нашего казенного лесного хозяйства, сравнительно с прежним временем сильно возрос. За последнее десятилетие он более, чем утроился.

Вам также может понравиться

Способы покрытия чрезвычайных государственных расходов. Запасные фонды. Государственный кредит. Разные воззрения на государственный кредит. Современный характер государственного кредита. Принудительные займы. Патриотические займы. Кредит финансового управления. Текущие государственные долги. Бумажные деньги. Государственные долги в тесном смысле. Разные формы государственных займов и способы заключения последних. Конверсии государственных займов. Погашение государственных долгов. Государственное банкротство.

Натуральные повинности. Современный характер повинностей. Повинности личные и предметные. Воинская повинность. Денежный сбор с лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности и не поступающих в постоянные войска. Дорожная повинность. Дорожная повинность во Франции.

Таможенные пошлины. Внутренние таможенные пошлины. Фискальные и покровительственные таможенные пошлины. Современный характер таможенных пошлин. Сельскохозяйственные таможенные пошлины. Социальная сторона таможенных пошлин. Таможенные тарифы и торговые договоры. Привозные, вывозные и транзитные таможенные пошлины. Возврат таможенных пошлин. Таможенные пошлины специфические и ad valorem. Русские таможенные пошлины. Русско-германский торговый договор.

Налог на крепкие напитки. Налог на виноградные вина. Обложение виноградных вин во Франции и Италии. Налог на пиво. Обложение пива в России, Англии, Германии и Австро-Венгрии. Налог на спирт. Обложение спирта в России. Русский питейный доход. Обложение спирта в Англии и Франции. Казенная водочная монополия.

Еще больше от этого автора

Способы покрытия чрезвычайных государственных расходов. Запасные фонды. Государственный кредит. Разные воззрения на государственный кредит. Современный характер государственного кредита. Принудительные займы. Патриотические займы. Кредит финансового управления. Текущие государственные долги. Бумажные деньги. Государственные долги в тесном смысле. Разные формы государственных займов и способы заключения последних. Конверсии государственных займов. Погашение государственных долгов. Государственное банкротство.

Натуральные повинности. Современный характер повинностей. Повинности личные и предметные. Воинская повинность. Денежный сбор с лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности и не поступающих в постоянные войска. Дорожная повинность. Дорожная повинность во Франции.

Таможенные пошлины. Внутренние таможенные пошлины. Фискальные и покровительственные таможенные пошлины. Современный характер таможенных пошлин. Сельскохозяйственные таможенные пошлины. Социальная сторона таможенных пошлин. Таможенные тарифы и торговые договоры. Привозные, вывозные и транзитные таможенные пошлины. Возврат таможенных пошлин. Таможенные пошлины специфические и ad valorem. Русские таможенные пошлины. Русско-германский торговый договор.