Источники доходов

Государственные имущества[1]

Доходными государственными имуществами являются:

1) земли, продаваемые переселенцам, сдаваемые им же в пользование на основании особых правил и предоставляемые различным частным лицам в краткосрочную и долгосрочную аренду;

2) леса, отчасти эксплуатируемые самим правительством, отчасти сдаваемые в аренду и могущие быть также продаваемыми в определенных условиях крестьянам (Высоч. Указ 27 августа 1906 г.);

3) различные другие имущества, также или эксплуатируемые казной, или сдаваемые в аренду (заводы, фабрики, минеральные источники и проч.).

К государственным имуществам в широком смысле слова можно отнести казенные железные дороги.

Железнодорожное дело возникло в царствование императора Николая I и вначале находилось всецело в руках правительства.

Дороговизна казенной постройки в шестидесятых годах вызвала широкое применение концессионной системы; с конца восьмидесятых годов правительство начинает стремиться к выкупу частных железнодорожных предприятий и приступает к сооружению многих новых линий своими силами.

К 1 апреля 1909 г. в распоряжении казны находилось уже 42400 верст железнодорожного протяжения; частным же дорогам принадлежало 20070 верст. Финансовая сторона железнодорожного дела находится в заведовании Министерства финансов.

До последнего времени казенное железнодорожное хозяйство являлось убыточным, по-видимому, в значительной степени вследствие всевозможных злоупотреблений со стороны казенного железнодорожного персонала.

Регалии

Почтовая и телеграфная регалии находятся всецело в руках государства; земская почта действует только там, где нет почты казенной.

Монетная регалия. Право чеканить монету принадлежит только государству. Монетной единицей служит золотой рубль[2] (17.424 доли чистого золота). Золотая монета чеканится 90 пробы; достоинство ее определяется в 15 руб., 10 руб., 7 руб. 50 коп. и в 5 руб.

Вспомогательной монетой в платежах служит серебряная и медная монета; первая чеканится двоякой пробы: 900-й пробы в 1 руб., 50 коп. и 25 коп. и 500-й пробы в 20, 15, 10 и 5 копеек. Медная монета изготовляется в 5, 3, 2, 1, 1/2, 1/4 копейки. Выпуск золотой монеты неограничен; чеканка же серебряной не должна превышать суммы по расчету 3 руб. на каждого жителя империи.

Все расчеты должны производиться на золотую единицу: прием золотой монеты обязателен на всякую сумму, прием же серебряной монеты 900-й пробы для частных лиц обязателен лишь на сумму не свыше 25 руб. Остальную монету можно не принимать, если сумма платежа превышает 3 р. Доход казны получается от передела серебра и меди в разменную монету.

Налоги

1) Государственный поземельный налог

Он организован следующим образом: сообразно различиям в ценности и доходности земель в различных местностях государства для каждой губернии установлен средний оклад поземельного налога с одной десятины. Из общего количества десятин земли, числящихся в каждой губернии, исключаются земли казенные и не обложенные местными земскими сборами, а также леса “защитные” и искусственно разведенные.

Остальное затем количество десятин земли помножается на средний для данной губернии оклад поземельного налога и таким образом получается общая для губернии сумма налога, которая подлежит раскладке между уездами, а в уездах между владельцами.

Раскладка эта производится в земских губерниях земскими учреждениями, причем губернское земское собрание распределяет налог по уездам, а уездные земские управы – по отдельным землевладениям. В прочих губерниях обязанности губернских земских собраний и уездных земских управ в отношении поземельного налога возложены на учреждения, их заменяющие.

По окончании раскладки каждому землевладельцу вручается “окладной” лист, по которому он должен внести в местное казначейство свою долю поземельного налога, для чего установлены сроки.

В случае просрочки в уплате налога на неисправного плательщика начисляется пеня в размере 1 % в месяц с недоимочной суммы, а неуплаченный в срок налог считается “недоимкой”, которая через два месяца вместе с пеней взыскивается полицией из доходов имения, а в случае их недостаточности – через продажу движимого имущества, после предварительного извещения о том землевладельца.

Кадастр произведен только в губерниях б. Царства Польского и Прибалтийском крае. В 34 губерниях предприняты кадастровые работы, но они неполны и двигаются очень медленно. Крестьяне (сельские общества) производят раскладку лежащих на них “окладных” платежей самостоятельно, руководствуясь самыми разнообразными масштабами.

2) Налог с недвижимых имуществ в городских поселениях регулируется Законом 6 июня 1910 г. и распространяется на все названные поселения империи, за исключением некоторых мелких поселенных пунктов губерний б. Царства Польского. Согласно этому закону основанием обложения городских имуществ служит средняя чистая их доходность.

Для определения таковой доходности каждые 5 лет производится перепись упомянутых имуществ. Налог взимается в устанавливаемом в законодательном порядке процентном отношении к средней чистой доходности предметов обложения. Определение причитающегося с имуществ налога производится городскими по этому предмету присутствиями.

От налога освобождаются некоторые разряды имуществ: имущества монарха, его Кабинета, дворцы членов императорской фамилии, здания и земли железных дорог, благотворительные учреждения, бездоходные государственные имущества. Последствия неуплаты недоимок такие же, как при недоимках по земельному налогу.

3) Налоги с торговли и промышленности выражаются в видах промыслового налога. Государственному промысловому налогу подлежат:

1) торговые предприятия, в том числе кредитные и страховые предприятия, торговое посредничество, всякого рода подряды и поставки;

2) промышленные предприятия: фабрично-заводские (в том числе горнозаводские) ремесленные и перевозочные и

3) личные промысловые занятия. Государственный промысловый налог состоит из основного и дополнительного.

Основной промысловый налог уплачивается посредством выборки промысловых свидетельств всеми предприятиями и занятиями; для определения размера налога местности империи разделяются на классы, сообразно степени развитая в них торговли и промышленности, а торговые и промышленные предприятия и личные промысловый занятия распределяются на разряды.

Разделение местностей империи на классы, разряды предприятий и занятий, а также размер окладов основного промыслового налога установляются особыми расписаниями. Расписания эти подлежат пересмотру законодательным порядком через каждые пять лет.

Дополнительный промысловый налог взимается: 1) с акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью в виде: а) налога с капитала и б) процентного сбора с прибыли; 2) с прочих предприятий, в виде: а) раскладочного сбора и б) процентного сбора с прибыли, превышающей определенные размеры.

Общая на империю сумма раскладочного сбора назначается на каждые три года в законодательном порядке. Распределение общей на империю суммы раскладочного сбора между губерниями производится ежегодно, согласно степени развития в них торговли и промышленности, в особом по промысловому налогу присутствии.

Назначенная на губернию или область сумма раскладочного сбора распределяется общим присутствием казенной палаты в начале каждого года между податными участками или отдельными отраслями торговли и промышленности на основании заключающихся в раскладках предшествовавшего года сведений о числе предприятий и сумме их оборота и прибыли, а также по соображению с состоянием местной торговли и других промыслов в течение истекшего года.

Недоимка и уклонение от платежа промыслового налога строго преследуются. Многие разряды предприятий освобождены от налога; сюда, между прочим, относятся: предприятия казенные, кабинетские, ведомства учреждений императрицы Марии, городские, сословные и другие по особому перечню.

4) Налог с денежных капиталов взимается в размере 5 %

1) с доходов с процентных бумаг государственных, общественных и частных всех наименований и

2) с доходов, доставляемых вкладами на текущий счет, и другими процентными вкладами, внесенными в банки государственные, общественные, акционерные и общества взаимного кредита, а также в банкирские заведения и меняльные лавки;

3) с капиталов, данных взаймы подлежащим промысловому налогу и обязанным публичной отчетностью торгово-промышленным предприятиям.

5) Квартирный налог взимается с лиц, занимающих помещения для жилья (квартиры) в городах и поселениях, поименованных в особом расписании. Для взимания государственного квартирного налога города и поселения распределяются на классы сообразно с степенью дороговизны жилых помещений.

В пределах каждого класса помещения распределяются на разряды по их наемной цене. Для каждого разряда помещений в каждом классе установляются особые оклады налога. Расписание городов и поселений по классам для взимания государственного квартирного налога и ведомость окладов этого налога утверждаются законодательным порядком.

От платежа квартирного налога освобождены некоторые разряды лиц (между прочим, христианское духовенство, представители иностранных государств) и некоторые разряды помещений по особому расписанию.

Из менее крупных прямых налогов можно указать сохранившуюся в некоторых местах Сибири подушную подать с различных разрядов крестьян и инородцев, подушную подать с евреев-земледельцев, подать со скота у киргизов и калмыков.

6) Обложение крепких напитков. В отношении этого обложения нужно различать местности империи, где введена государственная монополия по продаже крепких напитков и где таковая еще не введена. В настоящее время питейная монополия существует во всей Европейской России (за исключением Финляндии) и в некоторых частях Сибири.

Продажа вина (кроме виноградного) и спирта в районе монополии производится или казенными винными лавками, или частными торговыми заведениями, получившими на то поручение от казны. Производство операций по названной монополии находится в заведовании Министерства финансов.

Доход в пользу казны в местностях, где введена монополия, получается от:

а) казенной продажи спирта, вина и водочных изделий;

б) акциза с пива и ему подобных напитков;

в) дополнительного акциза с водочных изделий, т. е. напитков, приготовленных из уже оплаченного акцизом спирта с примесью посторонних веществ;

г) акциза с вина и спирта, вывозимых за пределы района монополии;

д) акциза с дрожжей и

е) патентного сбора с содержимых частными лицами заводов для приготовления питей и заведений для продажи таковых.

В местностях, где казенная монополия еще не введена, питейный доход составляется из акциза с крепких напитков и дрожжей и патентного сбора с заводов и торговых питейных заведений. Акциз исчисляется для спирта и вина по количеству содержащегося в них алкоголя; для пива – с пуда солода, поступающего в затор; для дрожжей – с фунта поступающих в продажу продуктов. Существуют изъятия.

7) Сбор с сахарного песка и рафинадного сахара взимается в виде патентного сбора с каждой тысячи пудов сахара, предполагаемого к выделке или рафинировке, и в виде акциза с пуда действительного добытого продукта.

8) Табачный налог составляется из: а) сбора патентного с табачных фабрик и заведений для продажи листового табака и табачных изделий и б) бандерольного акциза с приготовленного табака.

9) Нефтяной акциз взимается со всех продуктов, добытых из нефти и служащих для освещения; размер акциза зависит от удельного веса и свойств возгораемости продукта.

10) Спичечный сбор слагается из патентного, исчисляемого в зависимости от свойств орудий производства (ручных станков, применения животной силы или машин), и бандерольного акциза в соответствии с количеством спичек, содержащихся в каждой выпускаемой в продажу коробке.

11) Таможенные сборы взимаются по особым по предметным тарифам. Существуют изъятия.

12) Налог на имущества, переходящие безвозмездными способами, установлен пропорционально имуществу и сообразно близости степени родства передающего и принимающего: супруги, родные и усыновленные дети платят 11/2 %, братья и сестры – 6 %, другие боковые родственники – 9 % и остальные лица – 12 % (по Закону 1905 года).

От уплаты налога освобождаются имущества ценностью ниже 1000 руб., имущества, поступающие в пользу казны, монастырей, просветительных, благотворительных установлений.

13) Процентный сбор с пассажирских билетов и грузов, провозимых со скорыми и пассажирскими поездами; процентные вычеты из жалованья лиц, состоящих на государственной службе; сборы со страховых от огня премий, сбор с заграничных паспортов и друг.

Пошлины с налоговым характером

1) Крепостные пошлины

При переходах недвижимого имущества в полную собственность, возмездным способом, взимаются с актов, утверждающих эти переходы купчих крепостей, пошлины в размере 4 % с цены переходящего по акту имения и “канцелярская” пошлина в 3 руб. за каждый акт.

Для определения суммы, с которой должны быть взысканы креп. пошл., участвующие в переходе имения обязаны при совершении акта объявить истинную его цену, подвергаясь за утайку этих сведений взысканию двойных пошлин с утаенной суммы. На всякий случай установлена особая законная расценка различным родам имений. Правила о крепостных пошлинах допускают изъятия.

2) Гербовый сбор существует простой и пропорциональный. Размер первого зависит от характера и рода документов, второй исчисляется в процентном отношении к сумме акта. Простой гербовый сбор по Закону 1905 г. делится на 6 разрядов: в 1 руб. 25 коп., 75 коп., 20 коп., 15 коп., 10 коп. и 5 коп.

Пропорциональный сбор делится на 3 вида: с процентных бумаг, вексельный и актовый. Последний, в свою очередь, распадается на 2 категории: высшего и низшего размера. Сборы производятся или посредством гербовой бумаги, или гербовых марок. Простой гербовый сбор допускает изъятия.

Пошлины за услуги, оказываемые государством

1) Судебные пошлины. В пользу казны судебные пошлины взимаются с исковых прошений, отзывов на заочные решения и апелляционных жалоб по делам, производимым в общих судебных учреждениях. Кроме того, берется особая канцелярская пошлина с выдаваемых исполнительных листов, копий документов и проч.

С кассационных прошений и других подобных им судебных бумаг взыскивается 50 коп. с каждых 100 руб. цены акта, отзыва или жалобы. Из правил о судебных пошлинах существуют изъятия.

2) Пошлины с патентов на изобретения и на торговые знаки и фабричные рисунки взимаются, в отношении размера, в зависимости от числа лет, на которые дается патент: как например, за патенты на изобретение берется 15 руб. на один год, до 400 руб. – на 15 лет. Пошлина за патенты на торговые знаки и фабричные рисунки значительно ниже.

3) Существует еще ряд пошлин, как-то: пробирная за постановку клейма на вещах из благородных металлов с удостоверением пробы; пошлина с актов, выдаваемых Департаментом герольдии Сената; пошлины с копий документов, выдаваемых из некоторых государственных архивов; пошлины с маклерских и нотариальных книг и друг.

Государственные долги

По отчету Государственного контроля государственный долг к 1 января 1908г. составлял 8725523210 руб., в том числе 5582168339 на общегосударственные потребности и 3143354871 руб. железнодорожных долгов. К 1 января 1909 г. госуд. долг равнялся 8850781679 руб.; в том числе на общегосударственные надобности 5720207930 руб. и железнодорожных долгов 3130573749 руб.

Из последнего общего числа долгов было: срочных 5473674123 и бессрочных 3377107556 руб.; заключенных в рублях 1/10 империала и в иностранной валюте 2963453038 руб. и в руб. 1/15 имп. 5887358641 руб. По размерам платимых % более всего было долгов 4 % и 5 %; общая сумма их составляла 7717 миллионов руб.

Государственные долги России обнаруживают склонность к постоянному возрастанию. Особенно сильно возрастание это обозначилось в пятилетие 1903-1907 года – во время войны с Японией и внутренних смут.

За эти годы долг увеличился на 2081596540 руб., т. е. возрос на 31,3 % своей первоначальной величины, между тем как доходный бюджет за этот промежуток времени увеличился лишь на 13,2 %. На 1 января 1911 г. государственный долг превысил 9038 миллионов рублей при расходе на уплату процентов 3785 м. руб.


[1] 100 копеек.

[2] Общие итоги доходов и расходов городов Российской империи по отчету о денежных оборотах городских касс за 1901 г. (Изд. Гл. упр. по делам мест. хозяйства) составляли: доходы – 117385596 и расходы 117443393 рублей.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author