Учебные заведения, находящиеся в заведовании Министерства народного просвещения

Учебные заведения[1] Министерства народного просвещения разделяются на общеобразовательные и специально-технические. Как те, так и другие в свою очередь делятся на училища низшие, средние и высшие[2].

В губерниях, где введены земские учреждения, начальное народное образование регулируется законом 1874 г. с позднейшими добавлениями. Согласно этому закону, начальные училища учреждаются правительством, земствами, городскими управлениями, сельскими обществами и частными лицами.

Предметами учебного курса являются: Закон Божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковно-славянской печати, письмо, 4 правила арифметики и церковное пение. Преподавание должно происходить на русском языке.

До 12-летнего возраста может происходить совместное обучение детей обоего пола. Об управлении названными училищами смотри выше, § 29. Некоторые местности, как, например, губернии б. Царства Польского, Кавказ и др., в отношении устройства начальных училищ и заведования ими обладают особой организацией.

К начальным школам относятся также так называемые городские и уездные училища. В основе организации городских училищ лежит закон 1872 года; по их типу постепенно должны были быть преобразованы и уездные училища. Городские училища представляют собой низшие школы с более широкой, хотя все-таки начальной программой преподавания.

В них преподаются: Закон Божий, чтение, письмо, церковно-славянский язык, арифметика, начальные основания геометрии, географии, истории (главным образом русской), общие сведения по естественной истории и физике, черчение, рисование и гимнастика. Городские училища могут быть двух-, трех-, четырех-, пяти- и даже шестиклассные.

Городские и уездные училища содержатся преимущественно на счет казны и управляются непосредственно органами министерства; земства и города, дающие деньги на их содержание, имеют своих представителей (почетных смотрителей) в педагогических советах этих училищ. Воспитанники городских училищ, окончившие 4 класса, могут без экзамена поступать в 1-й класс средних учебных заведений.

Особую группу начальных училищ представляют иноверческие исповедные училища. Эти училища имеются главным образом в местностях с преобладающим иноверческим населением, например, в губерниях Прибалтийских, б. Царства Польского, в немецких колониях на Волге. В названных школах наряду с русским языком могут быть вспомогательно употребляемы и языки групп иноверческого населения.

К начальным школам относятся также воскресные и вечерние школы мужские и женские с самым разнообразным составом учащихся в отношении возраста.

Средние учебные заведения. Средними учебными заведениями мужскими являются прогимназии, гимназии и реальные училища. Положение мужских средних учебных заведений нормируется законами 1871 и 1872 гг., потерпевшими, однако, с течением времени некоторые изменения.

Курс гимназии 8-летний, прогимназии – 4- и 6-летний, равный 4 и 6 классам гимназии. Реальные училища имеют 6 классов: 4 низших общеобразовательных и 2 высших специальных. Последние классы делятся на отделения: основное и коммерческое.

Кроме того, при основном отделении в некоторых училищах имеется высший дополнительный класс, распадающийся в свою очередь на 3 отделения: общее, механико-техническое и химико-механическое.

Только окончившие курс гимназии получают “аттестат зрелости” и могут поступать в университеты без экзамена. Прошедшие полный курс ученики реальных училищ могут поступать в специальные высшие технические школы, но не иначе, как по выдержании поверочного экзамена.

Среднее женское образование регулируется законом 1870 г., который также предусматривает существование гимназий и прогимназий. Гимназический курс продолжается 7 лет; для приготовления учениц к преподавательской деятельности может быть учреждаем дополнительный восьмой классе. Прогимназии состоят из 3 классов. В некоторых гимназиях преподается латинский язык.

Для права преподавания в средних учебных заведениях требуется диплом высшей школы. Управление вверено директорам и начальницам вместе с педагогическими советами из всех учителей.

Средние учебные заведения содержатся как на казенные средства, так равно и на деньги земского, городского и сословного самоуправления, а также на пожертвования частных лиц.

К типу средних учебных заведений должно отнести и мужские учительские институты и учительские семинарии для подготовки преподавателей городских и начальных училищ.

Высшие учебные заведения. Главным видом высших учебных заведений являются университеты. Последний университетский устав относится к 1884 г., но крайняя неудовлетворительность нового закона привела к существенным его изменениям, произведенным частью в законодательном, частью в административном порядке.

По уставу 1884 г. университеты состоят из факультетов, управляемых факультетскими собраниями из ординарных и экстраординарных профессоров под председательством декана. Университет управляется советом из всех профессоров и ректором – председателем совета.

Для ведения хозяйственных дел существует правление из ректора и всех деканов. По уставу 1884 г. ректор и деканы назначались министерством; Высочайшим указом 27 августа 1905 года должности эти сделаны выборными, а совету предоставлено право самостоятельно заботиться о поддержании правильного хода учебной жизни университета.

По мысли устава 1884 года в течение университетского курса студенты подвергаются лишь полусеместровой проверке их знаний; экзамены же производятся в государственной комиссии из посторонних университету лиц.

Опыт, однако, показал непрактичность такого порядка, вследствие чего фактически были восстановлены старые ежегодные экзамены, и только некоторые из предметов, именно последних курсов, теперь сдаются в так называемой государственной комиссии. Фактически изменился и состав последней.

Теперь в большинстве случаев как председатели, так и члены комиссий назначаются из университетских профессоров. Сохранилась действующей введенная уставом гонорарная система вознаграждения профессоров, которые сверх жалованья получают с каждого слушателя по 1 руб. за недельный час в полугодие и на медицинском факультете по 75 к.

Система эта вызывает много нареканий ввиду неравномерности вознаграждения профессоров не только в зависимости от многолюдства отдельных университетов, но также и численности студентов на факультетах и курсах.

В то время как профессора юристы и медики в столичных университетах зарабатывают громадные суммы, их товарищи там же, но на историко-филологическом факультете находятся в стесненном материальном положении.

Неудачным оказалось и введение уставом 1884 года, по германскому образцу, свободной приват-доцентуры, при существовании гонорарной системы и праве конкуренции с профессорами понизившей уровень преподавания и экзаменационных требований.

Вообще устав 1884 года является слабым местом высшей русской школы, переживающей затяжной кризис.

В настоящее время в России, кроме Гельсингфорского, 10 университетов: в Москве, Петербурге, Киеве, Варшаве, Харькове, Одессе, Казани, Юрьеве (Дерпте), Томске и Саратове. Обыкновенно университеты состоят из 4 факультетов: историко-филологического, медицинского, юридического и физико-математического.

В Петербурге, однако, нет медицинского, но есть факультет восточных языков; в Томске только 2 факультета: юридический и медицинский; в Саратове – один медицинский. В Юрьеве существует пятый факультет – лютеранского богословия.

Кроме университетов министерство располагает другими равными высшими учебными заведениями, по характеру преподавания приближающимися к отдельным факультетам.

Таковы: Ярославский юридический лицей, историко-филологические институты в Петербурге и в Нежине; археологические институты в Петербурге, Москве и Константинополе; институт восточных языков в Москве и таковой же во Владивостоке.

К высшим женским учебным заведениям принадлежат: женский медицинский институт в Петербурге и различные высшие курсы.

Специальные технические школы

Среди специальных технических школ министерства точно так же можно различить учебные заведения с различным объемом преподавания.

К низшим и средним учебным заведениям принадлежат различные технические и ремесленные училища; к высшим относятся: технологические институты разного наименования, сельскохозяйственный институт в г. Александрии и ветеринарные институты.

Частные учебные заведения, Частные учебные заведения регулируются законами главным образом 1828, 1868, 1871 и 1874 годов. Они разделяются на 3 разряда. Училища высшего разряда имеют не менее шести классов, второго разряда – не менее трех классов; к училищам третьего разряда относятся двухклассные и одноклассные школы.

Право учреждения частных училищ принадлежит русским подданным обоего пола, имеющим свидетельства об окончании курса определенных учебных заведений или выдержании установленного экзамена. Для учреждения училища I разряда требуется от учредителя диплом высшего учебного заведения.

Для учителей также требуется определенный образовательный ценз. Правительственный надзор выражается в осмотре частных школ директорами и инспекторами народных училищ. Учреждение и закрытие частных училищ зависит от разрешения местной учебной власти (попечителя).

Училищам первого разряда, приближающимся по объему курса к гимназиям, может быть присваиваемо название частных гимназий, а ученикам последних – предоставляемо право поступления в университеты без поверочных испытаний.


[1] Для заведования учебными заведениями в министерстве имеются: департамент народного просвещения и отдел промышленных училищ.

[2] С. з., т. IX, книга VIII, по продолжению 1906-1908 г.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author