Дворянство

Самым привилегированным из всех сословий является дворянство, имеющее у нас по преимуществу характер служебный. Согласно ст. 15 IX т., “дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами: чем, обращая самую службу в заслугу, приобрели потомству своему нарицание благородное”.

Эта статья имеет в виду только одно потомственное дворянство; но у нас существует, кроме того, и дворянство личное, к потомству не переходящее.

Главным и, так сказать, нормальным способом приобретения того и другого служит государственная служба. Возведение в дворянство особым высочайшим пожалованием представляется редким исключением.

Кроме первоначального приобретения, службою или пожалованием, раз приобретенное дворянство может быть сообщаемо браком – жене и рождением – детям. Браком сообщается одинаково и личное, и потомственное дворянство; рождением – только потомственное.

Относительно этого способа сообщения дворянства закон устанавливает весьма широкие условия. Достаточно, чтобы отец был дворянином во время зачатия или в какое-либо время после зачатия и рождения.

Поэтому дворянство сообщается и детям, родившимся до возведения отца в дворянское достоинство, и детям прижитым, т. е. хотя бы только зачатым до лишения прав дворянства, а родившимся уже после лишения прав (ст. 39 и 10).

Только при возведении в дворяне особым пожалованием от Высочайшего усмотрения зависит предоставить дворянство или всему потомству, или только будущему имеющему родиться после пожалования (ст. 38).

Службою дворянство приобретается под условием получения определенных чинов и орденов. Чин и ордена, получаемые не на службе, а также при увольнении в отставку, дворянства не сообщают[1]. На военной и морской службе уже первый офицерский чин дает личное дворянство, а чин полковника или капитана 1‑го ранга – потомственное дворянство.

На службе гражданской приобретение дворянства более затруднено. Личное дворянство дает тут только чин IX класса, потомственное – чин IV класса. Что касается орденов, то все они дают по крайней мере личное дворянство, а ордена первых степеней, первые три степени ордена св. Владимира и св. Георгия всех степеней дают потомственное дворянство.

Следует упомянуть, что закон указывает еще две категории лиц, которым предоставлено право “просить потомственного дворянства”. Это, во-первых, лица, дед и отец коих состояли на службе в чинах, приносящих личное дворянство, не менее 20 лет каждый: просить потомственного дворянства они могут, если достигнут 17 лет и поступят на службу (ст. 24)[2].

Такое же право, во-вторых, предоставлено старшим султанам сибирских киргизов, прослуживших в сем звании по выборам три трехлетия (ст. 25).

Эти условия приобретения дворянства весьма широки и делают достижение дворянского достоинства весьма не затруднительным. Правда, право поступать на гражданскую службу принадлежит по общему правилу только дворянам и детям личных дворян и чиновников[3]; но высшее образование дает это право всем независимо от происхождения, и, что еще важнее, для прохождения военной службы нет уже никаких сословных ограничений.

Личное дворянство, даже на гражданской службе, дается чином, получаемым и тем, кто начнет с первого классного чина, по выслуге всего только 12 лет. Приобретение потомственного дворянства чином несколько труднее, так как чин полковника или действительного статского советника может быть получен только лицами, занимающими сравнительно высокую должность.

Но зато приобретение потомственного дворянства получением ордена доступно каждому служащему. Тридцать пять лет беспорочной службы все равно в каких бы то ни было чинах и должностях, а в военной службе и двадцать пять лет, дает право на получение ордена св. Владимира четвертой степени, а с ним и потомственного дворянства[4].

Благодаря этому, ежегодно 22 сентября, в день основания этого ордена, создается множество новых дворян. Нельзя не обратить при этом внимания на чрезвычайную облегченность достижения дворянства для лиц, получивших высшее образование, особенно ученые степени, и для лиц, служащих по ученому и учебному ведомствам.

Высшее образование дает право на производство прямо в чины ХII, X или IX класса; ученая степень доктора даже право на чин VIII класса. Пользующиеся правами учебной службы утверждаются в чинах прямо по классу должности и могут быть производимы двумя чинами выше класса должности.

Таким образом, можно сказать, что у нас делается дворянином каждый, получивший высшее образование и сколько-нибудь послуживший родине. Правда, до последнего времени это несколько ограничивалось тем, что получение чинов и орденов соединяется только с государственной службой.

Образованный земский деятель, поэтому, никак не мог сделаться дворянином. Но теперь это ограничение отпало. Земское положение 1890 г. предоставило права государственной службы и членам земских управ.

Благодаря этому, кандидат университета, прослуживший хотя бы одно трехлетие членом земской управы, получает чин IX класса и с ним личное дворянство. Даже члены земских управ из лиц, не пользующихся правом поступления на государственную службу, по выслуге трех трехлетий, могут быть представляемы губернатором к производству в первый классный чин[5].

Кроме различия личного и потомственного дворянства, само потомственное дворянство разделяется на шесть разрядов. Первый разряд составляют дворяне жалованные, которые называются также действительными.

Ко второму разряду принадлежит дворянство военное; к третьему – дворянство по чинам и орденам; к четвертому – иностранные роды; к пятому – титулами отличенные роды и к шестому – древние благородные дворянские роды, т. е. такие, которые могут доказать свое дворянское достоинство за сто лет до издания дворянской жалованной грамоты, т. е. до 21 апреля 1785 года.

Этим шести разрядам соответствуют и шесть частей дворянской родословной книги. Дворянские титулы у нас бывают: князя и светлости, князя и сиятельства, графа и барона. Но ни с этими титулами, ни с разными разрядами не связано никаких особых прав.

Особенные права, принадлежащие дворянам, распадаются на две группы: принадлежащие каждому дворянину в отдельности и принадлежащие дворянским обществам. Права второй категории имеют теперь гораздо большее значение. Ими обусловлено преобладающее значение дворян в местном управлении, особенно благодаря выдающемуся положению предводителей дворянства.

Личные права дворян, напротив, не имеют особого значения. Права, составлявшие некогда исключительную принадлежность дворянства, мало-помалу распространялись на лиц других состояний, и теперь осталось весьма немного таких прав, которые предоставлены только дворянам, да и те не имеют особого практического значения.

Исключительно правами дворян являются: 1) право иметь родовой герб, 2) право писаться помещиком своих поместий и вотчинником родовых вотчин и 3) право учреждать заповедные имения.

Хотя закон говорить об этих правах в совершенно общих выражениях, но по самому существу своему они могут принадлежать только дворянам потомственным, так как предполагают принадлежность дворянского достоинства не личности только, но целому роду. Все другие права дворяне разделяют с лицами других состояний.

Таково в частности и право государственной гражданской службы. Оно принадлежит не только дворянам, но также детям личных дворян, чиновников, купцов, пробывших в первой гильдии не менее 12 лет[3].

Особенность дворян в этом отношении заключается лишь в сравнительной краткости срока получения первого классного чина: они получают его по выслуге всего двух лет в канцелярских служителях.

Дополнение. В изменение установленного порядка производства в первый классный чин и переименования в гражданский чин из офицерского 5 октября 1906 года Высочайше утверждены следующие правила: 1) канцелярские служители для производства их в первый классный чин делятся на разряды в зависимости от полученного ими образования.

2) К первому разряду принадлежат окончившие курс в гимназиях или равных им учебных заведениях, а ко второму – не достигшие сей степени образования.

3) Канцелярские служители первого разряда производятся в чин четырнадцатого класса по выслуге одного года. Канцелярские служители второго разряда, удовлетворяющие установленным для производства в чин четырнадцатого класса требованиям образовательной подготовки, производятся в сей чин по выслуге двух лет[6].

4) Не принадлежащие к дворянскому сословию офицеры из лиц, пользующихся в отношении отбывания воинской повинности правами второго разряда по образованию, а также не принадлежащие к дворянскому сословию офицеры казачьих войск из казаков, пользующихся правами второго и третьего разрядов по образованию, при поступлении на гражданскую службу переименовываются из офицерского в соответственный граждански чин независимо от времени службы их в офицерском звании в рядах войск или строевых частях[7].

Привилегированное положение дворянства выражается, главным образом, в правах, принадлежащих ему в составе дворянских обществ. “Дворяне каждой губернии составляют отдельное дворянское общество” (ст. 90).

Обществам этим принадлежат, во-первых, права, каких не имеет никакое другое сословное общество: они имеют право обращаться с ходатайствами непосредственно к Верховной власти (ст. 152). Во-вторых, дворянские общества через избранных ими лиц пользуются большим влиянием на все местное управление.

Хотя закон говорить общим образом, что дворяне губернии составляют общество, не различая дворян личных и потомственных, но в действительности дворянское общество слагается из одних только потомственных дворян. По крайней мере, принадлежность к обществу и личных дворян ни в чем решительно не выражается.

Личные дворяне не могут даже без права голоса присутствовать на дворянских собраниях (ст. 34). До 1889 года личные дворяне могли, по крайней мере, быть избираемы дворянскими собраниями на должности заседателей общих присутствий уездных полицейских управлений.

Но теперь и самые общие присутствия полицейских управлений упразднены и тем уничтожена последняя связь, соединявшая личных дворян с дворянскими обществами. Правда, с другой стороны, новое земское положение 1890 г. соединяет всех дворян уезда, потомственных и личных безразлично, в одно избирательное собрание для выбора уездных земских гласных.

Но уездные избирательные собрания имеют совсем не тот состав, что дворянские собрания. Для участия в земских избирательных собраниях требуется только один имущественный ценз, а для участия в дворянских собраниях кроме того и ценз служебный.

Органами дворянского общества служат: 1) губернское и уездные  дворянские собрания, 2) дворянское депутатское собрание, 3) губернский и уездные предводители дворянства и 4) уездные дворянские опеки.

Присутствовать в дворянских собраниях могут все потомственные дворяне, внесенные в родословную книгу той губернии, достигшие совершеннолетия, неопороченные по суду (ст. 115, сравн. ст. 113).

Правом голоса во всех положениях собрания, кроме выборов, пользуются лишь те дворяне, которые, кроме выполнения этих условий, имеют:

1) в губернии недвижимость по праву собственности или пожизненного владения и

2) классный чин или российский орден, или окончили курс в высшем или в среднем учебном заведении, или прослужили не менее трех лет по выборам дворянства или в должности мирового посредника, непременного члена крестьянских присутствий, мирового судьи, председателя и члена земской управы, городского головы и члена городской управы (ст. 112, 113, 126).

Кроме того, не могут участвовать в выборах и постановлениях дворянского собрания дворяне, имеющие земли в аренде; все, имения которых взяты в опеку; состоящие под следствием и судом; подвергшиеся несостоятельности, кроме несчастных; исключенные из дворянских собраний (ст. 114).

Правом же личного участия в дворянских выборах, пользуются лишь те дворяне, которые, удовлетворяя всем перечисленным условиям, владеют недвижимостью, дающей право на участие в земских избирательных собраниях (ст. 118).

Дворяне, владеющие полными участками в разных губерниях, в каждой из них участвуют лично в выборах (ст. 120); имеющие же полные участки в нескольких уездах одной губернии, по каждому из них участвуют в уездных выборах, в выборах же губернских имеют один только голос (ст. 121).

С другой стороны, дворянин, владеющий неполными участками в нескольких уездах одной губернии, получает право на участие в выборах по одному из этих, уездов, если в сложности количество принадлежащей ему земли достигает высшего из размеров ценза, положенных для тех, уездов (ст. 122, 139, 140).

Кроме дворян, владеющих полными участками, право личного участия в выборах предоставляется также: 1) дворянам, владеющим меньшими участками, если они получили на действительной службе чин, дающий потомственное дворянство, или получают аренду или пенсию не менее 900 рублей в год, и 2) дворянам, хотя бы и вовсе не владеющим недвижимостью, если они прослужили полное трехлетие предводителями (ст. 118).

Мелкопоместные дворяне, владеющие, однако, не менее как, ¹/20 полного участка, принимают в выборах участие через уполномоченных, избираемых на особых уездных собраниях мелкопоместных дворян. Число уполномоченных определяется числом полных участков, содержащихся в общем количестве земли, принадлежащей явившимся на собрание мелкопоместным дворянам (ст. 122, 123).

Если при этом расчете получится остаток не менее половины полного участка, то и на него прибавляется еще один уполномоченный (ст. 134). Уполномоченные имеют на выборах голос, равный с избирающими непосредственно, но они не могут получить более одного полномочия (ст. 135).

Кроме такого представительства мелкопоместных, закон допускает также участие в выборах через представительство, и дворян, имеющих полный участок. Во-первых, каждый дворянин может вместо себя послать одного из своих сыновей, внесенных в родословную книгу губернии, совершеннолетних, неопороченных по суду и не исключенных их собрания (ст. 124).

Во-вторых, дворянки, имеющие полный участок, могут передать свой голос мужу, сыну или зятю, если они могут участвовать в постановлениях дворянского собрания, а также и всякому дворянину, имеющему личное право голоса в выборах (ст. 125).

Особые условия ценза установлены для области войска Донского и для губерний Ставропольской, Таврической, Бессарабской, Астраханской, Тифлисской и Кутаисской. В войске Донском все дворяне, принадлежащие к казачьему сословию, лично участвуют в выборах, каким бы количеством земли они ни владели (ст. 119).

В Тифлисской и Кутаисской губернии для права личного участия в выборах требуется владение на праве собственности имением, содержащим не менее 20 домов временно-обязанных крестьян или живущих по условию поселян, или же: в Тифлисской губернии не менее 270, а в Кутаисской не менее 200 десятин земли (ст. 147).

Пожизненное же владение таким имением в этих губерниях дает личное право голоса в выборах лишь под условием не менее, как 10‑летнего действительного владения (ст. 147, п. 5). Уполномоченных могут выбирать в этих губерниях только те, кто владеет не менее 1/10 полного участка (ст. 147, п. 6).

В Бессарабской, Таврической, Ставропольской, Астраханской губерниях право личного голоса дает и владение землями, садами, домами, приносящими не менее 600 руб. дохода в год (ст. 131).

Дворянские собрания существуют только там, где имеется достаточное число дворян. Поэтому, вовсе не бывает дворянских собраний в губерниях Архангельской, Олонецкой, Вятской, Пермской и сибирских (ст. 178). Из областей же дворянские собрания существуют лишь в одной области войска Донского (ст. 175).

Из Дворянских собраний главное значение имеют губернские собрания. Функции уездных собраний ограничиваются: 1) приготовлением к губернским дворянским выборам и 2) выбором особых лиц для подробного рассмотрения отчетов в расходовании дворянских сумм (ст.148) и посредников полюбовного размежевания (ст. 150 и прим.).

Все другие постановления и выборы, даже уездных должностных лиц, отнесены к ведению губернских собраний. Уездные собрания составляются за три месяца до открытия губернского (ст. 199).

На них проверяются списки дворян, имеющих право участвовать в собраниях, и дворян, заявивших желание служить по выборам (ст. 200, 201). Затем уездный предводитель предлагает мелкопоместным выбрать уполномоченных (ст. 202).

Губернские собрания созываются каждые три года раз; время их созыва определяется губернатором (ст. 94, 184). В день, назначенный для открытия собрания, губернатор в церкви приводит дворян к присяге (ст. 216), но присутствовать в собрании губернатор не может, хотя бы и был помещиком той губернии (ст. 116). Председательствует в собрании губернский предводитель (ст. 214).

К правам губернского собрания относятся: 1) выборы, 2) ходатайства, 3) установление складок, 4) исключение из среды порочных дворян, 5) рассмотрение дворянской родословной книги и 6) распоряжение имуществом принадлежащим дворянскому обществу.

Выборы составляют “главный предмет” обыкновенных дворянских собраний (ст. 151). По выбору их замещаются должности: 1) губернского и уездного предводителей, 2) депутатов дворянского собрания, 3) секретаря и 4) заседателей дворянской опеки числом от двух до четырех (ст. 173)[8].

Кроме того, дворянство, содержащее или дающее пособие на содержание гимназий, прогимназий или пансионов при них, избирает почетных попечителей гимназий (ст. 174), а в губерниях, входящих в круг ведения Дворянского поземельного банка, избирает двух членов в отделение этого банка (ст. 180).

Эти общие правила несколько изменяются в применении к некоторым отдельным губерниям. Так, в Вологодской губернии уездные должности замещаются по выбору дворянства только в трех уездах: Вологодском, Грязовецком и Кадниковском (ст. 176). В губернии Астраханской не избираются заседатели дворянской опеки (ст. 177).

Дворянство московское избирает смотрителя Странноприимного дома графа Шереметева (ст. 182); астраханское – члена для заведования хозяйством института для девиц (ст. 183)[9] нижегородское – почетных опекунов и директоров Александровского дворянского банка, председателем совета которого состоит нижегородский губернский предводитель (ст. 180; прим.)

Все эти должностные лица избираются на губернских собраниях, но одни целой губернией, а другие – по уездам, по различию губернских и уездных должностей (ст. 293). К уездным должностям относятся должности уездных предводителей и заседателей дворянских опек и депутатов дворянства.

Выборы совершаются баллотировкой. Для производства ее в собрании, в одной комнате или в разных, смотря по удобству, ставятся отдельные столы уездные с избирательными ящиками и отдельный губернский стол с двумя избирательными ящиками.

Избираемыми могут быть только потомственные дворяне, но и из тех, которые, не владея недвижимым имуществом, не имеют голоса в собрании (ст. 188). Требуются ли для избираемости другие условия: неопороченность, чин, совершеннолетие? Закон прямо этого не определяет.

Но так как в ст. 188 сделана ссылка на статьи 113 и 115, а в ст. 195, определяющей порядок уведомления о желании баллотироваться, прямо указаны п. 1, 3, 4 и 5 ст. 113, то вопрос этот должен быть решен в утвердительном смысле.

В губернии Кутаисской могут быть избираемы и дворяне, не знающие русского языка, с тем, однако, чтобы в депутатском собрании, по крайней мере, половина членов говорили по-русски или хотя бы свободно понимали устное чтение бумаг на русском языке (ст. 190). Лица, находящиеся за границей, вовсе не могут быть избираемы (ст. 194).

Дворянин, не желающий служить по выборам, должен наперед заявить о том, но раз выбранный уже отказываться от принятия избрания не может (ст. 196, 197). Срок дворянских выборов – трехлетий (ст. 184).

Относительно совместности службы по дворянским выборам с другими должностями и званиями закон постановляет, что лица, состоящие на гражданской службе, могут быть избираемы только в губерниях столичных, Астраханской, Ставропольской и Закавказье (ст. 297).

В других губерниях избрание лиц служащих допускается лишь под условием увольнения от занимаемой правительственной должности (ст. 296). Лица, состоящие в запасе армии и флота, могут быть избираемы (ст. 192).

Церковные старосты могут быть избираемы на должности лишь по тому же уезду, где состоят старостой, (ст. 299). Членами одного и того же присутственного места не могут быть избираемы: отец с сыном, родные братья, дядя с племянником и тесть с зятем (ст. 301),

В губернские предводители избираются два кандидата, представляемые через министра внутренних дел на непосредственное усмотрение Государя Императора (ст. 304). На все другие должности избираются по одному лицу, а избранные утверждаются властью местного губернатора (ст. 306).

Вслед за выборами по степени важности следует поставить право дворянских собраний представлять правительству свои ходатайства. Право это имеет свою любопытную историю.

Жалованная грамота дворянству 1785 г. предоставляла дворянству: 1) представлять о своих нуждах и пользах генерал-губернатору и губернатору и 2) приносить через особо избранных депутатов жалобы и ходатайства как сенату, так и Государю Императору. Таким образом, право ходатайства было предоставлено первоначально в весьма широких пределах.

Не было, установлено никаких ограничений относительно предмета ходатайства и вместе с тем было разрешено представлять эти ходатайства непосредственно Государю через особо избранных самим дворянством депутатов.

Это последнее право являлось особенно важным, так как для надлежащего успеха ходатайства, конечно, весьма важно, чтобы оно было, представлено Верховной власти лицами, сочувствующими предмету ходатайства. С течением времени это право дворянских собраний подверглось, однако, довольно существенным ограничениям. Прежде всего, законом 6 дек. 1831 г. (№ 4989) было ограничено право посылки депутатов.

Теперь дворянское собрание может передать свои жалобы или ходатайства через депутатов лишь в том случае, если они будут вызваны, и то не более трех, избираемых на уездных собраниях и снабжаемых уполномочием, подписанным, губернским и уездными предводителями, с подробным обозначением всех предметов, ходатайству их порученных (ст. 153).

Даже отправление депутатов “для принесения Императорскому Величеству от лиц дворянства всей губернии верноподданнического благодарения за Всемилостивейшие дарованные оному права и преимущества” допускается не иначе, как по испрошении предварительного на то Высочайшего соизволения (ст. 155).

Что касается предметов дворянских ходатайств, то закон 1831 года постановлял, что дворянство может представлять начальству и высшему правительству о нуждах дворянства, о прекращении местных злоупотреблений или об устранении неудобств, замеченных в местном управлении, хотя бы они происходили и от общего какого-либо постановления.

Хотя, таким образом, в законе обнаруживается стремление ограничить предмет дворянских ходатайств только вопросами местного управления, однако разрешение касаться и таких местных неудобств, которые проистекают от общих постановлений, оставляло все-таки широкую свободу в выборе предметов ходатайств, так как, конечно, едва ли найдется какое-либо “общее постановление”, последствия которого не могли бы сказаться и в местной жизни.

Постановления закона 1831 года сохранились без изменений во всех трех первых изданиях Свода Законов.

Но в 1865 году, когда московское дворянство представило ходатайство об изменении коренных начал государственных устройств на имя тогдашнего министра внутренних дел, графа Валуева, последовал Высочайший рескрипт, 26 янв. 1865 г. (№ 41729), указавший, что ни одно сословие не призвано говорить именем других сословий и брать на себя почин в вопросах, решение которых зависит исключительно от Верховной власти.

Основываясь на этом рескрипте, при составлении издания IX тома 1876 года изменили изложение соответствующих статей. К ст. 142 (прежней 112), содержащей общее указание на право дворянства приносить прошения Императорскому Величеству, сделано добавление, что при этом не должно входить в обсуждение предметов, прямому ведению дворянства не подлежащих, и касаться до изменения существенных начал государственных в России учреждений.

В ст. 163 (прежней 135) опущено вовсе данное законом 1831 г. определение предметов дворянских ходатайств и определение ответственности за составление положений, противных законам, в форме взыскания со всех присутствовавших в собрании 150 руб. и сверх, того с губернского предводителя 60 руб. и с уездных по 30 руб. Сохранено только общее запрещение “составлять положения, противные законам”.

Из сопоставления этих статей в том изложении, какое они подучили в издании 1876 г., вытекало, что дворянство может ходатайствовать лишь о предметах, подлежащих его “прямому ведению”, и тем самым дворянство, по справедливому замечанию А. Д. Градовского, “замыкалось в круг его исключительных, сословных интересов, значение которых падает с каждым годом”[10].

В настоящее время, однако, право ходатайства снова несколько расширено, хотя, надо сказать, не с достаточною ясностью и определенностью. На основании Высочайшего повеления от 14 апреля 1888 г. сохранено начало статьи и восстановлена та часть ст. 163, в которой определялся круг дозволенных предметов дворянских ходатайств в дословно прежнем изложении, под условием соблюдения в изложении всех приличий.

Следовательно, теперь снова дворянство получило право представлять правительству об устранении неудобств, замеченных в местном управлении, хотя бы они происходили и от общего какого-либо постановления.

Казалось бы, сообразно с этим сделанное, на основании рескрипта 1865 года, добавление к ст. 142, ограничивающее дворянские ходатайства только предметами, подлежащими “прямому ведению” дворянства, должно быть признано ныне отмененным.

Однако, в издании 1899 г. соответствующая ст. 152 показана сохранившей изложение ст. 142 издании 1876 г. без всяких изменений. В виду неразрешимого противоречия этой редакции ст. 152 с восстановленным в 1888 г. первоначальным текстом ст. 169, следует, по-видимому, признать в этом недосмотр кодификатора.

Кроме выборов и обсуждения ходатайств, к предметам губернских дворянских собраний относится еще установление дворянских складов и осуществление дисциплинарной власти над дворянами.

Денежные складки дворянства устанавливаются не иначе, как по предложению губернского предводителя и только в обыкновенных собраниях. В чрезвычайных собраниях они могут быть установлены лишь с особого Высочайшего разрешения и то только “в случаях совершенно необыкновенных”.

Закон старается придать складкам характер добровольных взносов, что и привело в совершенно своеобразному порядку их установления, так что дворянские общества не пользуются, собственно говоря, самостоятельным правом принудительного самообложения.

Складки бывают двух родов: 1) на надобности, необходимые для дворянства всей губернии, или общеполезные и 2) на предметы, общей надобности не составляющие, или на издержки частные (ст. 160, 161, 162, п. 3).

Постановления собрания о складках второго рода обязательны лишь для тех дворян, которые изъявят на то согласие. Постановления о складках первого рода, принятые собранием единогласно, утверждаются окончательно министром внутренних дел, только извещающим об этом комитет министров[11], а постановления, принятые с разногласием, министр вносит в комитет, представляющий дело на Высочайшее усмотрение.

Дисциплинарная власть дворянских собраний выражается в их праве исключать из собрания дворян, опороченных судом, или хотя бы и не судившихся, но за которыми всем известен “явный и бесчестный поступок”.

Для исключения требуется большинство двух третей. Постановления эти не подлежат пересмотру судебных мест. Жалоба на эти постановления может быть принесена только по формальным основаниям в первый департамент сената (ст. 165, 166).

Кроме дворянских собраний, органами дворянских обществ являются собственно так называемые дворянские учреждения, т. е.: 1) депутатские собрания, 2) предводители и 3) дворянские опеки.

Дворянское депутатское собрание составляется из губернского предводителя и депутатов, избираемых дворянством от каждого уезда по одному (ст. 348).

Ведение его составляет рассмотрение предъявляемых на дворянство прав; ведение дворянской родословной по губернии книги, выдача грамот на внесение дворянских родов в родословную книгу; выдача дворянам, внесенным в родословную книгу, свидетельств о дворянстве; участие в распоряжениях по наложению опек на дворянские имения, содержании формулярных списков лиц, служащих по выбору дворянства (ст. 350).

Общие обязанности предводителей как губернских, так и уездных:

1) предстательство по уполномочию дворянства о дворянских нуждах и пользах;

2) предложение по сим делам дворянскому обществу и объявление ему отзывов и повелений начальства;

3) открытие по дозволению начальства дворянских собраний и председательство в них; председательство при дворянских выборах; привод избранных в должности к присяге, введение их в должность и закрытие собрания; участие в составлении родословной книги; участие в деле наложения опек; свидетельство сумасшедших дворян;

4) в хранении и расходовании дворянских сумм, и

5) в собирании сведений о рождении дворян, об их поведении, образе жизни и состоянии и выдаче, в случае надобности, о том свидетельств; уведомление опек о сиротах; участие в деле народного образования; приглашение дворян к принятию подрядов; отсылка сведений и выписок из родословной книги в губернское правление и департамент герольдии (ст. 381).

К ведению в частности губернского предводителя относится увольнение от службы лиц, служащих по выбору дворянства, за болезнью (ст. 383), а в ведению уездного – содержание узаконенных списков дворян и выдача свидетельств о бедности (ст. 384).

Кроме того, как губернские, так и уездные предводители принимают участие в различных отраслях местного управления, как это будет указано при изложении организации местного управления.

Уездные дворянские опеки, состоящие, под председательством уездного предводителя, из заседателей, ведают опекунские дела.


[1] Впрочем, чин IX класса, жалуемый купцам, сообщает им личное дворянство во всяком случае (ст. 47, п. 3).

[2] Статья эта отменена Именным указом 28 мая 1900 г.

[3] [Высочайшим указом 5 октября 1906 г. (собр. узак. № 237) повелено: “предоставить всем российским подданным безразлично от их происхождения, за исключением инородцев (св. зак. т. IX, изд. 1899 г., зак. сост., ст. 763), одинаковые в отношении государственной службы права применительно к таковым правам лиц дворянского сословия, с упразднением всех особых преимуществ на занятие по определению от правительства некоторых должностей в зависимости от сословного происхождения”.]

[4] Условия приобретения потомственного дворянства получением ордена св. Владимира и порядок его пожалования изменены Именными указами 28 мая и 2 августа 1900 г. (Собр. уз. 1900 г. № 59, ст. 1282 и № 96, ст. 1904).

[5] Городское положение 1892 г. не распространило этого правила на членов городских управ, создав, таким образом, ничем необъяснимое различие земской и городской службы.

[6] [До 5‑го октября 1906 г. канцелярские служители не дворяне получали первый классный чин, смотря по происхождению, через четыре, восемь и даже десять лет службы (ст. 305 Уст. о служ., т. III cв. зак., изд. 1896 г.).]

[7] [Офицерам из вольноопределяющихся второго разряда, которые принадлежат к дворянскому сословию, сопряженные с офицерским чином права гражданской службы предоставлялись немедленно по производстве в оный.

Все же остальные офицеры, а также офицеры казачьих войск, произведенные в сие звание из казаков третьего разряда по образованию, вступали в означенные права не ранее, как по выслуге ими в офицерском звании не менее трех лет в рядах войск или строевых частях (Ст. 208 т. III св. зак., изд. 1896 г.).]

[8] А также посредников для полюбовного специального размежевания земель, на основаниях, определенных в ст. 160 и примечании к ней, а также в законах межевых (ст. 173, п. 6)

[9] [Ст. 183 отменена по прод. 1902 года.]

[10] Начала, III, стр. 369. [Cобр. соч., т. 9, 1904, стр. 390.]

[11] [Ныне, за упразднением комитета министров, совет министров. См. п. V указа 23 Апреля 1906 г. (собран. узак. № 97)].

Николай Коркунов https://ru.wikipedia.org/wiki/Коркунов,_Николай_Михайлович

Николай Михайлович Коркуно́в — русский учёный-юрист, философ права. Профессор, специалист по государственному и международному праву. Преподавал в Санкт-Петербургском университете, Военно-юридической академии и других учебных заведениях. Разрабатывал социологическое направление в юриспруденции.

You May Also Like

More From Author