Press "Enter" to skip to content

Руководство к познанию законов – О законах вообще

Законы вообще установляют и охраняют порядок или физический, или умственный, или нравственный.

Каждый нравственный закон имеет две составные части: правило и его охранение (силу обязательную).

Как существо нравственных законов состоит в установлении нравственного порядка, а порядок сей хотя имеет свои степени, но в существе своем есть везде и для всех один и тот же, то ясно, что все нравственные законы должны иметь одно основание: правду.

Advertisement

Правда есть или всеобщая, или особенная (общежительная справедливость), приспособленная к месту, ко времени и к той степени нравственного порядка, на коей народ стоит. Сие приспособление не изменяет существа правды, она всегда одна и та же, но определяет только образ ее действия сообразно обстоятельствам.

Нравственные законы по пространству их действия объемлют или все вообще движения воли, или только одни те внешние деяния, кои принадлежат прямо к составу общежития.

Отсюда следующее разделение нравственных законов:

I. Они суть: или естественные, или общежительные.

Advertisement

Первые основаны на всеобщей правде, вторые – на правде, приспособленной к данному составу общежития. Первые одни могут быть прилагаемы ко всем вообще составам общежития и в сем приложении именуются всенародными (droit des gens). Вторые суть законы, свойственные каждому общежитию в особенности; они именуются законами общежительными положительными.

II. Нравственные законы суть: или внутренние, или внешние.

Первые объемлют вообще все движения воли, вторые относятся прямо к общежитию. Первые именуются законами совести, вторые – законами верховной власти. Первые, когда внутреннее действие совести усилено чувством необходимости, уважения других или стыда, именуются законами чести; вторые именуются иногда, хотя неправильно, законами положительными.

III. Все законы – как естественные, так и общежительные, как внутренние, так и внешние – или установляют правило, или охраняют его.

Advertisement

Первые суть законы запретительные, или повелительные; вторые суть законы охранительные. Те и другие иногда выражаются совокупно, иногда же отдельно, и в сем последнем виде они делятся на разные разряды.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.