Введение к законам общежительным

Отделение первое. О начале общежития и цели его

Начало общежития есть действие всеобщего нравственного закона. Сила сего закона является прежде всего в чадолюбии, потом в родстве, наконец в обществе.

Цель общежития есть утвердить между людьми нравственный порядок и посредством правды общежительной возвести к правде всеобщей. Общежитие есть преддверие вечности. В нем человечество навыкает, приуготовляется, образуется к нравственному единству.

(Опровержения противного мнения, о начале обществ от личных польз и договоров)?

Отделение второе о составе общежития или о главных его установлениях

Четыре рода установлений в составе общежития необходимы:

1) Установление пределов собственности личной.

2) Собственности вещественной.

3) Установление верховной власти.

4) Установления нравственные.

I и II. Собственность лица и имущества

Собственность лица есть власть человека над собственными его силами как душевными, так и телесными. Власть сия основана на первообразной власти духа над душою и души над телом. Сие называется личностью, самостоятельностью (personnalite).

Собственность имущества есть власть над тем, что произведено или приобретено нашими силами.

Та и другая власть присвоены человеку от Бога как естественное достояние разума его и воли. Посему начало их не есть в общежитии.

Но в общежитии они принимают вид определенный. Собственность лица здесь ограничивается свободою других и приемлет значение состояния. Собственность имущества ограничивается первенством одержания и совершенною независимостью предмета и получает вид и значение владения гражданского; но, стесняясь в пространстве, та и другая власть здесь становятся достовернее под защитою верховной власти.

III. Установление верховной власти

Верховная власть установлена к защите правды, в содействие совести. Без верховной власти ни собственность личная, ни собственность имущества существовать не могут.

1) Сходство действий

Совесть указует правду и долг ее; власть верховная посредством законов возвещает также правду и долг ее в порядке общежительном. Власть законодательная.

Совесть правит волею посредством одобрения и упрека. Верховная власть правит общежитием посредством наград и понуждений. Власть правительственная.

Совесть в порядке нравственном внутреннем есть орган правды вечной; власть верховная есть орган правды общежительной, в порядке общежительном.

2) Различие действий

Совесть объемлет все движения воли; власти верховной подлежат одни деяния внешние общежительные.

Суд совести совершается внутренним одобрением или упреками; верховная власть действует внешними наградами и понуждениями. Для сего от общего состава сил отделяются и ей вверяются силы личные и вещественные, достаточные к тому, чтоб удостоверить повиновение. Способы правления; силы правительственные.

IV. Установления нравственные

1) Религия

Она исходит свыше. Но общежитие, принимая ее в свое недро, охраняет сей дар небес от колебания, переменчивости страстей и прихотей человеческих. 2) Науки и искусства

Просвещая ум и смягчая нравы, они возвышают способности к общежитию.

Отделение третье. Порядок образования общежития

Порядок образования общежития есть постепенное расширение в нем четырех главных его установлений: состояния лиц, собственности имуществ, верховной власти, установлений нравственных. Сие расширение представляет четыре периода.

Период I. Семейство

Состояние лиц. Два состояния лиц: состояние отца и матери и состояние детей. Отсюда два союза, два рода отношений: отношение детей к родителям – союз власти и повиновения, и отношение детей как членов семейства между собою – союз равенства и взаимности.

Собственность – общая, нераздельная.

Власть верховная. Она здесь принадлежит отцу семейства.

Нравственные установления. Вера отца семейства есть вера его семейства. Его опытность и познания суть науки.

Период II. Род

Род есть несколько семейств, соединенных отношением сожития под одною главою.

Состояние лиц. К двум прежним присоединяются здесь два состояния: родоначальника и родовичей.

Собственность имуществ. Здесь в первый раз является собственность отдельная каждого семейства. Последствия ее суть:

1) Договоры.

2) Имущества наличные и долговые.

3) Отчуждения – мена, продажа, дар, завещания.

4) Раздел наследства.

5) Опека.

Власть верховная. Здесь в первый раз она получает отдельное образование. Отсюда родовое законодательство, родовое правление и в нем а) начало полиции, б) начало суда в проступках и преступлениях, в) начало суда тяжебного и искового; удел сил, вверяемых родоначальнику: силы личные представляют начало повинностей, силы вещественные – начало финансов.

Установления нравственные. Здесь является необходимость установить единообразие в обрядах богослужения, чтоб дать ему единство и общую над умами силу. Науки здесь приобретают также некоторое расширение от стечения опытов и преданий.

Период III. Гражданство

Гражданство есть соединение родов в один состав с переменою образа жизни, большею частию кочевого в оседлый.

Состояние лиц. Здесь к предыдущим состояниям присоединяется еще одно: состояние родоначальников, состояние почетности (начало дворянства).

Собственность, верховная власть, установления нравственные – все получает здесь более силы и пространства.

Период IV. Государство

Из соединения городов, прежде независимых, составляется государство.

Существо всех предыдущих образований состояло в развитии одних и тех же главных установлений. Оно продолжается и достигает полной своей меры в государстве. Содержание всех последующих рассуждений состоит именно в подробном изложении сего образования.

Отделение четвертое. О правах, обязанностях и правде в общежитии

Права и обязанности возникают из союзов. Везде, где есть союз, есть долг и право.

А как два рода есть союзов – нравственные внутренние и внешние, или общежительные, то есть и два рода прав и обязанностей: права и обязанности внутренние и общежительные.

Существенное различие между ними состоит в том, что первые охраняются одною совестию, вторые же – общежительными законами и общественною силою.

Как в общежитии есть непрерывная борьба польз, то порядок его требует так же посредства, как и борьба нравственных сил.

Сие посредство есть общежительная правда, справедливость.

Основание справедливости есть общая нравственная правда; справедливость есть приложение сей правды к делам общежительным.

Михаил Сперанский

Граф Михаи́л Миха́йлович Спера́нский — русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец. Выходец из низов, благодаря своим способностям и трудолюбию привлёк внимание императора Александра I и, заслужив его доверие, возглавил его реформаторскую деятельность.

You May Also Like

More From Author