Первое издание Свода

Составление Полного Собрания было задумано как необходимая подготовительная мера к составлению сборника действующих законов. Таким сборником является Свод Законов. Он отличается от Полного Собрания прежде всего содержанием: Свод содержит не все законы, а только те, которые сохраняют обязательную силу.

Затем и действующие законы включены в Свод не целиком, не в той самой форме, в какой они были первоначально изданы, а в извлечениях, сделанных в форме отдельных статей, под которыми имеются ссылки на узаконения, послужившие основанием для их составления. Наконец, и порядок размещения отдельных законодательных постановлений в Своде не хронологический, а систематический.

Свод был составлен в семь лет. Работы начались в январе 1826 года, а к концу 1832 года Свод, включавший в себе действующие узаконения по 1 января 1832 г., был уже напечатан и 19 января 1833 г. представлен Государственному совету в заседании, происходившем под личным председательством Императора Николая I.

Манифест об издании Свода помечен 31 января 1833 года[1], но это первое издание Свода называется по году его напечатания изданием 1832 г. Вступление же его в силу было отложено до 1 января 1835 г., чтобы дать возможность присутственным местам ознакомиться с его содержанием.

При составлении Свода, прежде всего, требовалось исключить все законы, отмененные последующими. Во-вторых, устранены все повторения и вместо многих постановлений, одно и тоже гласящих, в Свод включалось одно из них, полнейшее. В-третьих, старались по возможности сохранить слова старых законов: «Ибо в законе не столько изящества слога, сколько сила и важность его, а для важности древности драгоценны».

Наконец, в-четвертых, законы многословные и обширные должны были быть сокращены и с этою целью положено, не включая в Свод встречающихся во многих законах изложения случаев, подавших повод к закону, а также рассуждений, на которых он основан, ограничиваться передачей только самого распоряжения закона.

Составленные таким образом отдельные законоположения составили отдельные статьи Свода, и под каждой из них указаны те постановления, на которых она основана. Это делается не только для сообщения статьям Свода большей достоверности, но также для того, чтобы облегчить их понимание.

«Сии указания нужны как верный путь к разуму закона, как способ к открытию причин его, как руководство к познанию истинного его смысла в случае сомнений; они нужны как лучшая система истолкований — система, основанная не на мнениях и выводах произвольных, но на простом сличении двух форм одного и того же закона: первообразной и производной. Они охраняют связь между сими двумя формами, связь столь необходимую, что без нее расторгалось бы самое его единство» (Обозрение исторических сведений о Своде Законов. С. 166).

Кроме ссылок на постановления, из которых составлены статьи Свода, при некоторых статьях имеются еще примечания и приложения. При первоначальном составлении Свода в форме примечаний излагались такие изъяснения, которые не содержат в себе ни повеления, ни запрещения и потому не составляют закона; а в приложениях отнесены разные формы и табели и изложения подробностей, «кои бы затемнили смысл главных статей, прервали бы связь между ними, если бы помещены были среди текста».

Но в последующих изданиях Свода и в продолжениях к нему это правило, к сожалению, не соблюдалось и нередко в форме примечания и приложений включались в Свод весьма важные новые узаконения, совершенно изменяющие смысл тех статей, к которым они присоединены. Впрочем, в последнее время опять заметно стремление возвратить примечаниям и приложениям их первоначальное значение.

Составляющие Свод отдельные статьи[2] расположены в нем в систематическом порядке. Система эта основана на следующих началах. Все законы разделяются на государственные и гражданские. Государственные законы определяют права и обязанности, вытекающие из государственного союза.

Они суть двоякого рода: одни определяют существо государственного союза; другие — охраняют вытекающие из него права. Государственные законы первого рода распадаются в свою очередь на:

1) законы основные, определяющие порядок, каким власть верховная образуется и действует в законодательстве и управлении;

2) законы органические, определяющие устройство органов, через которые власть действует;

3) законы сил правительственных, определяющие средства, с помощью которых власть действует, и представляющиеся или силами личными (уставы о повинностях) или вещественными (уставы казенного управления) и, наконец,

4) законы о состояниях, определяющие права и обязанности подданных по степеням их участия в составе установлений и сил государственных.

Государственные законы второго рода подразделяются на: 1) законы предохранительные или устав благочиния и 2) законы уголовные.

Законы гражданские определяют права и обязанности, вытекающие из союза семейственного и союза по имуществам. Однако Сперанский разделил гражданские законы на два разряда не по различию этих союзов, а по другому признаку.

Законы союзов семейственных и общие законы об имуществах он соединил вместе под именем общих гражданских законов, отделив от них, как особенные гражданские законы, те, коими установляется порядок действий прав в имуществах в особенном их отношении к государственному и частному кредиту, к торговле, к промышленности и проч. Эти особенные гражданские законы по главной цели их называются законами государственного благоустройства или экономии[3].

Таким образом весь Свод распадался на восемь главных отделов или частей, размещенных в 15 томах.

I. Основные государственные законы (том I, часть 1).

II. Учреждения, а) центральные (том 1, ч. 2); б) местные (том II); в) уставы о службе государственной (т. III).

III. Законы правительственных сил: а) Уставы о повинностях (т. IV); б) Уставы о податях и пошлинах (т. V); в) Устав таможенный (т. VI); г) Уставы монетный, горный и о соли (т. VII); е) Уставы лесной, оброчных статей, арендных старостинских имений (т. VIII).

IV. Законы о состояниях (т. IX).

V. Законы гражданские и межевые (т. X).

VI. Уставы государственного благоустройства: а) Уставы кредитный, торговый, о промышленности (т. XI) и б) Уставы путей сообщения, строительный, пожарный, устав о городском и сельском хозяйстве, устав о благоустройстве в казенных селениях и о колониях иностранцев в Империи (т. XII).

VII. Уставы благочиния (законы полиции): а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный (т. XIII) и б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражею, о ссыльных (т. XIV).

VIII. Законы уголовные (т. XV).

Каждый из 15 томов Свода составлял обособленное целое, особый Свод соответствующих учреждений, законов или уставов, имея одну общую для всего тома нумерацию статей и пагинацию.

В этой системе в Своде размещено все действующее право за исключением:

1) местных законов;

2) узаконений, относящихся к народному просвещению и государственному контролю;

3) узаконений, относящихся к управлению духовных дел;

4) узаконений, принадлежащих к управлению некоторых частей ведомства придворного, а также и благотворительных заведений, состоящих под особым ведением Государя или членов Императорского дома;

5) узаконений военных и морских.

По тем отраслям законодательства, которые вошли в Свод, он есть Свод законов не в формальном, а в материальном смысле. В него включены не только все юридические нормы, установленные Высочайшею властью, хотя бы и не в законодательном порядке, но также и установленные органами подчиненного управления, в особенности сенатом и министрами.

И при этом вовсе не имелось в виду включением таких сенатских или министерских указов в Свод законов придать им на будущее время силу закона. В Обозрении сведений о Своде законов (стр. 176), напротив, прямо оговорено, «что во всех тех уставах, где таковые циркулярные предписания были предъявлены, содержание их в приличных местах означено со ссылкою на самое предписание, чтобы отличить его от закона, и поставить силу его в тех самых пределах, какие законом ему присвоены».

И, кроме того, Высочайше утвержденным мнением Государственного совета 15 дек. 1834 г. постановлено было и на будущее время вносить в Свод:

1) Распорядительные предписания министров, к постоянному и всегдашнему исполнению закона принадлежащие, когда они по представлению министров будут утверждены указами сената[4].

2) Пояснительные и распорядительные меры, утвержденные и опубликованные от сената, когда они, во-первых, будут согласны с действующими законами; во-вторых, разрешают или предупреждают какое-либо сомнение в смысле закона, не постановляя ничего вновь.


[1] Подписан он 1 февраля, но помечен 31 января, причем Император «изъяснил в присутствии Государственного совета причиною тому, что семь лет тому назад состоялось в сей день повеление о Собрании Законов и составлении из оных Свода». Отметка Госуд. секр. Марченки на журнале общего собрания, 1 февраля 1833 г. Л. 20.

[2] Число их в издании 1832 г. было 36 ООО, а с приложениями 42 198.

[3] Отнесение законов государственного благоустройства к гражданским представляется, конечно, неправильным. Любопытно, что в своем «Проекте уложения государственных законов 1809 г.» сам Сперанский относил законы «публичной экономии» к государственным, а не к гражданским законам.

Точно так же и Балугьянский в своем рассуждении о средствах исправления учреждений и законодательства в России (Сборник Р. И. О. Т. 90. С. 67) относил экономические законы к правительственным, lois administratives.

[4] В представлении Сперанского, вследствие коего и состоялось это мнение Государственного совета, предполагалось вносить в Свод распорядительные предписания министров без утверждения их сенатом. Для предписаний министра финансов по таможенной части это принято и Государственным советом.

Николай Коркунов https://ru.wikipedia.org/wiki/Коркунов,_Николай_Михайлович

Николай Михайлович Коркуно́в — русский учёный-юрист, философ права. Профессор, специалист по государственному и международному праву. Преподавал в Санкт-Петербургском университете, Военно-юридической академии и других учебных заведениях. Разрабатывал социологическое направление в юриспруденции.

You May Also Like

More From Author