О вступлении в брак

Ст. 1. Лица православного исповедания всех, без различия состояний могут вступать между собою в брак, не испрашивая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат (а).

На сем же основании допускается брак иностранца Православного исповедания с Российской подданной того же исповедания (б). Общее правило, в сей статье изложенное, подлежит ограничениям и изъятиям, в нижеследующих статьях постановленным: (а) 1775 марта 17 (14275) ст. 17; 1782 июля 14 (15468); 1783 дек. 11 (15891) ст. 3; 1800 июня 7 (19443); 1817 июня 8 (26914); 1861 февр. 19 (36657) ст. 21. – (б) 1835 ноября 11 (8569).

2. Монашествующим и посвященным в Иерейский или Диаконский сан, доколе они в сем сане пребывают, брак вовсе запрещается на основании церковных постановлений.

3. Запрещается вступать в брак лицам мужеского пола ранее восемнадцати, а женского шестнадцати лет от рождения (а). Но в Закавказье природным жителям дозволяется вступать в брак по достижении женихом 15, а невестой 13 лет (б). (а) 1830 июля 19 (3807); окт. 6 (3981). – (б) 1846 окт. 4 (20491); 1883 апр. 26 (1522) учр. ст. 1-3.

См. ст. 37, 63 и 91.

Примечание. Епархиальным Архиереям предоставляется в необходимых случаях разрешать браки по личному своему усмотрению, когда жениху или невесте недостает не более полугода до узаконенного на сей случай совершеннолетия. 1857 мая 15 (31849).

4. Запрещается вступать в брак лицу, имеющему более 80 лет от роду. 1697 дек. 26 (1612) ст. 63; 1744 дек. 12 (9087).

См. ст. 37 и 63.


1. Наибольший возраст для брака по церковным законам 60 лет, поэтому когда вступают в брак позже этих лет, то, хотя это не противно гражданскому закону, для венчания требуется разрешение архиерея.

К. Победоносцев. – “Курс гражданского права”, изд. 1875 г., стр. 36.


5. Запрещается вступать в брак с безумными и сумасшедшими. 1722 апр. 6 (3949); 1762 апр. 20 (11509).

См. ст. 37 и 62.

6. Запрещается вступать в брак без дозволения родителей, опекунов или попечителей. 1722 апр. 12 (3963) ст. 14; 1836 июня 4 (9252).

См. ст. 62.

Дозволение родителей на вступление в брак

1. Несоблюдение правила ст. 6 т. Х ч. 1 создает препятствие к заключению брака, но не влечет за собой недействительности состоявшегося брака.

Проф. Н. Суворов. – “Курс церковного права”, изд. 1890 г., стр. 300-310.

2. Брак, совершенный без дозволения родителей или опекунов, не признается, однако же, незаконным и остается в силе; вступившие же в брак без сего дозволения подлежат, по жалобе их родителей или опекунов, наказанию по 1566, 1567, 1549 и 1572 ст. Улож. о Наказ., изд. 1885 г.

С. Григоровский. – “О браке и разводе”, изд. 6-е, стр. 4.

3. Трудно согласиться с взглядом проф. Загоровского, что обязанность испрашивать согласие родителей на вступление в брак не ограничивается известным возрастом. Согласно постановлениям “Кормчей книги” и тексту ст. 221 1 ч. Х т., гласящей, что совершеннолетние могут вступать в любые обязательства, куда естественно отнести и брачное обязательство, – о согласии родителей может идти речь только по отношению к детям несовершеннолетним.

Наша практика держалась того взгляда, что раз официального запрета родителей налицо не имеется, то предполагается наличность их согласия. Несогласие родителей во всяком случае не парализует действительности брака, а обусловливает лишь уголовную ответственность.

В.И. Добровольский. – “Брак и развод”, стр. 36-37.

4. За вступление в брак без согласия родителей наказание не может иметь места, равно как и опровержение правильности совершения брака неуместно, когда есть удостоверение о том, что родители, зная о совершающемся браке, не заявили своевременно о своем несогласии или запрещении.

К. Победоносцев. – “Курс гражданского права”, изд. 1875 г., стр. 25.


7. В губерниях Черниговской и Полтавской, если отец или мать, имея в своем опекунском управлении имение, принадлежащее совершеннолетней дочери, будет препятствовать выходу ее в замужество, то ей предоставляется объявить о том в суде и с его разрешения вступить в брак. Литов. Стат., разд. V, арт. 8, 9; 1822 апр. 15 (15532).

8. заменена правилами, изложенными в ст. 1549 Уложения о Наказаниях (изд. 1885 г.).

9. Запрещается лицам, состоящим в службе как военной, так и гражданской, вступать в брак без дозволения их начальств, удостоверенного письменным свидетельством.

Примечание. Относительно браков военнослужащих соблюдаются также правила, изложенные в Уставе о Воинской Повинности (изд. 1897 г.), в Сводах Военных и Морских Постановлений и в особых узаконениях.

1722 апр. 5 (3937) гл. I, ст. 77; 1744 сент. 24 (9035); 1764 дек. 8 (12289) гл. II, ст. 6; 1765 авг. 24 (12459) гл. III, ст. 4; 1766 янв. 14 (12543) гл. II, ст. 6; 1783 июля 29 (15799); 1796 ноября 29 (17588) ч. IX, гл. IX, ст. 1; (17590), гл. XLI, ст. 1; 1797 авг. 28 (18115) ст. 12; 1798 мая 13 (18521); 1800 янв. 26 (19254); 1802 дек. 2 (20538) ст. 3; 1808 марта 9 (22883); 1810 сент. 25 (24360) ст. 3; 1824 мая 19 (29919);

1846 дек. 5 (20670) ч. I, § 57 п. 11; 99 п. 13; 114 п. 13; 1849 авг. 12 (23448) VI; окт. 28 (23609), ст. 3; дек. 29 (23781); 1860 марта 21 (35582) § 12 п. 2; 1966 июля 18 (43492); 1867 апр. 3 (44427); 1871 янв. 23 (49169) пол., ст. 30; 1874 янв. 1 (52983) уст., ст. 25; дек. 9 (54139); 1875 мая 6 (54663); 1881 февр. 7 (61843) пол. Воен. Сов.; 1882 февр. 22 (691) пол. Воен. Сов.; марта 18 (740); 1883 марта 17 (1441) пол. Воен. Сов.; 1884 янв. 20 (1976).

Согласие начальства на вступление в брак

1. Конечно, по мысли, согласие начальства на вступление в брак обусловливается только служебными препятствиями, однако трудно согласиться, чтобы начальство не могло отказать в своем разрешении на брак, препятствие к которому явно обнаруживается из документов, хотя бы в интересах службы брак и не служил препятствием.

Проф. Г.Ф. Шершеневич. – “Учебник русск. гражд. права”, изд. 1907 г., стр. 606.

2. Нарушение правила, изображенного в этой (9) статье, влечет за собой только дисциплинарное наказание – выговор с внесением в послужной список (Улож., ст. 1565).

Проф. А.И. Загоровский. – “Курс семейного права”, 2-е изд., 1909 г., стр. 19.


10. отменена [1865 янв. 24 (41717)].

11. отменена [1876 июля 15 (56209) Выс. пов., ст. 2, 3].

12. Брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц, посему запрещаются родителям своих детей и опекунам лиц, вверенных их опеке, принуждать ко вступлению в брак против их желания. 1722 апр. 12 (3963) ст. 15; 1724 янв. 5 (4406); 1894 февр. 19 (36657) ст. 21; (36658) ст. 3, 4; (30661) ст. 3 п. 1; авг. 9 (37354); 1863 июня 26 (39792) пол., ст. 1; 1864 окт. 13 (41349) ст. 1, 2, 6; окт. 13 (42551) ст. 1, 2; 1866 дек. 1 (43927) ст. 1, 2.

См. ст. 37 и 62.

1. Для законности брака необходимо согласие самих сочетающихся лиц, а не их родителей или опекунов (70/1825).

2. Брачное соглашение имеет характер чисто нравственный и может быть свободно изменено во всякое время до момента таинства бракосочетания; вступление в брак не может обусловливаться каким-либо обязательством и быть предметом гражданской сделки (77/230; 89/124; 67/70 и др.).

3. Отказ от обещания вступить в брак, даже без всякого предварения о нем, не может служить основанием для взыскания убытков (70/403; 71/1236; 72/1015; 77/230). Содействие к устройству брака за плату не может служить предметом гражданского договора (99/82; 67/70).


4. Наш закон специально упоминает о принуждении со стороны родителей и опекунов одного из брачующихся (т. Х ч. 1 ст. 12; Улож. о Нак., ст. 1550, 1596, 1599). Но очевидно, что разрушительно на брак действует всякое принуждение одного из супругов, кем бы оно сделано не было.

Имея в виду, что закон наш умалчивает о недействительности принудительных браков нехристиан, надо заключить, что такие браки между нехристианами будут признаны недействительными лишь тогда, когда принуждение нельзя будет оправдать правилами закона нехристиан или принятыми у них обычаями.

Проф. А.И. Загоровский. – “Курс семейного права”, 2-е изд., 1909 г., стр. 13.


13 до 18 отменены [1861 февр. 19 (36657) ст. 1, 21; (36658) ст. 3, 4; (36661) ст. 3 п. 1; 1862 февр. 5 (37946) ст. 1; сент. 25 (38717); 1863 июня 26 (39792) Имен. ук.; пол. ст. 1, 8, 9, 125].

19. Ограничения относительно вступления в брак арестантов, содержащихся в исправительных арестантских отделениях, во все время нахождения их в сих отделениях, определяются в Уставе о Содержащихся под Стражей. Правила о вступлении в брак ссыльных излагаются в Уставе о Ссыльных.

20. Запрещается вступать в новый брак во время существования прежнего, законом не расторгнутого. 1649 янв. 29 (1) гл. ХХ, ст. 84; 1716 марта 30 (3006) арт. 171; 1722 апр. 12 (3963) ст. 6; 1723 марта 22 (4190) ст. 12-15; 1741 сент. 21 (8450); 1767 июля 10 (12935); 1774 июня 26 (14160); 1777 окт. 13 (14664); 1779 сент. 13 (14914); 1780 февр. 28 (14987); 1781 окт. 15 (15257); 1784 марта 2 (15946); 1788 февр. 16 (16627); 1797 авг. 28 (18115) ст. 12; 1807 апр. 25 (22524); 1812 июня 13 (25140).

См. ст. 37, 40 и 62.

21. Запрещается вступать в четвертый брак. 1651 июня 27 (64); 1676 марта 10 (633) ст. 5; 1677 авг. 10 (700) I, ст. 8; 1697 дек. 26 (1612) ст. 64; 1767 март. 29 (12856); 1814 февр. 26 (25545).


1. Лицам православного исповедания запрещается вступать последовательно в четвертый брак (т. Х ч. 1 ст. 21), хотя уже и на вступающего в третий брак налагается эпитимия (ук. Синода 5 апреля 1871 г.). В счет трех браков следует включать и браки, прекращенные разводом, но только не браки, признанные недействительными. На лиц других исповеданий это ограничение, имеющее каноническое значение, не распространяется.

Проф. Г.Ф. Шершеневич. – “Учебник русск. гражд. права”, изд. 1907 г., стр. 601-602.

2. На вопрос, следует ли брак, расторгнутый по той или иной законной причине или признанный решением подлежащего суда незаконным, включать в счет трех браков, последовательно дозволенных для лица православного, мы находим в практике Св. Синода следующие ответы.

Казачка была разведена с мужем по неспособности его к брачному сожитию и затем последовательно еще два раза выходила замуж. Овдовев после третьего брака, она обратилась в Св. Синод за разрешением на вступление в новое супружество. Св. Синод не признал возможным удовлетворить ее просьбу (протокол Св. Синода от 23 июня 1808 г., N 91).

На тех же основаниях отказывал Св. Синод в разрешении на вступление в новое супружество и такому лицу, которое ранее состояло последовательно в трех браках, хотя один из них и был расторгнут по безвестному отсутствию другого супруга (протокол Св. Синода от 4 марта 1808 г., N 57). Таким образом, из приведенных сепаратных определений Св. Синода ясно усматривается, что расторгнутый брак не исключается из счета трех последовательно дозволенных браков.

С. Григоровский. – “О браке и разводе”, стр. 42.

3. К числу условий для вступления в брак смешанного характера, этического и юридического, должно быть отнесено соблюдение траура по умершему супругу и выдержание времени испытания во избежание turbatio sanguinis.

Наш общий закон этого условия не ставит, но по Уст. иностр. испов. вдова, небеременность коей подлежит сомнению, может вступать в новый брак не прежде как по истечении шести месяцев после смерти супруга; вообще как вдовец, так и вдова могут вступать в брак лишь по истечении трех месяцев от смерти супруга (ст. 333).

Проф. А.И. Загоровский. – “Курс семейного права”, 2-е изд., 1909 г., стр. 27.


22. Для предупреждения двойных и четвертых браков на выдаваемых лицам обоего пола видах на жительство в случае вступления сих лиц в брак делаются надлежащие о том рукою Священника отметки с означением, с кем именно, когда и в какой церкви совершено венчание.

Сообразно с сими отметками военные и гражданские начальства при перемене или возобновлении упомянутых видов на жительство означают в них и брачное состояние тех лиц, коим они выдаются. 1842 апр. 6 (15476); 1894 июня 3 (10709) пол. ст. 1, 38, 41; 1897 июня 2 (14234); 1898 апр. 20, Собр. Узак., 828.

23. Запрещается вступать в брак в степенях родства и свойства, церковными законами возбраненных. 1722 апр. 12 (3963); 1765 июня 6 (12408); 1792 марта 24 (17033 а); 1810 янв. 19 (24091); 1850 апр. 26 (2421) ст. 8.

См. ст. 28, 30 и 37.

Родство и свойство как препятствие к вступлению в брак

1. Родство бывает троякого рода: а) кровное, возникающее в силу рождения; b) духовное, основывающееся на воспреемничестве; с) гражданское, создаваемое усыновлением. Относительно законного кровного родства для лиц православных существует запрещение брака до четвертой степени родства включительно (ук. Св. Синода 19 января 1810 г.).

Очевидно, что кровное родство не зависит от того, произошло ли рождение в законном браке или вне брака. Но наше законодательство имеет в виду только законное родство и тем самым оставляет открытым вопрос о возможности брака между лицами близкими друг другу по крови, когда родство их не основывается на законном браке. (См., однако, указ Св. Синода 17 марта 1877 г.)

В нашем законодательстве замечается пробел и по вопросу о возможности брака между усыновителем и усыновленной, а следовательно, гражданское родство препятствием к браку служить не может. Только для лютеран законом запрещается брак между усыновителем и усыновленной (т. XI ч. 1, ст. 208).

Духовное родство составляет препятствие для брака: а) между восприемником и воспринятой, а также матерью последней и b) между восприемницей и воспринятым, а также отцом последнего, но не между восприемником и восприемницей (указ Св. Синода 31 января 1838 г.).

Проф. Г.Ф. Шершеневич. – “Учебник русск. гражд. права”, изд. 1907 г., стр. 604.

11. Развод или признание брака незаконным, если и прекращают брачный союз между супругами и ведут за собой утрату ими всяких личных и имущественных прав одного над другим, то, однако, не погашают союза родственного, который через брак этих супругов был или мог бы быть при нерасторжении их брака.

А потому, хотя бы брак данных супругов и был расторгнут или признан незаконным, с ним все-таки необходимо считаться при разрешении вопроса о дозволенности или недозволенности браков между лицами, которые стали родственниками или свойственниками через этот расторгнутый или признанный незаконным брак. Такова точка зрения на эти браки и духовного суда (сепар. опред. Св. Синода 24 апреля 1898 г. N 1455, 10/26 февраля 1900 г.) N 637 и др.).

С. Григоровский. – “О браке и разводе”, 6-е изд., стр. 31.

2. Внебрачное родство в тех же степенях, как и законное, признается препятствием к браку в литературе по каноническому праву православной церкви.

Проф. А. Павлов. – “50-я глава Кормчей книги”, стр. 183-186.

3. Св. Синод признает физическое (внебрачное) родство равносильным родству кровному и считает его постольку же препятствием к браку, как и родство кровное.

С. Григоровский. – “О родстве и свойстве”, изд. 7-е, 1904 г., стр. 14.

4. При определении свойства как препятствия к браку в отношении между супругами применительно к практике Св. Синода с целью уменьшения запрещенных для брака степеней свойства принимается в счет особая степень свойства между супругами.

Проф. М.И. Горчаков. – “О тайне супружества”, стр. 342, 349.

5. В настоящее время, по положениям практики Св. Синода и господствующему мнению русской канонической литературы, двухродное свойство служит препятствием к браку до 4-й степени включительно.

При исчислении степеней свойства считается спорным вопрос о том, следует ли в отношении между супругами усматривать особую степень родства и свойства, или же это отношение совершенно особенное и между мужем и женой нет никакой степени родства и свойства.

Последний способ исчисления, хотя и увеличивающий запрещенные для брака степени свойства, более правилен, так как только этот способ согласуется с выраженным в 50-й главе Кормчей книги положением, что “муж и жена не составляют разных степеней, но суть всегда един и тойжде степень, понеже друг друга не рождает, ниже от единаго отца рождени суть” (“Кормчая книга”, изд. 1787 г., ч. II, л. 202 об.).

Редакционная Комиссия по составлению Гражд. Уложения. – “Гражд. Улож. Кн. 2: Семейственное право”, т. I, стр. 36.

51. В области брачного права в 1904 г. сделано очень важное распоряжение: именно Св. Синодом предоставлено епархиальным преосвященным разрешать совершение браков в 4-й степени двухродного свойства без представления последовавших разрешений на благоусмотрение Св. Синода, за исключением браков с сестрой невестки (жены брата) и с сестрой зятя (мужа сестры).

М. Сменцовский. – “Минувший год в церковно-общественном отношении”. – “Прибавление к Церковным Ведомостям” за 1905 г., N 1.

6. Св. Синод разъяснил, что браки в духовном родстве воспрещаются лишь между следующими лицами: а) между восприемником и матерью им воспринятого и б) между восприемницей и отцом ею воспринятой.

С. Григоровский. – “О родстве и свойстве”, 1904 г., стр. 11.

7. В 50-й главе Кормчей прямо полагается запрещение на вступление в брак в родстве по усыновлению. У нас же ни в церковных, ни в гражданских узаконениях, ни в практике духовного суда нет указаний на то, чтобы усыновление почиталось препятствием ко вступлению в брак.

С. Григоровский. – “О браке и разводе”, стр. 17.

8. Усыновление – родство гражданское, а не церковное и препятствием к браку не служит.

С. Григоровский. – “О родстве и свойстве”, 1904 г., стр. 13.

9. Усыновление согласно практике православной церкви не служит препятствием к браку.

Проф. А.И. Загоровский. – “Курс семейного права”, 1909 г., стр. 24.

10. Запрещение брака между усыновителем и усыновленным по прекращении отношений по усыновлению по действующему праву устанавливается лишь для лиц римско-католического и протестантского исповедания, но не применяется к лицам православного исповедания.

Редакцион. Ком. по составл. Гражд. Улож. – “Проект Гражд. Улож. Кн. 2: Семейств. право” (2-я редакция, стр. 9).


24. Нарушения запрещений, постановленных в предшествующих статьях относительно браков, и споры, от брачных дел возникающие, подлежат суду духовному или светскому по правилам, означенным в законах судопроизводства (Уст. Гражд. Суд., ст. 1337-1356; Зак. Суд. Гражд. ст. 440-457; Уст. Угол. Суд., ст. 1001-1003, 1012-1016; Зак. Суд. Угол., ст. 692-699).

См. ст. 33 примеч.

You May Also Like

More From Author