Press "Enter" to skip to content

О браках нехристиан между собою и с Христианами

Отд. I. О браках лиц новокрещенных

79. Лицо нехристианского исповедания по восприятии св. крещения может пребывать в единобрачном сожительстве с некрещеной женой; брак их остается в своей силе и без утверждения оного венчанием по правилам Православной Церкви. 1729 апр. 25 (5400); июня 18 (5444); 1825 дек. 18 (4).

См. ст. 37, 80 и 82.

80. Если жена или одна из жен магометанина или другого лица нехристианского исповедания примет св. крещение, то брак ее может оставаться в своей силе без утверждения оного венчанием по правилам Православной Церкви, но тогда лишь, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство:

Advertisement

1) имеющих родиться от них с того времени детей, которые должны быть крещены в православную веру, ни прельщениями, ни угрозами, ниже другими какими-либо способами, не приводить в свой закон, и жене своей, за содержание православной веры, поношения и укоризны не наносить;

2) состоять с принявшей св. крещение во все время ее жизни или доколе продолжится брак их в единичном сожительстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того, должно быть известно, что принявшая св. крещение не была перед тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства.

В противном случае, т.е. когда муж не согласится дать вышеизложенные обязательства или когда откроется, что принявшая крещение была им отлучена от сожительства с ним, брак их расторгается и жене дозволяется вступить в новый с лицом Христианского исповедания. 1836 окт. 14 (9710).

81. Если один из супругов, принадлежащих к иудейскому закону, обратится к православию, а другой останется в прежнем законе, но с обратившимся жить пожелает, то, оставив их в супружестве без расторжения, обязать подписками: первого в том, чтобы он тщательно имел попечение о приведении другого увещанием к восприятию православной веры, а сего в том, чтобы рождаемых в сем браке детей ни прельщениями, ни угрозами, ниже другими какими-либо способами не приводил в закон иудейский и обратившемуся в православную веру супругу за содержание оной поношения и укоризны не наносил.

Advertisement

Если же муж или жена по обращении другого супруга жить в прежнем брачном союзе не пожелают, то брак расторгается, и обратившемуся лицу разрешается вступить в брак с лицом православным. Но в случае, если брак не расторгнут, ни мужу, ни жене не дозволяется постоянное жительство в губерниях, где евреям оседлость воспрещена. 1825 дек. 18 (4); 1851 апр. 9 (25106).

1. Следует полагать, что принятие иудеем лютеранства не составляет основания к расторжению брака, потому что такое сожительство не противоречит догматам лютеранской церкви.

Проф. Г.Ф. Шершеневич. – “Учебник русск. гражд. права”, изд. 1907 г., стр. 621.


82. Буде новокрещенный имел прежде нескольких жен, по восприятии св. крещения он должен выбрать из них одну, с коей жить пожелает, преимущественно же обратившуюся равномерно к Христианству, и тогда брак их благословляется по Церковному чиноположению. Сие же правило распространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями. 1739 янв. 12, ст. 4; 1771 апр. 8 (13592) VI.

Advertisement

См. ст. 37, 79 и 80.

83. Если ни одна из жен креститься не пожелает (ст. 82) и муж не изъявит согласия жить с некрещеной, то ему дозволяется вступить в новый брак с Православной. 1739 янв. 12, ст. 4.

84. Брак остается в своей силе и тогда, когда оба супруга перейдут в Христианство, хотя бы оный совершен был в степенях родства, Церковью возбраненных. 1771 апр. 8 (13592) IV.

См. ст. 23, 37 и 64.

Advertisement

Отд. II. О браках Христиан с лицами, не принадлежащими к Христианству

85. Российским подданным Православного и Римско-Като-лического исповеданий брак с нехристианами, а Протестантского брак с ламаитами и язычниками вовсе запрещается. 1827 янв. 19 (828) ст. 2; 1832 дек. 28 (5870) ст. 78; 1905 апр. 17, Собр. Узак. 526, пол. Ком. Мин. Х, ст. 3.

См. ст. 37.

86 отменена [1857 июля 15 (32068); 1864 июля 12 (41051)].

87. Брак Российских подданных евангелического исповедания с магометанами и евреями совершается на основании Устава Евангелическо-Лютеранской Церкви в России (Уст. Ин. Испов., изд. 1896 г., ст. 328).

Advertisement

88 и 89 исключены [ср. 1864 февр. 10 (40588) II, ст. 3].

Отд. III. О браках нехристиан между собою

90. Каждому племени и народу, не выключая и язычников, дозволяется вступать в брак по правилам их закона или по принятым обычаям, без участия в том гражданского начальства или Христианского духовного правительства. 1775 марта 17; (14275) ст. 17; 1800 окт. 14 (19600); 1804 дек. 9 (21547) ст. 51, 53; 1722 июля 22 (29126) § 286, 287; 1826 дек. 1 (715) ст. 4; 1827 янв. 19 (828) ст. 1, 3, 4; февр. 6 (878) уст., § 74.

1. “Брачный договор мусульман (кебинный акт), составленный их духовенством по правилам шариата в присутствии свидетелей и внесенный в метрические книги, не представляет собой акта домашнего, действительность которого, по ст. 919 т. Х ч. 1 Зак. Гражд., обусловливается подписью дающего акт или кого-либо другого по его уполномочию” (1900/13).

2. См. ст. 78.

Advertisement

3. Кем должны быть удостоверяемы браки между евреями, в законе не содержится указания. В сенатской практике вопрос об этом не был возбуждаем. Но из того, что и браки евреев констатируются записью в метрические книги (т. IX ст. 1080) и что судебным установлениям вообще не предоставлено права удостоверять законность браков, нужно прийти к заключению, что и браки между евреями могут быть удостоверяемы только духовными лицами иудейского исповедания, если признать, что и для них, как для раскольников, единственным доказательством события брака служат метрические их книги, и что раз в этих последних брак не записан и не может быть записан, он ничем не может быть удостоверен.

В.Л. Исаченко. – “Русское гражд. судопр.”, т. II (2-е изд. 1906 г.), стр. 20.


91. Запрещение вступать в брак прежде достижения женихом или невестой определенного выше, в статье 3, возраста распространяется как на исповедующих магометанскую веру, так и на принадлежащих к иудейскому закону подданных Империи Российской. 1835 марта 22 (7990).

См. ст. 3 и 63.

Advertisement

92. О заключении и расторжении браков магометан записывается в особые шнуровые книги по правилам, изложенным в Законах о Состояниях (изд. 1899 г., ст. 906-911).

93. По магометанским правилам жены отбывающих обязательную военную службу магометан имеют неотъемлемое право выходить замуж за других, если только имеют разводные письма; но для пресечения средств пользоваться сим дозволением вступать в новые супружества тем, которые на то не имеют права, установлены правила, изложенные в нижеследующих (94 и 95) статьях. 1835 янв. 7 (7735); 1874 янв. 1 (52983).

94. Предоставляется вступать в новые браки тем только женам отбывающих обязательную военную службу магометан, которые будут иметь разводные от мужей письма, и когда развод с ними будет сделан по магометанским законам.

Те только разводные письма магометан признаются действительными, которые записаны в метрические книги по предписанному в Законах о Состояниях порядку и подписаны приходскими Имамами или Муллами.

Advertisement

Женам магометан, получившим разводные письма, должны быть выдаваемы выписки из метрических книг, содержащие в себе упомянутые разводные письма с тем, чтобы они по истечении срока, в тех письмах назначенного, объявляли непременно, для записки в метрические книги, о своем желании вступить в новое супружество.

Вменяется в обязанность приходским Имамам и Муллам при совершении второго бракосочетания рассматривать разводные письма и по надлежащем удостоверении в их существе и форме совершать бракосочетание только тогда, когда нет причины к спорам. 1835 янв. 7 (7735) ст. 1-4; 1874 янв. 1 (52983).

95. Как браки, с соблюдением всех вышеозначенных правил совершившиеся, так и рождаемые в оных дети признаются законными; напротив того, браки, основанные на неправильном разводе и заключенные вопреки правилам, выше сего постановленных, должны быть признаваемы недействительными. 1835 янв. 7 (7735).

1. Согласно ст. 95 т. Х ч. 1 дети, рожденные от законных браков мусульман, наравне с рожденными от браков лиц христианских исповеданий, признаются законными (ст. 119 т. Х ч. 1), и опровержение законности лица, рожденного в браке, хотя и предоставляется мужу его матери, но не иначе как с соблюдением установленных правил, путем иска в надлежащем суде и с представлением доказательств, в законах указанных (ст. 1348-1351 Уст. Гр. суд.), причем одного, не только простого, но и подкрепленного клятвой (лиан) заявления отца, без других доказательств и без судебного решения, недостаточно для опровержения законности рождения (ст. 1348 Уст. Гр. суд.), устранение же общих судопроизводственных узаконений, с заменой их процессуальными правилами шариата и притом не устанавливающими достаточных гарантий прав детей, было бы и неправильным, и несправедливым по отношению к детям магометан, имеющих одинаковое с другими подданными право на законную защиту (1900/41).

Advertisement

96 исключена [ср. 1864 февр. 10 (40588) II, ст. 3].

97. Общий закон о дозволении женам лиц, лишенных всех прав состояния, выходить за других мужей распространяется и на магометан, по разрешениям на сие магометанских Духовного Собрания или Духовного Правления, каждого по его ведомству. 1891 дек. 30 (8202) ст. 1.

См. ст. 50, 52 и 53.

98. Постановления, содержащиеся в статьях 54 и 56 и указанные в примечании к статье 54, о разрешении супругам лиц, без вести пропавших, по прошествии 5 лет вступать в новый брак распространяются и на жен магометан, с тем чтобы обязанности епархиального начальства по делам сего рода в отношении к Христианам были исполняемы в отношении к магометанам Духовными их Правлением или Собранием (ст. 97). 1837 ноября 3 (10653); 1872 апр. 5 (50680) I, ст. 4; II, ст. 4; 1895 янв. 14 (11257) прав.

Advertisement

См. ст. 54 и 56.

99. Дела брачные Калмыков производятся по правилам, изложенным в Положении об Инородцах и в Уставах духовных дел Иностранных Исповеданий.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.