О недействительности брака

Вопрос о недействительности брака находится в ближайшей связи с вопросом об условиях заключения его, являясь как бы санкцией последних.

Причина, делающая юридический акт недействительным, может обнаруживать свое влияние двояко: или так, что в силу только ее юридический акт не производит преднамеренного юридического действия – недействительность безусловная, абсолютная, или так, что действие этой причины находится в зависимости от будущего неизвестного обстоятельства, именно от желания участвующего в юридическом акте лица: сохранить или оспорить этот акт – недействительность условная или относительная. Противоположность между указанными двумя видами недействительности существует и в брачном праве; но здесь действие ее, по специальному характеру брачных отношений, сказывается особым образом.

Особенность состоит прежде всего, в том, что область условной недействительности здесь значительно шире, чем в отношениях имущественных. Далее, тогда как в имущественных отношениях всякий, чей интерес затрагивается юридическим актом, может ссылаться на недействительность этого акта, в брачном праве возможность оспаривания брака ограничена лишь легально очерченным кругом лиц. Это ограничение вытекает из важности тех практических последствий, которые влечет брак за собой для вступивших в него лиц. Вред, который потерпит известное лицо, заинтересованное в признании брака недействительным, во всяком случае, меньше, нежели невыгоды для супругов от признания их брака недействительным.

Эта легальная охрана брачных союзов, даже при наличности правовых изъянов, перестает действовать там, где, параллельно с нарушением права, грубо оскорбляется и нравственное чувство. Но эти же соображения морального характера ведут и к тому, что даже фактическое продолжение брака, страдающего существенными юридическими недостатками, не может быть сохраняемо, хотя бы супруги и выражали на это желание.

Следующие факты считаются достаточными причинами для признания браков недействительными:

1) вступление в брак при существовании прежнего, не расторгнутого (Прусск. Dernburg. Lehrb. des Preuss. Privatrechts, III. С. 45; Сакс., § 1590; Общегерм., § 1326; Австр., § 62; Франц., ст. 184, 174; Итал., ст. 56);

2) в запрещенных степенях родства или свойства (Прусск. Dernburg. С. 43-45; Сакс., §§ 1608, 1611; Общегерм., § 1327; Австр. § 66; Франц., ст. 160-163; Итал., ст. 58, 59);

3) при недостижении законного совершеннолетия (Прусск. Dernburg. С. 43; Франц., ст. 144; Итал., ст. 55);

4) между соучастниками в прелюбодеянии (Прусск. Dernburg. С. 46; Сакс.,§1616; Общегерм., § 1312; Австр., § 67; Фр., ст. 298);

5) при отсутствии согласия на брак (Общегерм., § 1325; Австр., §§ 55,56; Фр., ст. 180; Итал., ст. 184);

6) при нарушениях предписанной законом формы (Сакс., § 1620; Австр., §75; Фр., ст. 75; Итал., ст. 104).

По Австр. (§ 68) и Итал. улож. (ст. 62), в случае доказанного злоумышления на жизнь одного из супругов по соглашению с другим лицом с целью потом вступить в брак, такой брак злоумышленников признается недействительным. По Итальянскому кодексу недействителен брак в случае постоянной, до него существовавшей, неспособности к половому сожитию (ст. 107), а по Австрийскому – брак христианина с нехристианкой и наоборот (§ 64).

Наше законодательство не дает общих для лиц всех вероисповеданий правил относительно недействительности брака. Но, сводя относящиеся сюда узаконения, надо признать следующие браки недействительными между лицами христианских вероисповеданий: 1) браки, заключенные с насилием или в сумасшествии одного из супругов; 2) бигамические; 3) браки в запрещенных степенях родства; 4) браки с язычниками; 5) браки, совершенные с несоблюдением предписанной законом формы. Кроме того, в православной церкви и в протестантских вероисповеданиях недействительны браки лиц, которым, по расторжении брака, запрещено вступление в новый.

Затем в православной и римско-католической церквях недействительны браки, заключенные ранее наступления церковного совершеннолетия, и браки монашествующих и священнослужителей (Зак. гражд., ст. 37; Уст. дух. конс., ст. 205; Пол. о союзе брачн., ст. 8, 85, 86, 132, 23; Уст. иностр. испов., ст. 364). Недействительны только по правилам православной церкви браки лиц старше 80 лет (ст. 37, п. 5). На старообрядцев распространяются правила православной церкви (ст. 78). Недействительны только в римско-католической церкви браки, совершенные не надлежащим священником (Пол. о союзе брачн., ст. 91).

Дела о недействительности браков могут начинаться: 1) по донесениям подчиненных епархиальному начальству мест и лиц; по отношениям уголовных судов, если при производстве дела в них возникает сомнение в законности брака; по частным жалобам, просьбам, доносам (Уст. дух. конс., ст. 206). Лица, брак которых будет признан духовным судом недействительным по сношению с гражданским начальством, разлучаются от сожительства (Зак. граж. 38; Уст. дух. конс., 212). Дела о браках, совершенных по насилию, обману или в сумасшествии одного из брачующихся, по предмету насилия или обмана, подлежат светскому суду; по предмету же действительности брака – духовному ведомству (Уст. дух. конс., ст. 208).

Если по доказанному в событии подобных браков насилию или обману епархиальное начальство полагает расторгнуть брак, то определение свое представляет на рассмотрение Св. Синода. Дела о браках, совершенных по насилию, обману или в сумасшествии одного из супругов, начинаются в уголовном суде, приговор которого сообщается духовному для решения о действительности или недействительности брака. Они могут быть начинаемы супругом, подвергшимся насилию, или его родителями и опекунами (Уст. дух. конс., ст. 208; Уст. уг. суд., ст. 1012; Зак. суд. гр., ст. 624). Если будет заключен путативный брак, т. е. брак, в который один из супругов был вовлечен обманом или насилием, то участь невинного супруга может быть повергаема судом на особое милостивое усмотрение Высочайшей власти (Зак. гр., ст. 133; Пр. 1906 г.).

Если муж или жена при существовании их брака, законным образом не расторгнутого и не прекратившегося, дерзнут на вступление во второй брак, то сей последний, как незаконный, расторгается и восстанавливается первый законный брак. Но в случае, если оставленное лицо не пожелает пребывать в браке с другим лицом, оставившим его и вступившим в другой противозаконный брачный союз, то и сей брак их расторгается с дозволением невинному супругу вступить в новое супружество, а виновный осуждается на всегдашнее безбрачие (Уст. дух. консист., ст. 214; Зак. гр., ст. 40, 41).

Когда обе стороны виновны в заключении брака при существовании прежних законных союзов, то, по уничтожении последних браков их, они оставляются в первом брачном своем союзе, а в случае прекращения оного смертью одного из супругов оставшееся в живых лицо не имеет права просить ни о восстановлении прежнего противозаконного брака, ни о дозволении ему вступить в новый брак (Уст. дух. конс., ст. 216; Зак. гр., ст. 42).

Если окажется, что брак повенчан при недостижении женихом или невестой церковного совершеннолетия, то брачующиеся немедленно разлучаются от сожительства; но если они, по достижении полного гражданского совершеннолетия, пожелают продолжать супружество, то союз их подтверждается в церкви по чиноположению. Дело о признании брака, заключенного до достижения церковного совершеннолетия, недействительным может быть вчиняемо только тому из супругов, который вступил в брак во время сего несовершеннолетия и лишь до того времени, когда вступит в совершеннолетие, но и тогда только, когда брак не имел последствием беременность жены (Зак. гр., ст. 38, 39; Уст. дух. конс., ст. 209, 218, 219).

Лица, брак которых будет признан духовным судом недействительным, по сношению епархиального начальства с местным гражданским, немедленно разлучаются от дальнейшего сожительства. Этим признанные по суду виновными во вступлении в противозаконный брак заведомо подвергаются церковному покаянию, а в некоторых законом обозначенных случаях и определенному наказанию (Уст. дух. конс., ст. 212).

You May Also Like

More From Author