О признании браков недействительными

37. Законными и действительными не признаются:

1) брачные сопряжения, совершившиеся по насилию или в сумасшествии одного или обоих брачившихся;

2) брачные сопряжения лиц, состоящих в близком, т.е., в запрещенных Церковными правилами степенях, кровном или духовном родстве или свойстве;

3) брачные сопряжения лиц, которые обязаны уже другими законными супружескими союзами, не прекратившимися и законно не расторгнутыми духовным начальством их вероисповедания;

4) брачные сопряжения лиц, которым по расторжении брака возбранено вступать в новый;

5) брачные сопряжения лиц, не достигших возраста, Церковью определенного для вступления в брак, или же имеющих от роду более 80 лет, или вступивших в четвертый брак;

6) брачные сопряжения монашествующих, а равно и посвященных уже в Иерейский или Диаконский сан, доколе они пребывают в сем сане;

7) брачные сопряжения лиц Православного исповедания с нехристианами. 1850 февр. 6 (23906) кн. I, разд. I, гл. I, отд. IV, ст. 1.

Примечание. Правило, в п. 7 сей (37) статьи постановленное, не распространяется, однако же, на те случаи, когда супруги, один или оба, восприяли св. крещение по вступлении уже в брак; сии случаи рассматриваются особо и разрешаются духовным начальством на основании постановлений Церкви. Там же, ст. 1, прим.

См. ст. 2-5, 12, 20-23, 38-42.

О недействительных браках

1. Чтобы можно было говорить о недействительности брака, необходимо, чтобы брак был совершен, чтобы супруги были повенчаны, чтобы был исполнен церковный обряд, как-то требуется по нашему закону. Поэтому русские подданные, заключившие гражданским порядком брак за границей, должны быть признаны живущими вне брака, и следовательно, дети, происшедшие от такого брака, считаются внебрачными.

Проф. А.И. Загоровский. – “О внебрачных детях по новому закону”, изд. 1903 г., 14 стр., а также “Русская Мысль”, 1903 г., N 4, стр. 52.

2. Признавая недействительным брак, совершенный в сумасшествии вступившего в брак (т. Х ч. 1 ст. 37 п. 1), закон не указывает, кто вправе оспорить брак на этом основании (К. Победоносцев. Курс гражд. права, т. II, стр. 79 и 91). Право оспорить брак, совершенный вопреки сему запрещению, несомненно, должно принадлежать супругу душевнобольного, пока последний не выздоровел, самому выздоровевшему, а в продолжение душевной болезни – опекуну.

Редакц. Ком. по составл. Гражд. Уложение. – “Гражд. Улож. Кн. 2: Семейн. право”, т. I, стр. 405.

3. Закон упоминает прямо о насилии, но не упоминает об обмане и ошибке. Однако же нет сомнений, что, смотря по обстоятельствам дела, то и другое может быть признано поводом к признанию брака недействительным и тем и другим нарушается свободное сознание и соглашение в браке – существенное условие действительности союза.

К. Победоносцев – “Курс гражд. права”, изд. 1875 г., стр. 89.

4. Муллов и Победоносцев выводят существование у нас нормы, что обман или ошибка в лице могут сделать браки недействительными, – из общих соображений и уголовных законов; между тем в законе прямо выражено, что в случае признания брака недействительным вследствие совершения его по принуждению или обману виновный обязан доставить другому супругу содержание и пр. (ст. 666 Х т. 1 ч.)

Оршанский. – “Духовный суд и семейное право”, стр. 250-251.


38. Лица, коих брак надлежащим духовным судом будет признан незаконным и недействительным, немедленно по сношению епархиального начальства с местным гражданским разлучаются от дальнейшего сожительства. Засим признанные по суду виновными во вступлении в противозаконный брак заведомо, подвергаются церковному покаянию, а в некоторых, законом означенных случаях и определенному наказанию. Там же, ст. 2; Ср. Улож. о Наказ., 1549-1579.

См. ст. 24 и 37.


1. Циркулярным указом от 2 октября 1896 г. за N 10 Святейший Синод предписал епархиальным начальствам, чтобы они при производстве дел о незаконности браков прежде рассмотрения и решения таких дел по существу требовали объяснения от участвующих в деле лиц.

Циркул. указ. Св. Син. от 31 мая 1897 г. за N 5 предписано, чтобы решения епархиальных начальств о незаконности браков объявлялись обеим сторонам, с отобранием от них отзывов о довольстве или недовольстве решением.

С. Григоровский. – “О браке и разводе”, стр. 76.


39. Разлученные вследствие признания брачного их союза незаконным и недействительным, кроме лишь осужденных на всегдашнее безбрачие, имеют право вступать с другими лицами в новые, законами не воспрещенные браки.

Те, которые разлучены по недостатку церковного к браку совершеннолетия, могут, буде по достижении полного гражданского, в статье 3 определенного, совершеннолетия пожелают сего, продолжать супружество; в сем случае союз их подтверждается в церкви, по установленному для того чиноположению. 1850 февр. 6 (23906) кн. I, разд. I, гл. I, отд. IV, ст. 3.

40. Разлученные от сожительства лица потому, что брак их заключен при существовании другого, законным образом не расторгнутого и не прекратившегося брачного союза, могут продолжать сожительство со своими по прежнему браку супругами, если на то согласны оставленные ими лица; но не могут и по смерти сих лиц вступать в какой-либо новый брак. Там же, ст. 4.

41. Если, напротив, оставленное лицо не пожелает быть в браке с лицом, оставившим его и вступившим в другой брачный союз при существовании первого, то оно имеет право о дозволении вступить в новое супружество просить свое епархиальное начальство, которое в сем случае поступает по законам Церкви.

Виновный же в оставлении супруга или супруги и во вступлении в новый брак при существовании первого, буде не получит согласия оставленного лица возвратиться к первому браку и разрешения на то духовного начальства, осуждается на всегдашнее безбрачие.

Сему же подвергается и лицо, оставившее супруга или супругу и более пяти лет скрывающееся в неизвестности. Сие, однако же, не касается нижних чинов военного ведомства, бывших и более пяти лет в плену или в безвестной отлучке на войне: им не возбраняется по возвращении вступать в новое супружество, если прежний брак их уже расторгнут. Там же, ст. 5.

См. ст. 37, 54 и 56.

42. Когда обе стороны виновны в заключении брака при существовании прежних законных брачных союзов, то по уничтожении последних браков их они оставляются в первом своем брачном союзе, а в случае прекращения оного смертью одного из супругов оставшееся в живых лицо не имеет права просить ни о восстановлении противозаконного брака его, ни о дозволении ему вступить в новый брак. Там же, ст. 6.

См. ст. 37 и 133.

О прекращении браков

43. Брак прекращается сам собой через смерть одного из супругов. Там же, ст. 7.

1. По вопросу о том, чьей компетенции подлежит установление фактов смерти евреев в тех случаях, когда акты об этих событиях не записаны в метрические книги, Правительствующий Сенат признал, что означенный вопрос подлежит рассмотрению и разрешению подлежащего Городского Общественного Управления (реш. Общ. Собр. 1 и Касс. Д-тов Сената 1903 г. N 3).

44. По смерти одного из супругов оставшийся в живых может вступить в новый брак, если нет никаких законных к тому препятствий. 1649 янв. 29 (1) гл. ХХ, ст. 84; 1841 марта 27 (14409) ст. 229; 1850 февр. 6 (2906) кн. I, разд. I, гл. I, отд. VI, ст. 8.

You May Also Like

More From Author