Классификация препятствий к браку

Для брака требуется наличность известных условий, отсутствие которых составляет препятствие. Канонисты различают препятствия разрывающие (impedimenta dirimentia) и препятствия препятствующие (impedimenta impedientia).

Первые не допускают брака, делают его невозможным, так что, если бы, несмотря на существование их, брак был фактически заключен, он разрывается, кассируется как ничтожный; впрочем, по нашему законодательству (ст. 131 – т. X св. зак. гр. по прод. 1906 г.) дети от брака, признанного недействительным, сохраняют права детей законных.

Последние делают брак недозволенным, воспрещенным; но если, при существовании их, брак заключается, он остается в силе, хотя нарушение влечет за собой некоторые невыгодные последствия для самих супругов и дисциплинарную ответственность благословивших их духовных лиц.

Это различие препятствий будет положено в основу дальнейшего изложения. Теоретически важное значение должно бы иметь далее различие между препятствиями божественного права (impedimenta divini juris) и препятствиями человеческого права (imped. humani juris), так как от первых не могла бы разрешить никакая человеческая власть, а последние напротив допускали бы диспензацию.

Практического значения, однако, это различие не имеет по невозможности установить объем запрещений божественного права. В ветхозаветном законе, правда, были исчислены запрещаемые браки, но ветхозаветный закон юридически-обязательного значения для христиан не имеет.

Хотя у нас св. синод в указе 1810 г. разъяснил: что пределы брачных запрещений в родстве и свойстве должны быть проводимы на основании ветхозаветного закона и 54-го правила трулльского собора, но из упоминаний о правиле трулльского собора ясно видно, что сам синод не различает божественного права от человеческого.

В действительности границей для осуществления диспензационной власти, насколько она развилась в русском церковном праве, служит не божественное право, а каноническое законодательство периода вселенских соборов, и притом границею не безусловной, как практика показывает.

А на греческом востоке даже без всяких диспензаций поддерживались до настоящего времени в безусловной силе брачные запрещения, установившиеся уже после периода вселенских соборов в императорском законодательстве, в постановлениях патриархов и патриаршего синода и в разных канонических статьях.

Не имеет также практического значения, по крайней мере для действующего русского православного церковного права, деление препятствий на абсолютные (impedim. absoluta), т. е. такие, которые не допускают брака данного лица вообще с кем бы то ни было, и относительные (impedim. relativa), т. е. такие, которые не допускают брака данного известного лица с известным же лицом, напр. лица, брак которого был расторгнут по нарушению им супружеской верности, с соучастником его прелюбодеяния.

You May Also Like

More From Author