Совершение брака

Совершению брака предшествуют обручение, оглашение и обыск. Обручение или помолвка это соглашение о заключении брака, pactum de matrimonio contrahendo, точно так же, как запродажа есть соглашение о будущем заключении купли-продажи. И в древнем нашем быту обручение действительно имело значение договора как понятия юридического.

Известно, что нередко исполнение обручения, как и всякого другого договора, обеспечивалось весьма значительной неустойкой, так что если которая-либо сторона уклонялась от заключения брака, она обязана была удовлетворить противную сторону неустойкой.

И оттого бывали примеры, что хотя по обручении и открывались виды на несчастное сожительство будущих супругов, брак все-таки заключался, потому что в противном случае грозила страшная неустойка.

Однако если юридическая сторона брака поглощается его религиозным значением, то совершенно естественно, что и обручение должно было утратить свое юридическое значение.

И действительно, отчасти эти злоупотребления неустойкой, отчасти то обстоятельство, что в воззрениях народа обручение не всегда отличалось от брака, а нередко обрученные присваивали себе права, вытекающие из брака, повели к тому, что Петр Великий запретил обеспечивать исполнение обручения неустойкой и тем лишил его юридического значения, религиозную же сторону его обратил в составную часть самого совершения брака.

В настоящее время обручение или помолвка, в смысле соглашения между двумя лицами разного пола о будущем заключении между ними брака, рождает для той и другой стороны только нравственный союз, но никаким юридическим значением это соглашение не сопровождается.

Оглашение состоит в троекратном объявлении в церкви предстоящего брака, причем именуются, конечно, лица, намеревающиеся вступить в брак. Цель оглашения в том, чтобы лица, знающие о каком-либо препятствии к заключению брака, объявили о нем священнику, которому придется совершать обряд венчания[1].

Однако же упущение оглашения не делает брак недействительным. Поэтому-то оглашение получает на практике значение формальности, которая не всегда и соблюдается при заключении брака.

Наконец, обыск есть удостоверение известных лиц о несуществовании препятствий к совершению брака[2]. Мы видели, как сложны условия для заключения брака.

Понятно, что если бы производить исследование о каждом из этих условий, то заключение брака было бы весьма затруднено, а если предположить при этом еще некоторую недобросовестность со стороны лиц, которые производили бы эти исследования, то заключение каждого брака сделалось бы стеснительным.

Например, одно условие о несуществовании духовного родства между вступающими в брак могло бы подать повод к нескончаемым справкам. Между тем заключение брака должно быть по возможности доступным. Поэтому-то довольствуются удостоверением самих брачащихся и нескольких сторонних лиц[3] об отсутствии препятствий к заключению брака.

И это удостоверение составляет обыск. Он совершается письменно – по форме, данной законодательством, подписывается, кроме самих брачащихся и сторонних свидетелей, священником и причтом, совершающими обряд венчания, являясь таким образом чисто гражданским актом совершения брака, не имеющего ничего общего с таинством.

Само совершение брака состоит из двух частей – обручения и венчания. То и другое признается обрядом религиозным и совершается служителем алтаря, по особому церковному чиноположению каждого вероисповедания[4].

И этим обрядом венчания совершение брака оканчивается: брачащиеся считаются уже супругами, и возникают все последствия, вытекающие из брака, так что венчание по отношению к браку то же, что к договору – выдача акта, matrimonium perfectum est.

Только римско-католическая церковь от перфекции брака отличает еще так называемую консумпцию брака, т. е. осуществление прав, порождаемых браком, в особенности же половое совокупление между супругами.

Так что брак, прекратившийся тотчас после венчания, или вообще прекратившийся по каким-либо обстоятельствам без консумпции, римско-католическая церковь считает несостоявшимся. Но другие вероисповедания не делают этого различия между перфекцией и консумпцией брака, и началом брачной жизни супругов признают момент окончания венчания.

Некоторые законодательства, даже таких государств, где считается господствующей римско-католическая церковь, по учению которой брак точно так же признается таинством, как и по учению православной церкви, не считают, однако же, церковное благословение существенным для брака, а определяют порядок совершения его чисто гражданским актом.

Совершение брака при участии церкви, естественно, дает духовенству некоторое влияние по отношению к браку: оно определяет предварительно, есть ли необходимые для брака условия, нет ли препятствий к его заключению, а затем уже приступает к самому обряду. И это влияние духовенства может сделаться более или менее стеснительным для граждан.

Действительно, в некоторых государствах Западной Европы оно стало весьма ощутительным, даже опасным, когда дело шло о браке между лицами различных вероисповеданий.

Известно, что вследствие реформации в Западной Европе появилась значительная масса лиц, избравших иную веру, нежели римско-католическая, и эти лица составили отчасти сплошное народонаселение, отчасти – смешанное с последователями римско-католического исповедания.

Естественно, что именно в странах с таким смешанным народонаселением часто лица различных исповеданий желали заключить брак между собой. И вот эти-то смешанные браки послужили для духовенства поводом к различным притеснениям граждан: известно, что духовенство не всегда отличается надлежащей веротерпимостью.

Например, нередко священники римско-католической церкви отказывались венчать католика с протестанткой, если брачащиеся не обязывались крестить детей в римско-католической вере, или приискивали какие-либо препятствия для совершения брака; то же самое позволяли себе и протестантские священники; дело доходило до весьма серьезных столкновений.

Между тем есть настоятельная потребность четко определить тот или другой способ совершения брака. И вот прежде всего во Франции были введены так называемые гражданские браки: французское законодательство установило, что для совершения брака существен только надлежащий акт перед органом общественной власти, по составлении которого брак считается совершенным, брачащиеся становятся супругами, и наступают все отношения, возникающие из брака, а затем уже от воли брачащихся зависит – освятить или не освятить свой брак благословением церкви[5].

Разумеется, введение гражданского брака на первых порах вызвало сильные возражения: в течение нескольких веков христианское население Европы привыкло считать брак учреждением религиозным, участие церкви в его совершении существенным, так что казалось неудобомыслимым обойтись без участия церкви, и многие находили, что гражданский брак есть только узаконенное наложничество.

Однако же нельзя сказать, чтобы французское законодательство введением гражданского брака посягнуло на религиозную сторону брака: оно только признало несущественным участие церкви в совершении брака, но не исключило его, а предоставило брачащимся за гражданским совершением брака обратиться еще к церкви, чтобы испросить ее благословение на брак. И действительно, в большей части случаев за совершением гражданского акта брака следует обряд венчания.

В нашем Отечестве смешанные браки не дают повода к каким-либо особенным столкновениям, может быть, потому, что они устраняются конкретными определениями законодательства.

Относительно смешанных браков лиц православного исповедания оно установляет, что иноверный брачащийся предварительно обязывается подпиской в том, что не будет совращать с православия будущего супруга, и дети будут воспитываться в православной вере. Затем брак венчается беспрепятственно православным священником по чиноположению греко-российской церкви[6].

Смешанные браки христиан неправославного исповедания совершаются по обрядам религии жениха или невесты, по их соглашению между собою; равным образом вопрос о религии будущих детей разрешается соглашением брачащихся, при отсутствии же соглашения между ними дети мужского пола крестятся по вере отца, а дети женского пола – матери[7].

(Знакома нашему законодательству и гражданская форма совершения брака, хотя исключительно в применении к бракам раскольников между собою, притом раскольников от рождения. Совершаются эти браки в полицейском управлении посредством записи в особые метрические книги.

Записи предшествует оглашение путем объявления о предстоящем браке, вывешиваемого при входе в управление на видном месте. Объявление висит 7 дней, в течение которых могут делаться заявления о препятствиях к заключению брака, указанных в общих гражданских законах. Если за это время никаких заявлений не будет, то полицейское управление выдает о том свидетельство.

С ним брачащиеся лично должны явиться в полицейское управление с двумя свидетелями (поручителями) с каждой стороны и дать подписку в том, что оба принадлежат к расколу от рождения и не состоят в законно совершенном браке, а свидетели удостоверяют отсутствие законных препятствий к совершению брака.

Со дня записи брак считается законным со всеми его последствиями. Дети, рожденные в таком браке, признаются законными, расторгнут и признан недействительным он может быть на общих основаниях (гражданским судом) и т. д.[8] – А. Г.)


[1] Ст. 25–27.

[2] Ст. 28, 29.

[3] Лица эти называются обыкновенно поезжанами.

[4] Ст. 31, 65.

[5] Cod. civ., аrt. 165–171.

[6] Ст. 67.

[7] Ст. 75.

[8] Ст. 78; З. сост., ст. 1093, прил.; У. г. с., ст. 13561–13569.

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author