Римско-католическая церковь осталась на строгой точке зрения дисциплины первых веков христианства: брачный союз может прекратиться только смертью одного или обоих супругов.
Места Евангелия, по смыслу которых допускается расторжение брака при жизни супругов по причине любодеяния, истолковываются католическими богословами или в том смысле, что тут разумеется только разлучение без дозволения вступить в новый брак (так понимал уже Августин), или в том смысле, что разумеется тут любодеяние в собственном смысле, совершенное женой до вступления ее в брак и обнаруженное мужем после брака, а не прелюбодеяние в смысле нарушения замужней женщиной верности мужу, и что следовательно в Евангелии говорится не о расторжении существовавшего уже законного брака, а о недействительности брака, не состоявшегося ввиду обнаружившегося добрачного целомудрия жены.
Прелюбодеяние, а равно разные другие обстоятельства (злостное оставление, апостазия, покушение на жизнь, заразительная болезнь и др.) могут служить лишь основанием к фактическому разлучению супругов (separatio quaad thorum te mensam) – то к пожизненному (separ. perpetua), то к временному (separ. temporaria), – без разорвания самого союза супружеского (quoad vinculum), и, следовательно, без возможности для разлученных вступать в новые браки.
Однако, установленное средневековой схоластической наукой различие между браком консуммированным и браком не консуммированным сохранило и до сих пор свое значение в вопросе о расторжении брака. Безусловно нерасторжим только брак консуммированный, т. е. завершенный плотским сожитием супругов, за исключением двух случаев:
1) когда брак расторгается по общему соглашению для вступления в монашество, причем, следовательно, не имеется в виду возможность вступления в новые браки,
2) при “casus apostoli” или “privilegium Paukinum”, как выражаются западные канонисты, т. е. в случае о котором говорит апостол Павел в 1 Кор. VII, 12-15, когда из двух супругов-нехристиан один обращается в христианство, а другой оставшийся в прежней, нехристианской религии, не желает продолжать с ним сожитие.
Брак же не консуммированный может быть расторгнут quoad vinculum 1) по одностороннему желанию одного из супругов вступить в монашество и 2) в силу папского диспенза, который дается в тех случаях, когда импотенция, принуждение, ошибка, ненаступление суспензивного условия морально несомненны, хотя и не могут быть доказаны.
Но, не допуская принципиально расторжения брака, католическая церковь, как показывает история, очень широко могла растолковать препятствия разрывающие, так что цель развода могла достигаться путем анулирования брака как недействительного.
У протестантов в Германии до последнего времени действовали разные партикулярные уставы, в которых, вообще говоря, давался довольно широкий простор свободе развода. С изданием германского уложения, все партикулярные ландрехты и уставы потеряли силу.
Германским уложением 1896 г. развод допускается: в случае прелюбодеяния, бигамии (двоебрачия), противоестественных преступлений, покушения на жизнь супруга, злостного оставления, тяжкого нарушения брачных обязанностей (в особенности жестоким обращением), бесчестного и безнравственного поведения, душевной болезни.
Термин “сепарация” в германском уложении избегается, но допускаемое им “уничтожение брачного общения” (Aufhebung der ehelichen Gemeinschaft) есть в сущности сепарация в смысле канонического права.