Press "Enter" to skip to content

О метрической записи браков раскольников

78. (Прод. 1906 г.[1]) Браки старообрядцев и сектантов приобретают в гражданском отношении через записание в установленные для сего особые метрические книги (ср. Зак. Сост., ст. 931-954 по изд. 1899 г. и по Прод.) силу и последствия законного брака (а). Воспрещаются и не подлежат записи в метрические книги такие браки старообрядцев и сектантов, кои возбранены Законами Гражданскими (ст. 3-5, 12, 20, 21 и 23) (б).

Существование брака старообрядцев и сектантов считается доказанным со дня записи в метрической книге. Но если по обжаловании в установленном порядке определения Полицейского Управления о препятствии к записи определение сие признано будет неправильным, то брак по просьбе о том одного или обоих супругов считается имеющим законную силу не со дня действительного внесения оного в метрическую книгу, а со времени первоначального о нем заявления.

О сем делается особая отметка в метрической книге (в). Брак, записанный в метрической книге, может быть расторгнут только по суду в случаях, определенных в статье 45 (по Прод.) (г).

Браки, воспрещенные законом или же заключенные между лицами, состоящими в браке, совершенном по правилам Православной Церкви или по обрядам другого, признаваемого в государстве вероисповедания, считаются незаконными и недействительными, хотя бы и были записаны в метрической книге (д). Несоблюдение при записи брака в метрическую книгу установленных правил подвергает виновных законной ответственности, но не разрушает самого брака (е).

(а) 1874 апр. 19 (53391) прав., ст. 1; 1905 апр. 17, Собр. Узак. 526, Имен. ук., ст. 5 и 7. – (б) 184 апр. 19 (53391) прав., ст. 2; 1905 апр. 17, Собр. Узак. 526, Имен. ук., ст. 5 и 7. – (в) 1874 апр. 19 (53391) прав., ст. 11; 1905 апр. 17, Собр. Узак. 526, Имен. ук., ст. 5 и 7. – (г) 1874 апр. 19 (53391) прав., ст. 12. – (д) Там же, ст. 13; 1905 апр. 17, Собр. Узак. 526, Имен. ук., ст. 1; пол. Ком. Мин., I ст. 1. – (е) 1874 апр. 19 (53391) прав., ст. 14.

Примечание. Относительно браков, существовавших между раскольниками до 19 апреля 1874 г., соблюдаются следующие правила:

1) раскольники, записанные в сказках десятой ревизии мужем и женой, признаются состоявшими в законном браке супругами, доколе действительность брака не будет опровергнута по суду;

2) брачные союзы, заключенные раскольниками после десятой народной переписи, записываются в метрические книги на точном основании общих правил о метрической записи браков раскольников;

3) постановления, изложенные в пунктах 1 и 2 сего примечания, не имеют по делам об имуществе обратной силы и не могут служить основанием для какого бы то ни было иска по имуществу за время до 19 апреля 1874 г. 1874 апр. 19 (53391) мн. Гос. Сов., ст. 1, 3, 6.

О браках раскольников

1. Раскольники, крещенные по православному обряду, не могут считаться принадлежащими к расколу от рождения и потому не подлежат внесению в установленные для раскольников метрические книги (ст. 947 т. IX Св. Зак. изд. 1899 г.) (ук. 1 Деп. Сената 11 сент. 1903 г., N 7872).

2. Прав. Сенат (по Общ. Собр. 1 и Касс. Деп. 1899 г., N 28) разъяснил, что если раскольниками было предпринято все требуемое от них правилами 19 апр. 1874 г. для записи их брака и если притом Полицейским Управлением было неправильно им отказано в такой записи, то за ними должно быть признано право доказывать существование своего права в исковом порядке.

3. “Закон не допускает иного способа доказывания законности браков раскольников, заключенных после 19 апреля 1874 г., как только записью этих браков в особо установленные полицейские метрические книги: По закону 19 апреля 1874 г. моментом, с которого брак раскольников считается существующим, принимается день внесения о сем записи в метрические книги, и таким образом запись эта является равносильной самому заключению между раскольниками союза, приобретающего силу и последствия законного брака.

Иное дело в браках между православными: записи в метрическую книгу подлежит только брак, уже совершенный по правилам Церкви, и метрическая запись служит лишь доказательством самого события брака, считающегося законным с момента совершения его по церковному чинопоследованию.

Таким значением записи в приходскую метрическую книгу брака между лицами православными объясняются и постановленные в тех же законах гражданские правила о том, что метрические книги служат не единственным, а только главным доказательством брачного союза и что в случае сомнительности внесенной в метрическую книгу записи о браке, а также при отсутствии таковой записи событие брака может быть доказываемо разного рода документами и даже следствием” (94/36).

31. Актом, служащим основанием брачного союза раскольников, закон признает религиозный обряд венчания, совершенный согласно верованию брачующихся, но не запись брака в метрические книги. Поэтому если брак раскольников не записан в метрические книги, то суд обязан удостовериться, в порядке состязательного производства, в наличности условий, свидетельствующих о действительности брака (1902/69).

4. Брачный союз раскольников, заключенный в промежуток времени между Х ревизией и 19 апр. 1874 г., не подлежал внесению в метрич. для раскольников книгу в том лишь случае, если бы ко времени издания означ. закона одного из супругов или обоих не было уже в живых (94/35).

5. Дети, рожденные от раскольничьего брака, совершенного после Х ревизии, но до издания закона 19 апреля 1874 г., – хотя бы супруги, пережив издание этого закона, не записали ни брака, ни рождения детей, – “не лишены права доказывать свою законнорожденность, и право это не погашается ни смертью родителей, ни каким-либо сроком, ни даже давностью (1347 ст. Уст. гр. суд.).

Констатировать свою законнорожденность они могут посредством обращения к установленной на то власти с ходатайством о записи в метрическую книгу. Но от них зависит также в случае отказа в такой записи, а равно в предвидении возможности споров, обратиться с требованием о признании законности рождения и непосредственно к суду” (97/65).

6. Несоблюдение при записи брака в метрическую книгу установленных правил подвергает виновных ответственности, но не разрушает самого брака” (97/65).


7. Если брачный союз раскольников возникает с момента светской регистрации брака безотносительно к религиозным обрядам, то это не что иное как брак “гражданский”.

А.Л. Боровиковский. – “Брак и развод по проекту гражд. уложения”, “Ж. М. Ю.”, октябрь 1902 г., стр. 50.

8. Раскольничьим религиозным обрядам закон не придает никакого значения; вся сила брака лежит в записи в особые метрические книги, и только со дня такой записи брак раскольничий считается существующим, а значит, от этого гражданского акта он восприемлет свое значение, потому и есть гражданский брак.

Проф. А.И. Загоровский. – “О проекте семейственного права”, “Ж. М. Ю.”, февраль 1903 г., стр. 78.

9. И в самом заглавии закона 1874 г., и во всех его правилах и мотивах ясно выражена и вполне последовательно проведена та мысль, что в полицейском управлении происходит не совершение брака, а запись брака раскольников, и вот эта запись, сообщающая браку раскольников “силу и последствия законного брака”, и должна быть признана актом узаконения, так как, согласно тем же правилам и мотивам закона 1874 г. она обладает всеми вышеуказанными признаками узаконения брака и даже прямо и объявлена в мотивах закона этим актом.

С.Б. Гомолицкий. – “Брак раскольн. по закону 19 апр. 1874 г., “Вестн. Права”, ноябрь и декабрь 1903 г., стр. 92.

10. Б.В. Никольский, в своем докладе “Юридическая природа раскольничьих браков”, читанном им в заседании гражданского отделения Юридического общества 12 февраля 1904 г., высказывал взгляд, что 90 ст. т. Х ч. 1, и только она, делает признание раскольничьего брака гражданским – невозможным, так как гражданский брак мы имеем лишь в том случае, когда государственная санкция исключает санкцию других властей.

У нас же согласно означенной статье государственная власть присоединяет свою санкцию к религиозной санкции. Следовательно, пока существует статья 90 или пока раскольничий брак не исключен из нее путем применения, запись раскольничьего брака в метрические книги не делает его видом гражданского брака.

Прив.-доцент Б.В. Никольский. – “Юрид. природа раскольнич. браков”, “Вестн. Права”, май 1904 г., стр. 117.

11. А.А. Леонтьев, возражая в заседании Юрид. общества против доклада г. Никольского “Юрид. природа раскольничьих браков”, заметил, что, исключая Свода Законов издания 1832 г., все другие издания не что иное как инкорпорация, которая нисколько не заменяет собой текста инкорпорируемых законов, если последний неполно внесен в свод.

Поэтому отсутствие примечания к 90 ст. Х т. I ч. в изданиях, последовавших после закона 1874 г., не может колебать тех выводов о природе раскольничьего брака, которые должны быть сделаны из самого смысла этого закона, из его первоначального текста и заключаются только в том, что этот закон вводит для раскольничьих браков именно форму гражданского брака, так как установленный этим законный брак раскольников ничем от гражданского брака не отличается.

А.А. Леонтьев. – “Проток. гражд. отдел. С. П. Б. юридического общества”, “Вестн. Права”, май 1904 г., стр. 121.

12. Закон, устанавливая для раскольников гражданские браки, оставляет на их волю совершать такие браки или не совершать. В последнем случае брачное сожительство раскольников, признаваемое ими законным, не признается за такое светским законом и не имеет, по светскому закону, юридических последствий, которые он связывает с законным браком.

Проф. К.Д. Кавелин. – “Очерк юридич. отнош., возникающ. из семейн. союза”, стр. 41-42.

13. Если принять во внимание, что некоторые раскольничьи секты не признают таинства брака и не предполагают совершения какого-либо религиозного обряда, что оглашение и запись раскольничьих браков выполняются совершенно независимо от церковного обряда, если таковой требуется в подобных случаях среди прочих сект, что запись раскольничьего брака может быть сделана до совершения религиозного обряда, которому не придается никакого юридического значения, то станет очевидно, что закон 19 апреля 1874 г. установил для раскольников именно гражданский брак.

Н.П. Дружинин. – “О зап. раскольн. браков”, “Юрист”, 1903 г., N 42, стр. 1387.

См. ст. 90.


[1] Высочайше утв. 12 февраля 1907 г. положение Совета Министров об издании временных правил для узаконения незаписанных в метрические книги браков старообрядцев и сектантов, а также происшедшего от сих браков потомства (Собр. Узак., 447):

Совет министров полагал:

На осн. 87 ст. основных законов (Св. Зак., т. I, ч. 1, изд. 1906 г.), в дополнение и изменение подлежащих узаконений постановить:

1) Старообрядцы и отделившиеся от православия сектанты, записанные за время, предшествовавшее изданию настоящего закона, в сословные посемейные списки или в иного рода заменяющие сии списки документы мужем и женой, а по полицейским метрическим книгам (Зак. о сост., изд. 1899 г., ст. 931) не числящиеся состоящими в брачном союзе, как не отвечающие требованиям, в ст. 947, 949 и 953 Зак. о сост. (изд. 1899 г.) указанным, признаются состоящими в законном браке, а происшедшие от сих браков дети почитаются их законными детьми.

2) Внесение в метрические книги браков старообрядцев и сектантов, совершенных по обрядам их вероучений, но не внесенных ко времени издания настоящего закона в метрические книги (Зак. о сост., изд. 1899 г., ст. 947 и 953) и не означенных в подлежащих посемейных списках или иных заменяющих последние документах, а также происшедших от сих браков детей, допускается не иначе как по определениям окружного суда, постановленным в порядке охранительного судопроизводства.

3) Право домогаться внесения брака или рождения в метрическую книгу не прекращается никакой давностью.

4) Просить о внесении в метрическую книгу брака и происшедших от него детей могут при жизни супругов лишь сами последние или один из них, если другой не находится в живых. В случае смерти обоих супругов просить о внесении в метрические книги рожденных от них детей могут сами дети и их опекуны. Сверх того, ходатайства о внесении в метрическую книгу детей могут возбуждаться прокурорским надзором, когда с этим сопряжен интерес государства.

Домогательства самих детей о внесении их в метрические книги при жизни родителей могут быть осуществлены лишь путем предъявления ими по сему предмету исков в общеустановленном порядке (Уст. гр. суд., изд. 1892 г., ст. 13561 и 13562).

5) Означенные в предшествующей статье просьбы подаются в окружной суд по месту совершения брака или рождения ребенка, а если последних несколько, то по месту рождения кого-либо из них по выбору просителей. В случае же неизвестности, где именно произошло событие, подлежащее внесению в метрическую книгу, – по месту жительства просителей.

6) При просьбе должны быть представлены доказательства, подтверждающие совершение брака по обрядам вероучения супругов или родителей и происхождение детей именно от этого брака, а в случае подачи просьбы детьми или их опекунами (ст. 4) также в подтверждение смерти обоих родителей.

7) Доказательствами совершения брака по обрядам вероучения супругов и происхождения от этого брака детей могут служить, сверх означенных в ст. 13565 Уст. гр. суд., также удостоверения, выдаваемые старообрядческими и сектантскими духовными лицами, настоятелями и наставниками, и всякого рода иные документы. От суда зависит, смотря по обстоятельствам дела, допускать показания свидетелей в качестве самостоятельного доказательства или лишь в дополнение к письменным доказательствам.

8) О дне, назначенном для слушания дела, участвующие в деле лица извещаются повестками.

9) Дела по просьбам о внесении браков и рождений в метрические книги рассматриваются судом при закрытых дверях и разрешаются по выслушании заключения прокурора.

10) Суд, удостоверясь: 1) в совершении между супругами или родителями брака по обрядам их вероучения, 2) в происхождении детей именно от этого брака, 3) в случае заявления просьбы о внесении в метрическую книгу брачного союза в соответствии его гражданским законам и в незапрещенности его уголовными и 4) в случае заявления просьбы о внесении в метрическую книгу детей сими последними или их опекунами – в смерти обоих родителей, а также, выслушав словесные объяснения просителей, если они явились в заседание, постановляет определение о внесении брака или рождения детей в метрическую книгу.

11) Участвующие в деле лица, а также прокурор по делам, им возбужденным, вправе приносить частные жалобы на определение суда и просьбы об их отмене, на общем основании.

12) Исполнение определения суда о внесении брака или рождения в метрическую книгу приостанавливается до истечения срока, на принесение частной или кассационной жалобы, а если она подана, то до разрешения оной.

13) По вступлении определения в законную силу (ст. 12) просителям выдается копия с сего определения с надписью, что она выдана на предмет внесения в метрическую книгу.

14) Каждому заинтересованному лицу предоставляется в ограждение своих прав оспаривать действительность брака, признанного законным на основании настоящего узаконения, а также происхождение от такого брака детей на общем основании. При этом установленный в ст. 1340 Уст. гр. суд. срок исчисляется со дня обнародования настоящего закона, если оспаривается действительность брака, значащегося в посемейном списке или ином заменяющем его документе, а в прочих случаях – со дня внесения брака в метрическую книгу.

15) Имущественные права, приобретенные третьими лицами ввиду признававшейся до издания настоящего узаконения недействительности невнесенных в метрические книги браков старообрядцев и сектантов, остаются в силе.

Но переживший супруг, брак коего признан на основании настоящего узаконения действительным, а также происшедшие от такового брака нисходящие могут быть утверждены в правах наследования по закону и к таким наследствам, которые открылись до издания настоящего закона, если родственники, призванные к наследству, в силу признававшейся доселе недействительности указанных браков еще не приняли наследства или не подали в суд просьбы об утверждении их в правах наследования.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.

error: Content is protected !!