Юридическое значение родственного союза

Под именем родственного союза законодательство исключительно разумеет связь между кровными родственниками[1]. Но юридическая сторона этого союза еще в большей степени отрицательна, нежели юридическая сторона брака или союза между родителями и детьми: известные лица соединены между собой единством происхождения, более или менее действительно близки друг другу.

Но родство не дает почти никаких прав, не устанавливает почти никаких обязанностей юридического свойства, так что если оно составляет союз, то разве только нравственный.

Да и в этом смысле родственный союз при более или менее значительном развитии гражданственности, когда за каждым лицом признается человеческое достоинство, уступает первое место союзу общечеловеческому, т. е. люди, одинаково мыслящие, скорее соединяются в один союз, в одну партию, нежели лица, родственные по крови, но несходные по своим интересам и образу мыслей.

В первобытном состоянии родство действительно составляет могущественную связь именно потому, что при малом развитии понятия о человеческом достоинстве только кровная связь и доступна пониманию общества, и лишь сознание единства происхождения, единства крови обеспечивает человеку сочувствие ближнего, помощь и защиту в случае нападения со стороны других лиц.

Так что не будь тогда родственной связи, господствовала бы всеобщая война, люди стали бы истреблять друг друга. В то же время теснота родственного союза более или менее оказывает влияние и на имущественные отношения: имущество, принадлежащее членам рода, считается общим их достоянием, и только распорядителем является одно лицо.

Таково, насколько известно, было состояние и нашего древнейшего юридического быта. Со временем родственные узы ослабли, гражданственность сделала значительные успехи, общественные отношения изменились, а с тем вместе и родственный союз должен был утратить свое прежнее значение, так что в настоящее время его влияние на юридические отношения весьма ограничено.

В современном юридическом быту влияние родственного союза проявляется, как мы знаем, в запрещении брака между известными лицами, связанными единством происхождения. Впрочем это запрещение не зависит от древнего значения родственного союза.

Можно полагать, никогда не настанет время, что родство не будет оказывать никакого влияния на запрещение брака, потому что от дальнейших успехов гражданственности можно ожидать еще большего скрепления семейственного союза.

Совершенно ложны умствования тех, кто полагает, что с большим развитием общества союз этот придет в упадок: именно с развитием общественного быта святость семейного союза будет принята сознанием, тогда как при малом развитии цивилизации она понимается нередко только инстинктивно. Но насколько вообще существование сознательное выше бессознательного, настолько же значение семейного союза в развитом обществе выше понимаемого инстинктивно.

Можно наверное сказать, что мысль о половых отношениях между ближайшими родственниками всегда будет возбуждать отвращение, и, следовательно, браки между ними никогда не будут допускаться. Далее, влияние родственного союза обнаруживается на праве наследования.

Но здесь оно совершенно особого свойства: обнаруживается, когда родство уже прекращается. Пока лицо в живых, о праве наследования в его имуществе речи нет, да и не может быть; всякие сделки по имуществу, остающемся по смерти известного лица, наше законодательство считает ничтожными[2].

Но когда лицо умирает, когда родственные его связи, вместе со всеми другими земными отношениями, прекращаются, открывается право наследования: тут, следовательно, не представляется никаких отношений между родственниками, кроме указания, для кого должно открыться право наследования в случае смерти такого-то лица.

Наконец, влияние родственного союза обнаруживается на праве выкупа родовых имуществ. Здесь оно проявляется косвенно, потому что право выкупа осуществляется по отношению не к родственнику, а к чужеродцу; родство же определяет только, кому принадлежит право выкупа. В этом отношении учение о праве выкупа примыкает к системе права наследования.

Но чтобы не остаться при таком ничтожном результате от рассмотрения родственного союза, значение которого в древнем быту столь велико, и чтобы чисто юридическим законом отметить место, занимаемое этим союзом в современном юридическом быту, мы отнесем к учению о родственном союзе право выкупа родовых имуществ.


[1] Ст. 196.

[2] Ст. 1389.

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author