О праве участия в пользовании и выгодах чужого имущества

433. Право постоянного участия в выгодах имущества есть или общее, или частное. Оно есть общее, когда участие в выгодах имущества установляется в пользу всех без изъятия; оно есть частное, когда участие установляется единственно и исключительно в пользу кого-либо из частных владельцев. См. узаконения, ниже приведенные.

См. ст. 406, 432, 434 и 442.

I. Право участия общего

434. Право прохода и проезда по большим дорогам и по водным сообщениям составляет общее пользование всех без изъятия. Владельцы земель, через которые большие дороги пролегают, не должны препятствовать никаким образом проходу и проезду по ним. 1734 июля 5 (6600) ст. 14; 1743 сент. 12 (8778) ст. 10, 11, 14; 1765 сент. 16 (12473); 1766 мая 25 (12659) гл. VII, ст. 11,12; 1804 июня 14 (21347) ст. 11; 1837 июня 3 (10303) § 27.

О праве участия общего

1. Право прохода и проезда, как право участия общего, предоставляется только по большим дорогам, т.е. предоставленным в общественное пользование (70/1209).

2. Дорога, показанная на плане специального межевания под названием проселочной и служащая для сообщения между селами и деревнями, – должна быть отнесена к дорогам общего пользования (84/76).

3. По всем рекам общего пользования судоходным и сплавным – бечевник существует словом закона (ст. 359 т. ХII ч. I Уст. Пут. Сообщ.), и береговые владельцы подвергаются известным, указанным в законе, ограничениям (ст. 434, 438 и 440 т. Х ч. 1). Реками общего пользования признаются реки, по которым открыты судоходство или сплав (ст. 359 т. ХII ч. 1 Уст. Пут. Сообщ.).

Открытие реки для судоходства или сплава зависит от правительственной власти. Открытыми же для судоходства или сплава признаются такие реки, в отношении к коим из закона или из распоряжений правительственной власти вытекает, что реки те почитаются судоходными или сплавными (84/3).

4. По отношению к малым рекам, т.е. судоходным или сплавным не во все лето, а только весною, ограничение общих прав прибрежных владельцев существует только весною, в остальное же время, когда сплав возможен только при помощи подпорной воды, пользование этим путем может быть предоставлено желающему не иначе как по добровольному соглашению с хозяевами существующих на речке вододействующих заведений (75/924).

5. Независимо от ограничений, установленных в законах для рек общего пользования, – береговые по всем общим рекам владельцы не могут, по совокупному смыслу 424-й, 426-й, 428-й, 464-й ст. зак. гражд., воспрещать посторонним лицам пользоваться присущею воде движущею силою, как путем для проезда и сплава, если такому пользованию не препятствуют устроенные на реке мосты, плотины, заколы и вододействующие заведения.

Если пользующийся подобною рекою для сплава причинит убытки береговому владельцу, то должен вознаградить его согласно ст. 684 т. X ч. 1 (84/3; 80/220).

6. “Устройство посторонним лицом на проселочной дороге каких-либо постоянных дорожных сооружений, если и может иметь место, то не иначе как с согласия на то собственника земли, по которой проходит дорога, и с тем непременным условием, чтобы такие сооружения не препятствовали никаким образом проходу и проезду по дорогам всех и каждого” (85/101).

Это положение всецело применяется и к случаям неправильного пользования бечевником (91/48).

7. Вопрос о праве частного лица поставить на земле частного владельца без согласия последнего телефонные столбы по дороге, пролегающей по землям этого владельца, разрешен Сенатом отрицательно, – так как постановления закона, устанавливающие ограничения права собственности, не должны быть распространяемы далее тех пределов, в которых эти постановления заключены точным разумом их.

Как бы целесообразны, сами по себе, помянутые сооружения на дороге по чужой земле и как бы маловажны они ни были, но они не могут не стеснить собственника земли в осуществлении принадлежащих ему по закону прав, напр. права по 89-й ст. Уст. Пут. Сообщ. изменить направление проселочной дороги, проложив, через свои же дачи вместо старой дороги новую не в дальнем расстоянии от прежней;

а вместе с тем посторонние сооружения, изъемля из общего употребления находящуюся под ними часть дороги и обращая эту часть в исключительное пользование, затрудняли бы как собственнику, так и посторонним возможность пользоваться существующею дорогою в полном ее составе.

Поэтому устройство посторонним лицом на проселочной (ст. 449 т. Х ч. 1 и Сбор. реш. 1884 г., N 76) дороге каких-либо постоянных сооружений, если и может иметь место, то не иначе как с согласия на то собственника земли, по которой проходит дорога, и с тем, чтобы такие сооружения не препятствовали проходу и проезду всех и каждого по дороге (ст. 434 т. Х ч. 1) (99/57).

8. “Если иск об устранении нарушения права участия общего, – напр., о сносе построек с большой дороги, – сводится к охранению не права общего участия, а права вполне частного характера, обусловленного именно особенными отношениями данного лица к предмету общего участия, и вызван, напр., не преграждением проезда вообще, а стеснением пользования истца землею его, прилегающей к дороге, – то таковой иск подведомственен судебным установлениям” (86/66, 9).

9. Так как большая дорога не подлежит, в силу самого закона, присвоению в чью-либо исключительную собственность, а составляет предмет свободного для всех граждан пользования, установление которого вызывается непосредственно общегосударственным интересом, а охранение ставится в прямую обязанность не только должностным, но и частным лицам – соседним владельцам (545-я ст. Зак. Меж.), то иск о гражданском праве, связанном с таким неотъемлемым свойством имущества, не может быть погашен истечением земской давности (86/9; 92/25).

10. Так как право участия общего, право прохода и проезда по городским улицам и площадям, установлено, по смыслу 433-й и 434-й ст. I ч. Х т., в пользу всех без изъятия, то пока площадь или улица, согласно 121-й ст. Город. Пол., не изменила своего назначения, она, в силу этой статьи закона, неотчуждаема и по самому свойству своему не может состоять в исключительном пользовании какого-либо частного лица или учреждения, а тем менее состоять во владении его, так как общее пользование всех исключает владение кого-либо в виде собственности (ст. 420 т. Х ч. I) (92/25).

11. Городские бечевники и набережные, как находящиеся в общем всех пользовании, для надобностей судоходства, ни в коем случае не могут быть предметом частной собственности и потому не могут быть приобретаемы и по давности владения.

Всякие приращения к бечевнику или набережной, произошли ли они искусственно или естественным путем, составляя продолжение их, не могут быть предметом частной собственности и должны оставаться в общем всех пользовании (88/43).

12. Городское общественное управление вправе взыскивать установленную им плату за пользование береговым в городе участком, отведенным под пароходные пристани, с пароходовладельца, устроившего при этом участке пристань на плавучей барже, соединенной мостками с берегом (1908/43).

121. См. ст. 386, 387, 406, 420, 424, 433, 435, 437, 438, 448, 449, 560.


13. Из постановлений нашего законодательства о публичных дорогах необходимо прийти к заключению, что полоса земли, лежащая под публичными дорогами, в одних случаях принадлежит государству, в других – частным владельцам:

где прошло генеральное межевание, – полоса земли под дорогой исключается из частных владений на основании межевых законов;

где же генеральное межевание не проходило, законы обязывают частных владельцев предоставить полосу земли, лежащую на их дачах, в общественное пользование в качестве дороги.

В.И. Курдиновский. – “О легальн. огранич. права собств. на недвижим. в России”, 1904 г., стр. 139-140.

14. Из понятия общественной дороги вытекает, что она создается в интересах общественных для свободного пользования ею, как средством сообщения; находящаяся же под такой дорогой земля способна удовлетворять и другие потребности, и нет основания лишать собственника земли, на участке которой проложена дорога, пользоваться последней в такой мере, в какой это не стесняет общее пользование дорогой.

Из смысла 406-й ст. можно сделать только тот вывод, что государству может принадлежать сама дорога, но не земля под ней. В пользу частного характера дороги говорят ст. 499, 434.

В.О. Люстих. – “Кому принадл. право собствен. на земли, под обществ. дорогами наход.”, “Журн. гражд. и угол. права”, 1883 г., кн. 6, стр. 122-125.

15. Собственник, через имение которого пролегает дорога общего пользования, хотя и сохраняет право собственности на землю под дорогою, если земля эта не была отчуждена в порядке принудительного отчуждения для государственной или общественной пользы, но не вправе предпринимать ничего такого, что могло бы в каком-либо отношении затруднить свободное пользование дорогою.

Гражданское Уложение. – “Проект Ред. Ком. 1903 г.”, ст. 779.

16. Собственник вправе в случае надобности вместо проложенной по его земле проселочной дороги устроить другую дорогу, но не хуже прежней и не в дальнем от нее расстоянии и притом так, чтобы начало и конец новой дороги выходили на прежнюю дорогу.

Там же, ст. 780.

435. Для подножного корма прогоняемого скота владельцам дач, прилегающих к большой дороге, запрещается скашивать и вытравлять траву, растущую на пространстве мерной дороги; а дабы прогоняемый скот не мог причинить порчи их полям и потравы хлебу, то обязаны они свои дачи в тех местах от дороги огородить или обрыть канавами.

1734 июня 5(6600) ст. 14; 1743 сент. 12 (8778) ст. 10, 11, 14; 1765 сент. 16. (12473); 1804 июня 14 (21347) ст. 11.

1. Правило ст. 435 не относится к малым (проселочным и полевым) дорогам, а в том числе и транспортным дорогам (74/186; 75/426).

2. См. ст. 406 и 434.

4351. Земля под дорогою общего пользования, остающаяся свободною вследствие ее упразднения или сужения, поступает безвозмездно в распоряжение владельцев земель, через которые дорога пролегала во время ее упразднения или сужения, если учреждение, во владении которого она находилась, не имеет доказательства, что та земля была приобретена под дорогу установленным порядком из частной собственности.

1899 июня 2, собр. узак. 1616, I, ст. 1.

Примечание. (Прод. 1906 г.) Действие правил, изложенных в статьях 4351-43510, не распространяется:

1) на обрезы шоссейных дорог, состоящих во владении Министерства Путей Сообщения, и

2) на казенные земли, отведенные, согласно ст. 529 Устава Путей Сообщения (изд. 1857 г. и по Прод.), по скотопрогонным и солевозным трактатам, сверх определенного собственно под дорогу пространства, для прокормления скота в каждую от дороги сторону по одной версте.

1899 июня 2 (17043) II.

4352. Остающаяся свободной, вследствие упразднения дороги, земля, если она составляла границу двух смежных владений, поступает безвозмездно в распоряжение владельцев земель, через которые дорога пролегала (ст. 4351) в равных частях, за исключением случая, когда один из этих владельцев докажет свое право на большую часть подорожной земли.

При сужении дороги, составлявшей границу двух смежных владений, остающиеся свободными придорожные полосы поступают безвозмездно владельцам прилегающих к дороге земель (ст. 4351) в тех частях, которые расположены между каждым из этих владений суженною дорогою. Там же, I, ст. 2.

4353. По воспоследовании в установленном порядке распоряжения об упразднении или сужении дороги учреждение, в ведении коего она находилась, в случае, указанном в статье 4351, объявляет через местную полицию владельцам земель, через которые пролегала дорога, о поступлении подорожной полосы в их распоряжение. Там же, I, ст. 3.

4354. Сооружения на подорожной полосе в случае, предусмотренном в статье 4351, продаются учреждением, во владении которого дорога находилась, владельцу земли, через которую дорога пролегала, по добровольному с ним соглашению. Если такового соглашения не состоится, то подлежащее учреждение без замедления продает эти сооружения на снос или распоряжается о их сносе. Там же, I, ст. 4.

4355. Земля под дорогою, остающаяся свободною вследствие ее упразднения или сужения, если учреждение, в ведении коего дорога находилась, имеет доказательства, что та земля была приобретена под дорогу установленным порядком из частной собственности, поступает или в состав государственных земельных имуществ, когда дорога находилась в ведении казны, или в распоряжение того учреждения, которое заведовало дорогою.

Там же, I, ст. 5.

4356. Остающаяся свободною, вследствие упразднения или сужения дороги, земля, которая, при отводе ее под дорогу, была приобретена установленным порядком из частной собственности на счет земских или городских средств или же безвозмездно уступлена земскому учреждению либо заменяющему его установлению или городскому общественному управлению, может быть обращена на удовлетворение земской или городской потребности, как-то: под устройство школы, больницы, богадельни и т.п.

В остальных, кроме этого, случаях, означенная земля подлежит отчуждению. С этою целью подлежащее учреждение сообщает местному Губернскому Правлению надлежащие документы, касающиеся отчуждаемой земли.

Губернское Правление, составив описание этой земли, а если на ней находятся сооружения, то и подробную им опись, в дальнейшем поступает согласно порядку, указанному в статьях 590-593 относительно отчужденных недвижимых имуществ, подлежащих продаже по ненадобности.

Там же, I, ст. 6.

4357. Непроданная земля из-под упраздненной или суженной дороги, а равно дорожные на ней сооружения (ст. 4356) остаются в распоряжении земских или городских учреждений, по принадлежности. Там же, I, ст. 7.

4358. Земля под дорогою в черте усадебной оседлости какого-либо поселения сохраняет прежнее свое назначение. Там же, I, ст. 8.

4359. Уплата денег за подорожную землю и находящиеся на ней сооружения может быть, по просьбе приобретшего их придорожного владельца, рассрочена на три года. Там же, I, ст. 9.

43510. Денежные суммы, вырученные за проданные землю и дорожные сооружения (ст. 4356), поступают в те источники, из которых были произведены расходы на вознаграждение за землю и на устройство на них сооружений.

В те же источники поступают и суммы, вырученные от продажи дорожных сооружений, находившихся на подорожной полосе, возвращенной владельцу прилегающей к дороге земли (ст. 4354). Там же, I, ст. 10.

436 отменена [1867 окт. 9 (45017)].

437. По берегам рек и других водяных сообщений определяется известное пространство земли для бечевой тяги судов и плотов и для прочих надобностей судоходства. Правила об употреблении сего берегового пути и относящихся к этому правах и обязанностях прибрежных владельцев содержатся в Уставе Путей Сообщения. 1838 февр. 10 (10964); 1848 ноября 15 (22738).

You May Also Like

More From Author