О бечевниках по берегам рек и других водяных сообщений

1. Бечевники существуют по всем рекам судоходным и сплавным (76/341; 84/3), причем, при определении ширины бечевника, 10 сажен считается от гребня берега, а не от уреза воды (76/341).

2. Владельцу берега, по которому проходит бечевник, принадлежит право собственности и на бечевник, почему он вправе устранять всякое неправильное пользование этою его собственностью, т.е. требовать, чтобы постановления закона, устанавливающие ограничения права собственности, не были распространяемы далее законных пределов (91/48; 81/96; 78/259).

21. Статья 382 Уст. Пут. Сообщ., требующая особого разрешения административной власти на устройство пристаней, не лишает прибрежного владельца права вступать в особые соглашения с частными лицами (в данном случае железной дорогой) о вознаграждении за допущение устройства пристани на их берегу на время весеннего разлива реки. (Реш. Гражд. Касс. Деп. 22 ноября 1907 г. по д. Общ. крест. с. Верхних-Вязовых.)

22. Ведомство Путей Сообщения на осн. ст. 371 Уст. Пут. Сообщ. и без согласия собственника земли, находящейся под бечевником вправе возводить в пределах бечевника постоянные сооружения в целях ограждения судоходства и сплава и общественной безопасности (1904/113).

3. Бечевники отводятся для целей судопромышленности или лесопромышленности, причем владельцы земли, причисленной к бечевникам, могут ею пользоваться, не стесняя этим лишь надобностей и прав судопромышленности и лесопромышленности (81/96; 91/114).

31. Все те постановления закона, в силу которых бечевник предоставляется в общее пользование, относятся исключительно к бечевникам по берегам сплавных и судоходных рек и озер (т. Х. ч. 1 ст. 437 и 441; Уст. Сельск. Хоз., ст. 488; Уст. Пут. Сообщ. ст. 358-390) и не могут иметь никакого применения к бечевнику, устроенному по берегам Черного и Азовского морей в пределах рыболовных вод Кубанского войска, тем более, что даже в тех случаях, когда определенная полоса земли по берегам отдельных морей предоставляется, в силу закона, в общее всех пользование, наше законодательство не присваивает этой полосе наименование бечевника.

Обращаясь, вследствие этого, для разрешения вопроса о праве лиц не войскового сословия на пользование десятисаженной полосой по морским берегам Кубанской области, к тем узаконениям, которыми определяется право Кубанского казачьего войска на эти берега и право его на рыбные промыслы в пределах отведенных ему рыболовных вод, надлежит признать, что в узаконениях этих не содержится никаких постановлений, которыми право собственности Кубанского войска на принадлежащие ему морские берега было бы в чем-либо ограничено в пользу лиц не войскового сословия, занимающихся рыбным промыслом в открытом море за пределами рыболовных вод Кубанского войска.

Поэтому иногородние не имеют права пользоваться бечевником, устроенным по распоряжению Его Императорского Высочества бывшего Наместника Кавказского от 22 ноября 1880 г., по берегам Черного и Азовского морей в пределах рыболовных вод Кубанского войска (Общ. Собр. 1 и Касс. Деп. 1906 г., N 5). См. также ст. 406 п. 11.

4. Свободу общего пользования водным путем, пригодным в естественном его состоянии для судоходства или сплава, закон не ставит в зависимость от пригодности берегов на всем протяжении водного пути для причала и разгрузки, и затруднение или невозможность пристать к берегу в том или другом пункте водного пути не служит законным препятствием к пользованию водным путем, насколько оно доступно (96/43).

5. Ни в законах гражданских (ст. 434, 438 и др.), ни в каких-либо других “нет постановления о том, чтобы на дорогах, на бечевниках или землях, прилегающим к ним, дозволялось возводить какие-либо постройки или приспособления, как, напр., устройство парома или перевоза и в последнем случае без согласия владельца земли” (91/114; 91/48; 85/101).

6. Неполное право собственности на землю под бечевником имеет имущественную стоимость. Поэтому владелец может эту имущественную ценность отчуждать другому в том объеме прав, какой сам имеет. Наши законы не содержат в себе указания на то, чтобы пространство бечевника всецело было изъято из гражд. оборота. Из содержания этих узак. и общего их смысла вытекает противоположный вывод (1900/14).

61. См. ст. 426, 428, 434, 438 и 560.


7. Прибрежный собственник, хотя и сохраняет право собственности на землю под бечевником, если эта земля не была отчуждена в порядке принудительного отчуждения для государственной или общественной пользы, но не вправе предпринимать ничего такого, чтобы могло бы в каком-либо отношении затруднить свободное пользование бечевником для надобностей судоходства и сплава.

Гражданское Уложение. – “Проект Ред. Ком. 1903 г.”, ст. 784.

8. Освободившейся от бечевника землей, вследствие уменьшения размера последнего, в силу права, предоставленного министру путей сообщения примечанием к ст. 360 Уст. Пут. Сообщ., – могут воспользоваться собственники бечевника, т.е. прибрежные владельцы в местах ненаселенных.

Если же предположить, что такое же право уменьшения размера бечевника принадлежит министру и в городах, то освободившаяся от бечевника земля будет принадлежать собственнику бечевника – городу, но не владельцам земель, прилегающих к бечевнику.

Прив.-доц. М.В. Торенберг. – “О праве городов на площади, улицы, бечевники и др. предметы общего пользования”, “Право”, 1899 г. N 22, стр. 1142-1143.

9. Правом бечевника не может обниматься право устройства пароходных пристаней, так как право бечевника, будучи ограничением права собственности, вызвано исключительно в интересах судоходства бечевой тягой и создано сообразно требованиям такового, потому и прежние пристани, о которых говорит наш закон (378-й ст. Уст. Пут. Сообщ.) и которые отводились взамен бечевника для причала судов, были общие.

Между тем пароходные пристани перешли в отдельное исключительное обладание отдельных пароходопромышленников и стали отвечать главным образом целям промышленным и торговым. Отсюда может быть один вывод, что прибрежные владельцы вправе облагать сборами право устройства отдельными пароходовладельцами судовых пристаней около берега.

И.Г. Щегловитов. – “Права прибрежных владельцев в отношении судовых пристаней”, “Юрид. Вестн.”, 1886 г., N 11, стр. 502-507.

438. К обязанностям по водяным сообщениям прибрежных владельцев относятся между прочими следующие:

1) на реках судоходных не строить мельниц, плотин и заколов или других перегородок, от которых реки засоряются и к судовому ходу делаются неудобными (а);

2) допускать проход и проезд людям, занимающимся подъемом речных судов (б);

3) позволять баркам и другим судам останавливаться у берегов и причаливать оные, выгружать свои товары, не выходя за черту отведенной земли под бечевник или пристань, без всякой за то платы (в).

(а) 1649 янв. 29 (1) гл. IX, ст. 17, 18; 1734 июля 5 (6600) ст. 11; 1743 сент. 12 (8778) ст. 16; 1799 мая 30 (18983). – (б) 1734 июля 5 (6600) ст. 10; 1741 окт. 7 (8457) ст. 12; 1743 сент. 12 (8778) ст. 12. – (в) 1734 июля 5 (6600) ст. 11; 1743 сент. 12 (8778) ст. 16; 1766 мая 25 (12659) гл. VII, ст. 13; 1806 мая 28 (22150) ст. 1, 4; 1817 ноября 16 (27145) ст. 10, 11.

1. В силу Городового Положения, город. общественное управление может отдавать с торгов участки бечевника съемщикам под пристани; однако склад товаров на пространстве бечевника должен быть безвозмездный (80/274).

2. Город вправе извлекать доход лишь из тех пристаней, относительно которых, за обеспечением общих нужд судоходства, согласно требованию Устава Путей Сообщения (ст. 358 и 377 Уст. Пут. Сообщ., т. XII ч. 1; реш. Гражд. Касс. Деп. 1884 г., N 3), это право ему предоставлено порядком, указанным в 122-й и 123-й ст. Город. Полож. 1870 г., ст. 368 и 365 Устава Пут. Сообщ. (Общ. Собр. 1 и Касс. Деп. 1888 г., N 3).

3. См. ст. 434, 437, 440 и 560.

439. (Прод. 1906 г.) Владельцы мельниц на реках, поименованных в Уставе Путей сообщения (ст. 363, прим. 5, по Прод.), обязаны по требованию местного начальства Путей Сообщения спускать воду на основании правил, изложенных в том Уставе. 1809 б. м. и ч. (24063 а); 1826 июля 20 (481); 1843 июля 2 (16998 а, П. С. З. 1844 г.); 1863 марта 4 (39342); 1875 мая 20 (54719); 1881 февр. 12 (61852) Выс. пов.

440. Владельцам запрещается строить через малые несудоходные речки мосты на козлах, жердях и на слабых сваях; но дозволяется строить либо постоянные мосты, которые бы сплаву бревен и дров не препятствовали, либо содержать разводные живые мосты или перевозы. 1810 ноября 16 (24430) ст. 5.

1. 440-я ст. 1 ч. X т. относится к малым рекам сплавным, как постоянно, так и временно в весеннее полноводие, хотя бы реки эти и не были судоходны (1906/39).

2. См. ст. 674 и 685.

441. При всех озерах, в которых рыбные ловли принадлежат не тем владельцам, в чьих они землях положение имеют, но или другим посторонним, или же оставлены для вольного промысла, прибрежные владельцы должны оставить из своей земли десять сажен для пристанища ловцам и сушки снастей их. 1778 мая 15 (14750) ст. 15.

Примечание. Права владельцев участков берегов Каспийского моря на пользование этими участками указаны в Уставе Сельского Хозяйства. 1803 сент. 11 (20933); 1842 ноября 9 (16190); 1846 1 ноября 1 (20564); 1849 янв. 10 (22909); 1850 дек. 25 (24761); 1865 мая 25 (42136); уст. § 1, 3, 8; 1866 февр. 8 (42993); дек. 26 (44054) Выс. пов.; 1867 апр. 3 (44430) ст. 1; 1880 марта 18 (60683).

О десятисаженном пространстве при озерах для надобностей рыбной ловли

1. См. ст. 406 п. 11 и 437 п. 31.


2. Простирается ли повинность, означенная в этой статье, и на морские берега, состоящие в частных владельческих дачах? По буквальному смыслу закона не простирается, ибо закон говорит только об озерах, а не о морских берегах.

К.П. Победоносцев. – “Курс гражд. права”, первая часть, стр. 457.

You May Also Like

More From Author