Наряду с границами времени действия каждого закона заключается в границах места. Прежде всего, каждое государство имеет право издавать и применять законы в пределах своей территории.
Как подданные, так и иностранцы, как временные, так и постоянные жители той или другой страны, обязаны подчиняться законам того государства, на территории которого они проживают.
Государство вообще не может допускать на своей территории действие чужеземных законов, потому что это нарушило бы его права верховенства, его независимость по отношению к другим государствам.
На практике, однако, применение территориального начала в праве подвергается некоторым ограничениям, которые вытекают из требований международного общения: чересчур прямолинейное и неуклонное применение одних только территориальных законов в пределах каждого государства сделало бы крайне затруднительными или вовсе невозможными взаимные отношения между гражданами различных государств.
Каковы эти затруднения, можно видеть, напр., из следующего: у нас, в России, для гражданского совершеннолетия требуется достижение лицами 21 года, а в Австрии – 24-летнего возраста.
Положим, что русский гражданин, достигший 21 года, продает свое имение, находящееся в Австрии; будет ли эта сделка считаться законной в Австрии или же австрийский суд признает ее недействительной вследствие недостижения продавцом гражданского совершеннолетия (по австрийским законам)?
Или, положим, умирая, я оставил какое-нибудь имущество в Италии. Спрашивается, по каким законам будет унаследовано это имущество: по русским или по итальянским? Для разрешения целого ряда подобных казусов применение территориального начала оказалось бы несправедливым, и вот почему современные государства в целом ряде случаев от него отступают.
Вследствие этого при разрешении конкретных юридических случаев часто сталкиваются законы различных стран. Вопрос о том, на основании каких начал должны быть разрешаемы подобные столкновения, вызвал богатую юридическую литературу, причем вообще вопрос представляется в науке спорным.
Подробное исследование этих споров составляет задачу науки международного права. В курсе энциклопедии можно удовольствоваться выяснением начал, установившихся в практике современных цивилизованных государств.
В области государственного права всецело господствует территориальное начало: государственное право каждой страны обусловливается особенностями ее политического строя; понятно, что государство не может допустить на своей территории применение чуждого политического закона.
Так же точно территориальные и уголовные законы. Уголовное законодательство всегда тесно связано с нравственным миросозерцанием того или другого народа, чем и обусловливается признание или непризнание тех или других деяний за преступление и установление законодателем тех или других видов наказания.
Действие территориального начала подвергается различным ограничениям в праве гражданском, так как именно здесь некоторые отступления от этого начала необходимы в интересах международного общения. Развитие торговых отношений между отдельными государствами делает необходимым, напр., заключение ряда торговых сделок вне пределов того государства, в котором такие сделки должны осуществляться.
Непризнание таких сделок могло бы парализовать международные торговые сношения. Точно так же семейственное право иностранца должно рассматриваться согласно законодательству его страны.
Положим, напр., иностранец по законам своей страны вступил в гражданский брак и затем явился в Россию, где для законности брачного союза требуется брак церковный. Непризнание в России гражданских браков иностранцев могло бы без всякой нужды затруднить и стеснить международное общение.
В практике современных цивилизованных государств столкновения разноместных законов разрешается на основании так называемой статутарной теории.
Сущность ее сводится к тому, что при разрешении вопроса, какой закон должен быть применяем к данным юридическим отношениям – отечественный или иностранный, принимается во внимание природа тех правовых отношений, которые определяются каждым данным законом.
Статутарная теория, о которой идет речь, различает три вида законов: статуты личные (statuta personalia), статуты вещные (statuta realia) и статуты смешанные (statuta mixta). По отношению ко всем этим трем группам законов вопрос о применении закона отечественного или иностранного решается различно:
1) Statuta personalia – суть законы, определяющие юридическое положение, правоспособность отдельных лиц; все вопросы, возникающие относительно состояния лица, решаются на основании законов его родины (lex domicilii). Так, напр., вопрос о гражданском совершеннолетии разрешается на основании законов родины лица.
2) Statuta realia суть те законы, которые определяют наши права на вещи. Они распадаются на две группы: а) законы, устанавливающие наши права на движимое имущество, и b) законы, определяющие наши права на недвижимое имущество.
В первом случае столкновения разрешаются на основании законов того государства, где проживает обладатель движимого имущества (lex domicilii). Во втором случае все столкновения разрешаются по законам местонахождения вещи (lex rei sitae).
3) Statuta mixta – определяют договорные отношения отдельных лиц. В отношении договоров надо различать две стороны: вопрос о юридической годности договора разрешается по законам той страны, где он был заключен (locus regit astum); что же касается порядка осуществления договора, то он подчиняется судопроизводственным законам той страны, где он осуществляется.