Войско

Как известно, Петр I преимущественное свое внимание обращал на организацию армии и флота. Создать хорошую армию и флот было конечной целью всех его стремлений, к достижению которых он стремился в течение всей своей жизни. Еще будучи 11 -летним ребенком, он создал потешных бомбардиров, с которыми и занимался воинскими упражнениями.

Впоследствии (в 1687 г.) из них были учреждены два полка: Преображенский и Семеновский. Однако в них нельзя видеть начало регулярной армии в России, так как им недоставало еще многого, чтобы считаться войском в европейском смысле этого слова. Вот что писал по этому поводу Корб в своем дневнике: “6-го сент. 1698 г. царь сделал ученье своим полкам и убедился, что многого еще не достает этим толпам, чтоб можно было назвать их воинами.

Он лично показывал, как нужно делать движения и обороты наклонением своего тела, какую нестройные толпы должны иметь выправку”. Начало возникновения регулярной армии должно быть отнесено к 1699 г. В этом году были уничтожены стрельцы и взамен их учреждены 27 пехотных и два драгунских полка из даточных людей, охочих людей и боярских слуг. Шведская война и, в частности, поражение под Нарвой еще более способствовали переформированию армии.

Так, в 1705 г., по предложению генерала Огильви, полки были разделены на соответствующее число батальонов (в пехоте) и эскадронов (в коннице), которые, в свою очередь, делились на роты. По роду оружия армия при Петре состояла из пехоты, кавалерии и артиллерии. Пехота, судя по отзывам современников, являлась лучшим войском.

“Имей солдаты навык к войне, – писал в одном из своих донесений Витворт (30 янв. 1705 г.), – будь во главе их хорошие офицеры, они явились бы неприятелем гораздо более опасным, чем полагают соседи”. Напротив, кавалерия (драгуны) была наиболее неудовлетворительным войском как в боевом, так и в административном отношении.

Что касается до артиллерии, то она была сформирована в один полк (артиллерийский), в состав которого входили одна бомбардирская и несколько канонирских рот, а также минерная, понтонная и инженерная рота. Обособление инженерных войск произошло уже в 1727 г.[1]

Изданием Воинского устава 1716 г. переформирование армии было завершено. Полтавская победа и Ништадтский мирный договор, закончивший шведскую войну, доказали, что усилия Петра сделать из России могущественное государство не пропали даром. События в истории Европы XVIII и XIX ст., в которых живейшее участие принимала и Россия, неоднократно подтверждали вышеназванное положение.

Одновременно с преобразованием организации армии Петр преобразовал и способы ее комплектования и содержания. Указом 20 февраля 1705 г. была введена рекрутская повинность, существовавшая вплоть до 1875 г.[2] Рекрутские наборы происходили от времени до времени, причем на каждый раз определялось число, возраст (от 15 до 20 лет или от 20 до 30 л.) и “человечность” рекрутов.

Под последней понималась годность к службе вследствие отсутствия физических и нравственных недостатков. При Петре количество дворов, обязанных поставлять одного рекрута, не было одним и тем же, но на практике чаще всего поставлялся рекрут от 20 дворов. Некоторые местности, вследствие отдаленности расстояния, напр., Сибирь, а также лица, напр., помещики, не обладавшие 20 дворами, освобождались от рекрутской повинности, но платили за нее деньгами.

При поставке рекрута население обязывалось снабжать его провиантом на несколько месяцев, а также вооружением и лошадью, если он был кавалеристом. В 1766 г. произошло упорядочение рекрутской повинности путем издания Генерального учреждения о ежегодном сборе рекрут[3]. С этого времени все губернии разделены были на пять частей, причем ежегодно только с одной из них брались рекруты, со ста душ по одному человеку.

До 1776 г. рекрутская повинность падала на крестьян и на членов торгово-промышленного класса, так как дворяне, и без того обязанные службой, были освобождены от нее. В 1776 г. эта привилегия распространилась и на купцов с обязательством, впрочем, вносить вместо каждого рекрута по 360 р.

В 1783 г., “в уважение на возвышение цен на все вообще вещи и для большего соразмера противу тех, кои из среды себе людей на службу воинскую ставить обязаны”, указанная сумма была увеличена до 500 р. Как известно, и дворяне вплоть до манифеста о вольностях 1762 г. были обязаны отправлять службу, преимущественно военную, начиная ее с солдата. В 1875 году способ комплектования войска был существенно видоизменен путем введения всеобщей воинской повинности.

Что касается до содержания войска, то для этой цели существовало несколько повинностей, напр., сбор на провиант, поставка фуража, постойная повинность и т.п. Среди них главную роль играла последняя. Она существовала как в деревнях, так и в городах, и заключалась в распределении солдат по избам и домам обывателей, что являлось функцией земского и полкового комиссара.

От постоя были освобождены дома некоторых лиц, напр., священнослужителей разных вероисповеданий, “для того, что во время отправления правила к священнослужению такому постою неприлично быть”, иностранных купцов, придворных чинов, питейных откупщиков и др. Постойная повинность являлась одной из самых непопулярных и постоянно вызывала жалобы со стороны населения.

Еще Посошков писал, что “при квартирах солдаты и драгуны так не смирно стоят и обиды страшные чинят, что и исчислить их не можно; а где офицеры стоят, то и того горше чинят… и того ради многие и домам своим не рады, а в обидах их суда никак сыскать негде”.

Само правительство не отрицало “многих неудобностей”, возникавших вследствие постоя, и должно было признать, что “бедные российские крестьяне не от одного хлебного недороду и от подати подушной разоряются и бегают, как от несогласия у офицеров с земскими управителями и у солдат с мужиками” (указ 9 янв. 1727 года).

Ввиду этого еще Петр в 1721 г. разрешил помещикам строить особые квартиры для постоя “для того, что если станут стоять по дворам мужичьим, то будут ссоры”. Такое же разрешение иногда давалось и некоторым городам. Однако, несмотря на это, постойная повинность по-прежнему считалась одной из самых тяжких, и жалобами на нее наполнены все наказы, поданные в законодательную комиссию 1767 г.


[1] Бобровский. Переход России к регулярной армии. С. 148-172; Гудима-Левкович. Очерк исторического развития вооруженных сил России до 1708 г.; Соловьев. Исторические очерки устройства и довольствия русских регулярных войск.

[2] См.: Поливанов. Исторический очерк законов о рекрутской повинности от Петра I до 1810 г. и Мрочек-Дроздовский. Областное управление России XVIII века. С. 149 и след.

[3] До этого же времени наборы происходили по мере надобности. Так, в течение 20 лет при Петре (с 1705 по 1725 г.) состоялось 39 наборов, после же смерти Петра и до вступления на престол Екатерины II (с 1725 по 1762 г.) 27 наборов.

Василий Латкин

Учёный-юрист, исследователь правовой науки, ординарный профессор Санкт-Петербургского университета.

You May Also Like

More From Author