Задачи истории философии права

Литература: Куно-Фишер, История новой философии, т. I, 1906, стр. 3 – 148; Виндельбанд, История философии, 1898, стр. 7 – 16; кн. С. Трубецкой, Задачи истории философии в Проблемах идеализма; Коркунов, История философии права, изд. 2-е, 1898, стр. 1 – 4; Редкин, Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще, т. I, 1889, стр. 197 – 352.

I. История философии права имеет своею задачею изложение последовательного образования представлений о правовом порядке в его сущности и в идеале.

Разрешение вопросов о сущности права, об отношении его к государству, к нравственности, находится в зависимости от тех исторических условий, при которых эти вопросы ставятся. Нередко теоретическое объяснение общественных явлений подсказывается желанием найти выход из условий данного времени. На теоретическое освещение оказывают влияние простота или сложность общественной среды.

Древний город – государство представляет совершенно иную среду, нежели современное нам государство с многомиллионным населением, часто неоднородным по своему этнографическому, религиозному, культурному составу. История философии права, и должна указать, как ставились и разрешались эти вопросы в разное время и какие причины влияли на их разрешение.

С другой стороны, на истории философии права лежит обязанность представить ряд сменяющих друг друга идеалов правового порядка. Эти идеалы находятся в еще более в зависимости от условий времени и места, при которых они появились. История философии права должна выяснить отношение между идеалом и средой, его породившею[1]. Возможно, конечно, несоответствие между идеальными представлениями и тенденциями времени, и тогда выяснение этого явления может быть найдено только в индивидуальном направлении мысли и воли творца идеала.

Вот почему история философии права не в состоянии обойти личную жизнь философа, не всегда отражающуюся в его произведении, но часто объясняющую его. Следует иметь в виду еще то обстоятельство, что позднейшие идеалы нередко (однако не всегда) обусловливаются более ранними. Случается, что позднейшая философская система воспринимает тенденции предшествующих критикою, подчас без прямого указания, прежних идеальных построении. Эту взаимную зависимость, если только она может быть установлена, история, философии права должна выяснить.

Таким образом, при изложении воззрений какого-либо мыслителя история философии права обязана обратить внимание на исторические условия, при которых появляется философское учение, на индивидуальность его создателя, на соотношение между новым и предшествующими учениями.

II. Очевидно, история философии права находится в самой тесной связи с историей. Только на фоне культурной истории возможна история философии права. Отдельная философски – правовая система может иметь ценность и сама по себе, вне условий времени и места своего появления, но только не для истории философии права. Ни один философ XIX столетия не взял бы на себя защиту рабства, как это сделал Аристотель, находящий себе некоторое оправдание в воззрениях, господствовавших в греческом мире.

Идеалы часто носятся бессознательно в общественной атмосфере, пока не найдется крупный мыслитель, который даст им обоснование и внешнюю форму. Тогда идеальное представление начинает восприниматься в подготовленной почве и распространяется с значительной быстротой, пока не проявит своего влияния на общественную организацию. Уловить эту связь между мыслителем и окружающею его средою составляет задачу истории философии права.

III. Как часть целого, история философии права находится в связи с историей философии вообще. Мыслители в области философии являются большею частью и видными представителями общественных идеалов. Нередко философское учение о праве выясняется лишь метафизическим учением того же философа. Однако, не упуская из виду соотношения между философией права и метафизикою, не следует преувеличивать этой связи.

В предположении этой зависимости историки философии права наполняют свое изложение метафизическим материалом, из-за чего почти не видно самой философии права. Сосредоточение всего внимания на философах, известных своими метафизическими построениями признать неправильным приемом изложения истории философии права. Во-первых, как известно, далеко не у всех философов практическая часть философии последовательно вытекает из теоретической части ее, и это следует заметить относительно такого выдающегося мыслителя, как Кант.

Во-вторых, в истории философии права занимают почетное место нередко такие мыслители, которые не имеют никаких, или ничтожные заслуги в области метафизики. Так, Вольтер, Руссо, Монтескье по своему общественному влиянию на выработку представлений о правовом порядке стоят на первом плане в истории философии права и на последнем в общей истории философии. Материалистическая философия ХVIII столетия находится в тесной связи с подъемом общественного настроения, на которое она и оказала свое влияние, тогда как идеалистическая философия первой четверти XIX века соответствует эпохе упадка настроения.

В-третьих, не всегда лучшие идеальные представления исходили от философов, и это крупная ошибка историков философии права, потому что они уделяют внимание только именам, которые прославились на страницах общей философии. История философии не может игнорировать социалистические учения, как относящиеся всецело области общественных идеалов. Томасу Мору, Карлу Марксу должно быть отведено место в области истории философии права, потому что они работали на том же поприще, как и признанные философы.

В-четвертых, по причине весьма понятной, выяснение формальных моментов в правоведении, определение сущности права, государства, установление методов разработки норм права составляют всецело дело юристов, воззрениям которых, насколько они соприкасаются с философией права, должно быть отведено видное место, хотя бы учение их не имело никакой метафизической основы.

IV. История философии права находится в тесной связи и с историей литературы, в которой находят себе выражение общественные настроения и идеалы данного времени. Трудно не заметить близости между идеалистическим изображением естественного состояния в литературе ХVIII века и философией естественного права, противополагавшей историческому естественное состояние. Нельзя не заметить связи между романтизмом первой четверти XIX столетия, идеалистической философией Гегеля и исторической школою права.


[1] Нельзя, однако, сводить задачи истории философии права к установлению одной причинности, как это делает Бершадский, который следующим образом определяет задачи: “История философии права есть исследование причин возникновения тех разнообразных этических теорий, которые послужили основанием современных учений о праве и государстве” (стр. 3).

Габриэль Шершеневич

Русский юрист, цивилист, профессор Казанского и Московского университетов, депутат I Государственной Думы.

You May Also Like

More From Author