Узаконение и усыновление

Отношения между родителями и детьми точно так же, как и отношения между супругами, подлежат более определениям закона физиологического и закона нравственного, нежели определениям права.

Отношения эти основываются преимущественно на любви родителей к детям – любви невольной, бессознательной, чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка.

Огорчения, заботы, причиняемые детьми родителям, неисчислимы; утешения же, доставляемые детьми, также большей частью зависят от любви, которую питают к ним родители, а не имеют в себе чего-либо объективного.

Если мать радуется улыбке своего ребенка, то потому, что любит его, а не потому, чтобы улыбка младенца содержала какое-либо объективное основание для счастья: не радует же ее улыбка чужого ребенка – она к нему равнодушна. Эта любовь родителей к детям чисто физиологическая: она однородна с той привязанностью, которую питают все животные к своим детям.

Но, разумеется, отношения между родителями и детьми в сколько-нибудь развитом человеческом обществе как обществе существ, одаренных умом и известными правилами морали, не сводятся исключительно к физиологической любви, а определяются также началами нравственности: она внушает родителям сознание долга по отношению к детям, обязанность заботиться о воспитании, поскольку ими и вызваны дети к существованию.

Точно так же и дети по закону природы любят своих родителей, а по закону нравственному сознают себя обязанными по отношению к ним за те бесчисленные и невознаградимые благодеяния, какие им оказали родители.

Таким образом, законы физиологии и законы нравственности определяют отношения между родителями и детьми. Где изменяют законы физиологии, там оказывают им опору законы нравственности; большей же частью оба эти закона действуют соединенными силами.

Но так как отношения между родителями и детьми представляют и внешнюю сторону, а все внешние отношения поддаются юридическим определениям, то законодательство считает своей обязанностью регламентировать их, тем более что хотя и редко, но встречаются случаи, когда законы физиологии и законы нравственности не обеспечивают достаточно надлежащие отношения между родителями и детьми.

В человеческом обществе не все явления нормальны, встречаются и уродливые уклонения от нормы, на случай этих уклонений нужны определения положительного права, которые по возможности поддерживали бы явления в их нормальном виде.

Понятно, что определения законодательства об отношениях между родителями и детьми не составляют чего-либо нового, самостоятельного, а являются лишь отражением действительности: они предшествуют всякому законодательству, так что существо их само собой дает содержание его определениям.

Отношения между родителями и детьми существуют независимо от рождения детей в браке или вне брака; существуют, следовательно, одинаково как между родителями и законнорожденными детьми, так и между родителями и детьми незаконнорожденными.

Но так как незаконнорожденные дети не имеют признанного отца, то, разумеется, юридически может идти речь только об отношениях между матерью и незаконнорожденными детьми (хотя и тут, как мы видели, устанавливаются некоторые ограничения, а именно – в области права наследования.

Отношения между незаконными родителями и детьми получают полное признание, во-первых, путем узаконения дитяти последующим браком его родителей. Это возможно при наличии следующих условий.

1) Как родители, так и сам узаконенный должны принадлежать к одному из христианских исповеданий, и притом в момент не совершения брака, а обращения с просьбой об узаконении.

Это видно из того, что закон об узаконении установлен для «христианского населения», а если лица, причастные узаконению во время обращения к суду, исповедуют христианскую веру и, следовательно, принадлежат к христианскому населению, то лишать их права, присвоенного этому населению, нельзя; вопрос о том, когда они вошли в состав христианского населения, не может иметь никакого значения.

2) Узаконены не могут быть дети, рожденные от прелюбодеяния, т. е. узаконение возможно, когда ни один из супругов во время зачатия ребенка не состоял в законном браке с другим лицом[1]. Наконец:

3) Право узаконения погашается годовой давностью со дня совершения брака; но течение этой давности приостанавливается при наличии «причин, оправдывающих замедление» – суду предоставляется решить вопрос об уважительности этих причин.

Дела об узаконении рассматриваются окружными судами по месту постоянного жительства родителей узаконяемого или его самого, причем право обращения к суду с просьбой об узаконении принадлежит как первым, так и второму.

Особое практическое значение имеет это положение в случае смерти родителей, не успевших просить об узаконении; просить об этом могут сами узаконяемые или их опекуны, лишь бы представлено было доказательство желания родителей узаконить дитя и письменное заявление отца и матери, что ребенок происходит от них[2].

Лица узаконенные приобретают все права законнорожденных детей, причем решение суда об узаконении получает обратную силу, хотя и к моменту не рождения узаконенного, а вступления в брак его родителей[3].

Во-вторых, законодательство допускает узаконение детей, ставших незаконнорожденными вследствие признания брака их родителей недействительным. Такое узаконение возможно лишь с соизволения верховной власти, исходатайствованного судом, уголовным или гражданским.

Суд уголовный ходатайствует об этом по собственному почину, когда при рассмотрении дела, переданного ему судом духовным, признает наличие обстоятельств, заслуживающих снисхождения.

Из духовного же суда дело передается суду уголовному тогда, когда суд духовный признает брак недействительным и одного или обоих супругов подлежащими уголовной ответственности.

Узаконение этого рода может быть исходатайствовано и судом гражданским, по особой просьбе о том, поданной родителями незаконнорожденного. Просьба эта может быть подана лишь по рассмотрении дела сначала уголовным, а затем духовным судом.

Наконец, надо заметить, что до узаконения детей, прижитых в браке, признанном недействительным, на их родителях лежат все обязанности законных родителей: давать пропитание, одежду и воспитание[4]. – А. Г.).

В юридическом быту отношения между родителями и детьми могут установиться искусственно, путем усыновления, так что союз между родителями и детьми иногда распространяется далее естественных пределов. Усыновление, как мы видели, известно и нашему законодательству[5].

(До последнего времени оно было построено на строго сословном начале, но с 1891 г. замечается стремление законодателя ввести в это дело единство, создать общие начала; хотя в то же время вполне отказаться от сословных различий законодатель не решился. Ныне различие это сказывается:

1) В порядке усыновления; усыновление мещанами и крестьянами совершается припиской усыновленного к семейству усыновителя[6], усыновление лицами других сословий – порядком судебным[7];

2) В правах усыновленного; право на фамилию усыновителя – потомственного дворянина – переходит к усыновленному лишь с соизволения верховной власти, а в других случаях, если усыновленный по сословию ниже усыновителя, – без того[8].

Имущественные права лиц, усыновленных крестьянами, определяются особыми правилами[9], а в остальных случаях – общими[10]. Остановимся на общих правилах. Условия усыновления касаются, во-первых, лица усыновителя:

а) он не должен иметь собственных законных или узаконенных детей, но последующее рождение или узаконение их не оказывает влияния на усыновление; нужно лишь, чтобы до принятия судом определения об усыновлении, у усыновителя не было детей, но, например, беременность жены усыновителя не может служить препятствием к усыновлению;

b) он не должен принадлежать к числу лиц, по сану своему обреченных на безбрачие[11];

с) он должен иметь не менее 30 лет отроду и быть старше усыновляемого по крайней мере на 18 лет[12];

d) христиане не могут усыновлять нехристиан и, наоборот, нехристиане – христиан; не могут и раскольники усыновлять православных[13];

е) усыновитель не должен быть незаконным отцом усыновляемого – закон дозволяет усыновлять только чужих детей[14].

3) Условий, касающихся лишь лица усыновленного, одно: лицо не должно находиться в отношениях по усыновлению с другим лицом; это было бы противно идее усыновления как искусственного союза между родителями и детьми; но из этого правила допускается одно исключение: оба супруга могут усыновить одно и то же лицо[15]; это исключение мнимое: благодаря ему усыновление еще более уподобляется естественному союзу между родителями и детьми – усыновленный становится в положение сына или дочери обоих супругов; без такого двойного усыновления усыновленный одним из супругов не становится таковым по отношению к другому супругу.

Наконец: 4) Условием усыновления является и согласие, в известных случаях, сторонних лиц, а именно: а) согласие родителей, опекунов или попечителей усыновляемого, если он еще не достиг 14-летнего возраста (по достижении этого возраста он сам выражает свое согласие[16]. – А. Г.);

b) согласие одного из супругов при усыновлении другим; но это не обращает лицо в усыновленного обоих супругов[17]; c) разрешение епархиального архиерея при усыновлении священно- и церковнослужителями[18]; d) разрешение начальства при усыновлении нижними воинскими чинами[19].

Дела об усыновлении ведутся окружными судами по месту жительства усыновителя или усыновляемого и разрешаются в порядке охранительном; сторонние лица, чьи права нарушаются усыновлением, могут в исковом порядке, начать спор, но лишь при жизни усыновителя и не позднее двух лет со времени вступления в силу определения суда об усыновлении[20].

Что касается юридических последствий усыновления, то, по выражению закона, «усыновленный вступает по отношению к усыновителю во все права и обязанности законных детей».

Но эта характеристика слишком обширна, так как усыновленный имеет право законного наследования только в благоприобретенном, а не родовом имуществе усыновителя[21]; не имеет он права на пенсию и пособия по службе усыновителя[22]; не наследует также после родственников усыновителя[23]; наконец, после смерти усыновителя, оставившего одних дочерей, последние получают не указные части, а делят наследство между собой и усыновленным поровну[24].

Все это умаляет юридическое положение усыновленного сравнительно с положением родных детей. В свою очередь, он, как уже упоминалось, не порывает своих связей с родной семьей: за ним сохраняется право законного наследования в родовом и благоприобретенном имуществе своих родителей и родственников[25]. – А. Г.)


[1] Ст. 1441.

[2] У. г. с., ст. 14601–14603.

[3] Ст. 1441.

[4] Ст. 133, 172; У. у. с., ст. 1012–1015; У. г. с., ст. 14601–14605.

[5] Заметим при этом, что оно может относиться к лицу не только мужского, но и женского пола.

[6] Ст. 155.

[7] У. г. с., cт. 14608–146012.

[8] Ст. 152. (Усыновленные дворянами и потомственными почетными гражданами, имеющие меньшие права состояния, могут приобретать личное почетное гражданство (см. также: ст. 153). – А. Г. )

[9] Ст. 1566.

[10] Ст. 1561– 1565.

[11] Ст. 145.

[12] Ст. 146.

[13] Ст. 148.

[14] Ст. 145.

[15] Ст. 147.

[16] Ст. 149.

[17] Ст. 150.

[18] Ст. 151.

[19] Ст. 160.

[20] У. г. с., cт. 14608–146012.

[21] Ст. 1561.

[22] Ст. 1562.

[23] Ст. 1563.

[24] Ст. 1561.

[25] Ст. 1567.

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author