Принятие наследства и отречение от него. Раздел наследства

Право наследования открывается и приобретается наследником в моменты смерти наследодателя или наступления факта, который по отношению к праву наследования уподобляется смерти.

Но во многих случаях наследнику нет возможности немедленно осуществить право наследования: очень часто он не знает об открытии для него наследства или находится не в том месте, где имущество наследодателя, и т. п.

Да и независимо от этого, вступление в наследство обусловливается соблюдением известных формальностей, так что нередко проходит более или менее значительное временя, прежде чем открывшееся наследство будет принято наследником[1]. Между тем наследство, не будучи под присмотром, легко может утратиться.

И вот законодательство определяет меры к охранению наследства и определению лица наследника, т. е. того, для кого именно открылось право наследования, кем оно может быть осуществлено.

Меры эти составляют опись наследства, вызов наследников и утверждение их в праве наследования; первая клонится к охранению наследства, две другие – к определению лица наследника… (хотя закон под охранением наследства разумеет первые две меры.

Как показывает само название, меры эти имеют целью предупреждение расхищения, растраты, гибели наследственного имущества, а потому должны быть приняты немедленно, и во всех случаях смерти лица, оставившего имущество.

Непринятие их возможно лишь тогда, когда нет основания опасаться, что имущество будет расхищено или растрачено; в этом можно быть уверенным лишь тогда, когда все наследники налицо и все они дееспособны[2].

Полиция сообщает должностному лицу, на обязанности которого лежит принятие охранительных мер, о смерти данного лица; но если бы полиция этого не сделала, то о смерти могут сообщить прокурор, начальство умершего, а также и частные лица[3].

В местностях, где не введено положение о земских начальниках, охранительные меры принимаются мировыми судьями, а где положение это введено – земскими начальниками и уездными членами окружного суда[4].

Первое распоряжение мирового судьи заключается в поручении судебному приставу произвести опись, опечатать и принять меры к сбережению имущества, т. е. отдать его на хранение; земский же начальник или сам это делает, или поручает полиции, сообщив о том уездному члену окружного суда.

Опись, опечатание и сбережение производятся на основании общих правил, причем при описи имеют право присутствовать родственники умершего и опекуны его наследников[5]. Затем мировой судья или уездный член окружного суда… – А. Г.)… распоряжается о вызове наследников посредством троекратного сообщения в «Cенатских ведомостях» об открытии наследства по смерти такого-то лица и о сроке явки для его принятия[6].

По общему правилу, сроком явки для принятия наследства полагается полгода со времени последнего извещения о вызове в печати. Но в некоторых случаях назначаются для явки наследников другие сроки: например, для явки к принятию наследства после лица учебного ведомства полагается годовой срок; после иностранца, умершего в России, – 2-летний и т. д.[7]

Однако же неявка наследника к принятию наследства в течение назначенного срока не принимается за отречение от наследства, и наследник все-таки может отыскивать свое наследство в течение 10 лет у прочих сонаследников или у тех лиц, к которым перешло наследство.

Значение срока то, что до окончания его суд не вправе признавать права наследования за теми лицами, которые являются в качестве наследников в течение срока, назначенного для явки.

(По истечении срока лица эти могут просить суд об утверждении их в правах наследства; дела об этом утверждении ведутся мировыми судьями и уездными членами окружного суда, если наследство состоит из движимого имущества и стоимостью не превышает 500 руб.; если же в составе наследства имеется недвижимость или стоимость движимого имущества выше 500 руб., то дело подлежит ведению окружного суда[8].

Наследник, прося суд об утверждении его в правах наследства, должен доказать… – А. Г.)… свое право наследования: родственник – свое родство с наследодателем[9], супруг – звание супруга. Доказательствами служат обыкновенно метрические свидетельства, выписки из протоколов дворянских депутатских собраний, другие акты присутственных мест, способные свидетельствовать о родстве данного лица с наследодателем, и т. п.

При всем том иногда наследнику довольно трудно бывает доказать свое родство с наследодателем. Например, бывает иногда, что лицо не может получить метрического свидетельства, потому что рождение его не записано в метрических книгах… (которые, как известно, в прежнее время велись довольно неисправно. – А. Г.), другого официального акта, свидетельствующего о его родстве; наконец, и родословная таблица не может быть удостоверена достаточным числом свидетелей, потому что по месту жительства лица о его родстве с наследодателем почти никому неизвестно.

Суд рассматривает представленные доказательства и принимает решение о признании права наследования за теми лицами, которые доказали родство с наследодателем. Им предоставляются и доли тех сонаследников, которые не явились в течение срока или не доказали своих прав на наследство.

(Дела об утверждении в правах наследства рассматриваются в охранительном порядке, а потому и определение суда не мешает другим лицам доказывать свои права на наследство в порядке исковом[10]. – А. Г.)

Но если ни один из наследников не явится или ни один из явившихся не докажет своего права наследования, то имущество отдается под казенный присмотр и ожидается явка наследников в течение 10 лет со времени вызова; так что, если наследник в пределах этого срока явится, то имущество отдается ему, в противном случае – признается выморочным и безвозвратно поступает в казну[11].

По признании права наследования за явившимися наследниками охранительная мера снимается и происходит передача наследства, которая совершается на основании общих правил относительно имуществ движимых и недвижимых[12]. Однако же не всегда наследник может непосредственно осуществить право наследования: известно, что иные имущества не для всякого лица доступны.

Например, по имуществу, состоящему в священных вещах, наследником является лицо нехристианского исповедания: в течение 6 месяцев эти вещи должны быть переданы наследником кому-либо из христиан; в противном случае они поступают в пользу приходской церкви[13].

По осуществлении права наследования оно разлагается на другие права: право собственности, права на чужие действия и т. д. Так что наследник становится не только собственником вещей, принадлежавших наследодателю, но и верителем по его обязательствам, и т. п.

В то же время к наследнику переходят все обязательства, лежавшие на наследодателе, так что наследник обязывается платить и долги умершего; притом он отвечает не одним имуществом, полученным по наследству, но и собственным, так как по осуществлении права наследования лицо признается субъектом обязательственных отношений, уже независимо от основания, по которому сделалось их субъектом[14]. Разумеется, вследствие того во многих случаях для наследника может быть затруднительно вступить в наследство.

Но вообще законодательство не считает нужным отступать от последовательности права. И только наследникам лица торгового звания – по тому соображению, что оно обыкновенно имеет долги на других лицах, само подлежит значительным долговым обязательствам, и часто дела его никому неизвестны, – только этим наследникам предоставляется возможность в течение месяца ознакомиться по книгам наследодателя с положением дел его и потом уже объявить, принимают или не принимают они наследство.

Кроме того, законодательство в пользу наследников лица торгового звания делает еще и другое исключение. По общему правилу, если наследники отрекаются от наследства, то оно оказывается выморочным и поступает в казну; когда наследники лица торгового звания отказываются вступить в наследство, то вызываются кредиторы наследодателя, производится ликвидация его обязательств, и если окажется какой-либо остаток от наследства, наследники за его получением вызываются снова[15].

Как и от всякого другого имущественного права, от права наследования возможно отречение[16]. Но только до осуществления этого права, потому что по его осуществлении оно, собственно, уже прекращается и место занимают те права, которые в совокупности составляют наследство.

В особенности эта невозможность отречения уже по осуществлении права наследования имеет значение в случаях так называемого безмолвного, подразумеваемого принятия наследства, когда законный наследник, не объявив формально судебному месту о принятии наследства, совершает те или другие действия, приличествующие только наследнику, например, принимает платежи по обязательствам наследодателя, уплачивает его долги и т. п. Лицо, совершающее такие действия, впоследствии уже не вправе отказаться от наследства[17].

Отречение от наследства совершается формальным заявлением наследника надлежащему судебному месту о нежелании вступить в наследство. Или это может быть выражено каким-либо другим актом, который не иначе можно объяснить, как отречением лица от права наследования[18].

Вследствие отречения наследника, его доля, вместе с лежащими на ней обязательствами, прирастает к части сонаследников, имеющих совместное право наследования с отрекшимся наследником; или переходит к дальнейшим наследникам, которые до отречения исключались от наследствания; или, наконец, становится имуществом выморочным и поступает в казну.

Однако в действительности такое простое отречение от наследства встречается весьма редко, как и вообще отречение от имущественных прав. Чаще встречается отречение квалифицированное, т. е. не просто, а в пользу определенного лица: сына, брата, сестры и т. д. Но это составляет уже, собственно, не отречение от наследства, а отчуждение его, и большей частью совершается не безмездно, а за какое-либо вознаграждение.

Когда несколько лиц наследуют совместно, то чаще всего бывает так, что суд признает их наследниками без определения каждому сонаследнику той или другой части. Так что все они сообща вступают во владение наследством, становятся общими собственниками, верителями, должниками и управляют доставшимся им наследством, участвуя в выгодах и тяготах его на основании соглашения между собой, которое составляется обыкновенно при определении доли каждого сонаследника.

И это уже дело сонаследников – оставаться ли им впоследствии в общем нераздельном обладании наследством или разделиться между собой[19]. Нередко наследники, по крайней мере некоторое время, не делятся между собой.

В особенности, когда все сонаследники малолетние и состоят под общей опекой, или по крайней мере некоторые малолетние и другие сонаследники ожидают достижения зрелого возраста, чтобы самим принять участие в разделе общего наследства. Но рано или поздно обыкновенно сонаследники или уже их наследники делятся между собой, так что следует сказать еще несколько слов о разделе наследства[20].

Нормально он производится по соглашению сонаследников – полюбовно, как говорится. Но так как может встретиться затруднение при полюбовном производстве раздела – затруднительно согласить различные интересы, выступающие при разделе, то законодательство, кроме полюбовного, устанавливает еще раздел судебный.

Наследники могут просить суд о разделе, но… (суд не сразу к нему приступает, а лишь по прошествии 2-х лет, в течение которых может состояться раздел полюбовный. Если же он не состоится, то производится раздел судебный, причем с виновников раздора взыскивается 6% штрафных в пользу богоугодных заведений, а до окончания раздела наследство берется в опеку[21]. – А. Г.).

Полюбовный раздел происходит по соглашению сонаследников: удовлетворение их интересов и желаний – главная цель при этом разделе и существенное условие для приведения его к окончанию.

Но точно так же и судебный раздел производится по соображениям чисто практическим: определяется доля, причитающаяся каждому сонаследнику, и сообразно тому выделяется каждому наследнику известная часть наследства, оцениваемая по ее доходу… (обыкновенно по 10-летней сложности дохода. – А. Г.).

При этом стараются, чтобы недвижимые имущества, назначаемые каждому сонаследнику, находились в одних местах, чтобы у каждого из них были все необходимые принадлежности недвижимого имущества и т. д.

(Производится судебный раздел мировым судьей или уездным членом окружного суда, либо окружным судом – по роду и цене имуществ; в последнем случае окружной суд поручает одному из своих членов произвести сам раздел[22]. – А. Г.)

Раздел, произведенный наследниками полюбовно, остается всегда в силе. Но если раздел произведен судом и кто-либо из сонаследников считает себя обиженным, он может, в течение года, просить о переделе[23].

О полюбовном разделе составляется акт, называемый раздельной записью. Когда разделу подвергается недвижимое имущество, раздельная запись совершается крепостным порядком, а когда движимое – порядком домашним[24].


[1] Наследство в этом положении от момента открытия до осуществления наследником права наследования обыкновенно называется наследством лежащим (hereditas jacens; liegende Erbschaft): оно как бы не трогается.

[2] Ст. 1226, 1239.

[3] У. г. с., cт. 1402.

[4] Ст. 1238, прим.; Пр. произв., ст. 161; Пр. суд., ст. 2, 29.

[5] У. г. с., cт. 1404.

[6] Ст. 1239. Но если местожительство наследника известно суду, то, кроме того, наследник вызывается еще и чрез полицию (см. также ст. 1240).

[7] Ст. 1241, 1247, 1251.

[8] У. г. с., cт. 1408.

[9] Родственник, таким образом, не доказывает, что у наследодателя ближе его нет родственников, это уже дело других родственников – доказать свое ближайшее родство с наследодателем и ближайшее право на получение наследства.

[10] У. г. с., cт. 215.

[11] Ст. 1164, 1165, 1243, 1246.

[12] Ст. 1296–1299.

[13] Ст. 1188–1190.

[14] Ст. 1258–1263. Если наследников несколько, то все они отвечают по долговым обязательствам наследодателя, соразмерно наследственной доле каждого. Только по обязательствам бессрочным, как мы видели, наследник отвечает в пределах полученного наследства (см. также cт. 1259, прим.).

[15] Ст. 1238, прил. к прим. 1.

[16] Ст. 1255.

[17] Ст. 1259, 1261.

[18] Ст. 1266. Может, конечно, наследник обойтись и без формального заявления об отречении от наследства или другого какого-либо действия, равнозначного такому заявлению.

Например, право наследования со всеми последствиями прекратится для наследника, если он в течение 10 лет не будет его отыскивать. Но тогда право наследования прекратится для наследника не по отречению собственно, а по давности (см. также cт. 1265, п. 2).

[19] Ст. 1313.

[20] Собственно говоря, вопрос о разделе наследства не касается права наследования, во-первых, потому, что он вполне зависит от воли наследников, а не возникает сам собой; во-вторых, и в особенности, потому, что раздел наследства происходит на тех же основаниях, как и всякого другого имущества, составляющего общую собственность нескольких лиц, – на тех же основаниях, с которыми мы познакомились уже в учении о праве собственности.

Хотя положительное законодательство и дает особые правила о разделе наследства, здесь оно или повторяет только определения, изложенные в отделе об общем праве собственности, или дает действительно новые правила, которые по существу относятся к разделу любого общего имущества, независимо от способа, каким возникла общность.

[21] Ст. 1315, 1317.

[22] У. г. с., cт. 1409–1420.

[23] Ст. 10602, 1234, 1235. Но с этим правом просить о переделе не следует смешивать прав, основанных на каких-либо других началах: такие права не прекращаются с истечением года.

[24] Нот. пол., cт. 158, п. 4.

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author