Общества

Что касается обществ и союзов, то они, по правилам 4 марта 1906 г., “могут быть образуемы без испрошения на то разрешения правительственной власти”.

На самом деле, однако, эта отмена концессионного порядка для образования обществ и союзов временными правилами далеко не выдержана.

По правилам 4 марта, следует различать безуставные общества, не пользующиеся в гражданском обороте правами юридического лица, и общества, действующие на основании своего особого устава: только эти последние имеют право приобретать и отчуждать недвижимое имущество, образовывать капиталы, заключать договоры, вступать в обязательства, а равно искать и отвечать на суде.

Лица, желающие образовать общество, обязаны представить письменное о том заявление губернатору или градоначальнику, по установленной законом программе. Однако этот как будто бы явочный порядок не выдерживается в надлежащей мере ни в отношении безуставных обществ, ни в отношении к обществам с особым уставом.

Заявление о желании образовать безуставное общество губернатор или градоначальник, “в случае встреченного им препятствия к образованию общества”, передает на рассмотрение губернского или городского по делам об обществах присутствия (эти специальные учреждения созданы теми же временными правилами 4 марта).

“Если в течение двух недель со времени получения заявления губернатором или градоначальником лицам, подавшим заявление, не будет сообщено определение присутствия об отказе в удовлетворении заявления”, общество может открыть свои действия. Но ведь по существу явочного порядка своевременной подачей заявления должна исчерпываться обязанность устроителей общества пред администрацией.

При явочном порядке общество, без всяких дальнейших справок и оговорок, вправе открыть свои действия, если прошел определенный законом срок со времени подачи заявления. Явочный порядок превращается в концессионный, если “заявление” может встретить “отказ в удовлетворении”.

Проект устава общества, желающего пользоваться правами юридического лица, губернатор или градоначальник вносит в то же присутствие. Присутствие обязано рассмотреть этот проект в течение месячного срока со дня подачи губернатору заявления, при котором представлен проект устава.

Присутствие разрешает так наз. регистрацию (внесение общества в особый реестр) или отказывает в ней. При этом общество может пользоваться правами, указанными в его уставе, лишь со времени внесения его в реестр. Это право присутствия отказать в регистрации соответствует распространению концессионного порядка и на общества, желающие обладать правами юридического лица.

В отношении уже существующих обществ администрация имеет права на приостановку действий общества и на закрытие последнего. Губернатор или градоначальник вправе приостановить действие общества, если деятельность последнего “угрожает общественной безопасности и спокойствию или принимает явно безнравственное направление”.

Вопрос о закрытии общества в этих случаях разрешается, по предложению губернатора или градоначальника, присутствием по делам об обществах. Разногласие между губернатором и присутствием разрешается министром внутренних дел или первым департаментом Сената.

Профессиональные общества

Особыми правилами нормируются, по указу 4 марта, профессиональные общества, имеющие целью “выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда своих членов или поднятие производительности принадлежащих им предприятий”.

Профессиональные общества допускаются для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, но не в земледелии, в домашнем услужении и т. д. Соединяться в профессиональное общество могут при этом только те лица, которые заняты одинаковыми, однородными либо имеющими между собой связь работами или промыслами.

Профессиональные общества могут образовываться не иначе, как с уставом: они обязательно идут на регистрацию. Заявление и устав подаются старшему фабричному инспектору; последний представляет их губернатору или градоначальнику. Дальнейшее направление дела, в общем, то же, что и для обыкновенных обществ, желающих пользоваться правами юридического лица.

Обыкновенные общества, устав которых внесен в реестр, могут образовывать отделения и взаимно объединяться в союзы. Но соединение двух или нескольких профессиональных обществ в союз воспрещается.

Профессиональное общество может, однако, открывать отделения общества для определенных местностей или же для определенных групп своих членов с тем лишь условием, чтобы означенные отделения не имели особого от общества управления.

Общества служащих

Служащие, хотя бы по вольному найму, в правительственных установлениях или на казенных и частных железных дорогах или в телеграфных предприятиях общего пользования могут образовывать в своей среде общества для целей благотворительных или для удовлетворения духовных и материальных своих потребностей, но не иначе, как на основании устава, утверждаемого начальством.

Эти общества служащих не могут в своей деятельности преследовать цели политические или же несовместные с требованиями служебного долга, со служебными отношениями и с существующим порядком и условиями службы. Соединение этих обществ в союзы безусловно воспрещается.

Названным служащим образование общества вне их среды и участие в таких обществах может быт воспрещено, если это будет признано их начальником несоответствующим требованиям службы.

Подводя итоги, мы можем сказать, что временные правила 4 марта 1906 г., в противоположность старому законодательству, с его безусловно отрицательным отношением к “сходбищам”, “скопищам” и “сообществам”, так или иначе признают в России начало свободы собраний и обществ. Но это совершенно новое для нашей административной практики начало еще с великим трудом укладывается в русскую жизнь.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author