Франция. Право собраний

Во Франции начало свободы собраний твердо устанавливается с 1881 года. На устройство публичного собрания, хотя бы и политического, не требуется более испрашивать предварительного разрешения от подлежащей власти: закон 1881 г. ограничивается требованием одного – предварительного заявления об устройстве собрания.

Запрещается, однако, устройство собраний “на публичном пути” – на улицах и на площадях. Вместе с тем всякое собрание должно закрыться не позже 11 часов вечера, если только в данной местности не установлено более позднего часа для закрытия трактиров.

Существенную гарантию для свободы собраний во Франции составляет ограничение полиции в ее праве на роспуск собрания. По закону 1881 г. полиция имеет право закрыть собрание всего лишь в двух случаях: если того потребует бюро, обязательно избираемое собранием для соблюдения порядка и законности, или если в собрании будут произведены насилия. За всякое нарушение закона участники собрания и бюро отвечают в судебном порядке.

Отмена заявки

Закон 28 марта 1907 г. сделал во Франции еще шаг вперед в деле укрепления свободы собраний: этим законом была отменена обязанность устроителей собрания делать о последнем предварительное заявление полиции.

Положим, эта обязанность была не очень трудной. Но все же она ставила устройство собрания в известную зависимость от полиции. К тому же заявление следовало подать за 24 часа до начала собрания, а между тем иногда, особенно в рабочем быту, задержка на целые сутки могла оказаться крайне нежелательной.

Следует, однако, указать, что закон 28 марта был вызван не этими нуждами, но политическими соображениями совсем другого порядка. После отделения церкви от государства в 1905 году, при нежелании католического духовенства подчиниться новым условиям, на вероисповедные собрания были распространены общие правила о публичных собраниях 1881 года.

Обязанность заявлять властям за 24 часа о предстоящем богослужении вызвала еще более глубокое возмущение среди католического духовенства. Оно находило кощунственным заявлять полиции о богослужении хотя бы даже и раз за весь год – и грозило прекратить богослужение во всей Франции.

Правительство не желало пойти на уступки перед духовенством и в то же время искало выхода из создавшегося таким образом неприятного положения. Этот выход был найден в отмене обязанности предварительной заявки для всех вообще собраний.

Право обществ

Свобода обществ укрепляется во Франции лишь с начала нынешнего столетия. Исходным для этого моментом является издание закона 1901 г. о договоре ассоциации – в смысле “соглашения двух или нескольких лиц, по которому они отдают свои познания или свои силы на постоянное служение какой-либо цели, не имеющей в виду извлечения выгод”.

Этим законом право свободного образования обществ, без предварительного разрешения властей, распространяется на всякого рода ассоциации, независимо от числа их членов. Исключение представляют лишь так наз. религиозные конгрегации – по преимуществу иезуитские ордены, враждебные развитию свободной гражданственности.

По общему правилу, для открытия общества не нужно и предварительного заявления. Последнее, а ровно и представление устава, требуется только от тех обществ, которые желают пользоваться правами юридического лица в гражданском обороте (т.е. правом приобретать имущества и заключать сделки от имени общества).

С особого разрешения власти ассоциация может быть признана “общественно полезной”, что еще более расширяет ее гражданскую правоспособность.

В союзы общества могут объединяться беспрепятственно.

Германия

В Германии до самого последнего времени право собраний и обществ нормировалось не общим имперским законодательством, но разнохарактерными законами отдельных частей империи: в то время как в Пруссии, Саксонии и др. собрания и общества подчинялись более или менее суровым правилами,- в Вюртемберге, Бадене, Гессене для них, по местным законам, открывалась весьма широкая свобода.

19 апреля 1908 г. все эти местные узаконения уступили место одному общеимперскому закону о собраниях и обществах.

По названному закону предварительное разрешение требуется только для собраний, устраиваемых под открытым небом. Что касается собраний в закрытых помещениях, то для их устройства нужно заявление за 24 часа, если предмет публичного собрания – обсуждение политических вопросов. Объявление о предстоящем собрании во всеобщее сведение освобождает от обязанности делать это заявление.

В противоречии с либеральным характером этих постановлений находятся правила закона 19 апреля о языке собраний. Эти правила задаются целью способствовать онемечению польских и других инородческих провинций Германии. Прения во всех публичных собраниях должны вестись на немецком языке.

Отсрочка на 20 лет со времени вступления закона в силу дается лишь для тех местностей, где более 60% коренного населения, по данным последней переписи, – не немцы. Еще исключения сделаны для международных конгрессов и для предвыборных собраний.

Для образования обществ предварительного разрешения не требуется, так же как и для устройства собрания. Но политические общества обязаны представить устав и список членов правления.

Запрещение обществам всякого рода вступать в связь между собой было отменено еще в 1899 году.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author