С точки зрения международного права наиболее важное значение имеют те соглашения Римлян с другими народами, которые заключались в началах равенства и взаимности (foedera aequa).
Трактаты этого рода совершались или с вполне независимым народом, дружбой которого интересовался Рим, или с противником, которого он не в силах был окончательно победить и сделать для себя безопасным.
С такими народами Римляне заключали договоры союза, мира, дружбы и гостеприимства, на основании которых подданные той или другой стороны имели в пределах территории союзника известные права, дававшие возможность мирного пребывания и деятельности в дружественной иноземной стране[1]. Но трактаты, по названию равные, далеко не всегда действительно отличались этим характером.
Таковы были заключаемые Римлянами союзные трактаты, которые обыкновенно предписывали обязанности и права только в пользу Римлян без всяких соответственных обязательств с их стороны.
При этом замечательно следующее явление: по мере успехов римского оружия, по мере возрастания силы Рима, число таких неравных договоров (foedera non aequa) увеличивается, и, обратно, все реже и реже встречаются трактаты мира, дружбы и гостеприимства.
Явление это объясняется тем, что все более и более расширявшиеся пределы римского владычества в том же размере сокращали международные отношения Рима; с другой стороны, его сила и могущество постепенно возросли до того, что уже не находили более соперников, которые могли бы с ним бороться.
Поэтому к концу республиканского времени все означенные договоры уступают место римскому закону, который предписывается другим народам и который не допускает ни сделок, ни соглашения: закон один определяет положение, права и обязанности народов, завоеванных римским оружием. Таков результат международной политики республиканского Рима[2].
[1] Marquardt. Römische Staatsverwaltung. Bd. I, S. 24. Такие трактаты установляли международные отношения, известные в древней Греции под названием изополития.
[2] Holtzendorff. Handbuch des Völkerrechts, § 58.