Договоры Римлян – foedera aequa – foedera non aequa. Римский закон.

С точки зрения международного права наиболее важное значение имеют те соглашения Римлян с другими народами, которые заключались в началах равенства и взаимности (foedera aequa).

Трактаты этого рода совершались или с вполне независимым народом, дружбой которого интересовался Рим, или с противником, которого он не в силах был окончательно победить и сделать для себя безопасным.

С такими народами Римляне заключали договоры союза, мира, дружбы и гостеприимства, на основании которых подданные той или другой стороны имели в пределах территории союзника известные права, дававшие возможность мирного пребывания и деятельности в дружественной иноземной стране[1]. Но трактаты, по названию равные, далеко не всегда действительно отличались этим характером.

Таковы были заключаемые Римлянами союзные трактаты, которые обыкновенно предписывали обязанности и права только в пользу Римлян без всяких соответственных обязательств с их стороны.

При этом замечательно следующее явление: по мере успехов римского оружия, по мере возрастания силы Рима, число таких неравных договоров (foedera non aequa) увеличивается, и, обратно, все реже и реже встречаются трактаты мира, дружбы и гостеприимства.

Явление это объясняется тем, что все более и более расширявшиеся пределы римского владычества в том же размере сокращали международные отношения Рима; с другой стороны, его сила и могущество постепенно возросли до того, что уже не находили более соперников, которые могли бы с ним бороться.

Поэтому к концу республиканского времени все означенные договоры уступают место римскому закону, который предписывается другим народам и который не допускает ни сделок, ни соглашения: закон один определяет положение, права и обязанности народов, завоеванных римским оружием. Таков результат международной политики республиканского Рима[2].


[1] Marquardt. Römische Staatsverwaltung. Bd. I, S. 24. Такие трактаты установляли международные отношения, известные в древней Греции под названием изополития.

[2] Holtzendorff. Handbuch des Völkerrechts, § 58.

You May Also Like

More From Author

Возможность кодификации международного права. Опыты кодификации. Бентам. Каченовский. Народо. Домин-Петрушевич. Либер. Блюнчли. Додлей-Фильд. Возражения. Задача кодификации. Полезность и необходимость. Исполнение задачи. Институт международного права в Генуе. Его кодификационные труды.

Сознание государств о необходимости международного правового порядка есть основание международного права. Внешнее выражение этого сознания. I. Международные обычаи, их практическое и юридическое значение, процесс образования. II. Международные договоры. Разделение их. Примеры. Обязательность. III. Дипломатические переговоры и акты. IV. Национальные законы и правительственные распоряжения. V. Судебная практика. Призовые суды. Сборники их решений. Смешанные международные суды в Египте. VI. История и наука международного права.