Конец XV века представляет перелом в области русской мыслительности, направленной главным образом на религиозные предметы: с одной стороны, здесь являются начала тех споров и толков об обрядах и букве, которые, развившись впоследствии, произвели явление громадной важности – раскол старообрядчества со всеми его видоизменениями; с другой – в это время ярко выказываются признаки религиозного свободомыслия, стремившегося к отпадению от основных догматов православия.
В истории того и другого направления играл важнейшую роль новгородский архиепископ Геннадий, человек стойкого характера и с замечательным образованием по своему времени. К сожалению, многое в жизни и деятельности этого человека нам остается неизвестным. Мы не знаем ни места его рождения, ни его юности.
Осталось только известие, что фамильное его прозвище было Гонозов или Гонзов, и что, вступивши в монашество, он был учеником преподобного Савватия Соловецкого, а потом возведен в сан архимандрита Чудовского монастыря в Кремле. В это время он явился участником в споре митрополита Геронтия с великим князем.
До сих пор, как мы видели, высшая духовная власть шла рука об руку с высшею мирскою властью и содействовала возвышению и усилению последней. При Иване Васильевиче мирская власть достигла своей полной силы. Теперь она уже не нуждалась в опеке со стороны духовной власти в такой степени, как это было прежде.
Теперь мирская власть могла не только показать пред духовною властью свою самостоятельность, но и покуситься на господство над нею, когда представится случай. Такая попытка ощутительна в споре между митрополитом Геронтием и Иваном Васильевичем.
Геронтий был, как видно, человек, чувствовавший вековую силу своего первосвятительского сана, но Иван Васильевич как мирской государь также не расположен был уступать своего права. Прежде всего у них произошло столкновение в 1478 году по поводу Кирилло-Белозерского монастыря.
Новопоставленный игумен этого монастыря Нифонт с некоторыми из монастырской братии тяготился зависимостью от ростовского архиепископа Вассиана и просил своего удельного князя Михаила верейского взять монастырь в свое непосредственное ведение. Митрополит Геронтий по просьбе верейского князя изъявил на это свое согласие и выразил его в своей грамоте.
Но в монастыре были другие старцы, которые вовсе того не хотели и были расположены к ростовскому епископу. Последний обратился к великому князю. Иван Васильевич принял сторону Вассиана. Митрополит сначала попытался ослушаться великого князя, но Иван приказал своему подручнику Михаилу верейскому отдать ему данную митрополитом грамоту и грозил созвать собор духовных[1] для решения дела между митрополитом и епископом.
Митрополит испугался, не допустил до созвания собора и уступил во всем великому князю. Иван Васильевич, однако, не простил митрополиту попытки к ослушанию своей воле и в следующем 1479 году нашел повод придраться к нему. Было освящение Успенской соборной церкви. Митрополит ходил вокруг церкви против солнца, от запада к востоку.
Тогда великий князь по чьему-то наущению заявил, что следует ходить крестным ходом от востока к западу, как тогда называлось “посолонь” (т.е. по солнцу). Таким образом, был брошен вопрос, который сильно занял духовенство и некоторых мирян. Книжники принялись отыскивать правду по книгам. В это время великий князь призвал участвовать в возникшем споре архимандрита Геннадия, который, как видно, и тогда был уже известен своею ученостью.
Ответ, данный им вместе с ростовским епископом Вассианом, хотя как будто и склонялся на сторону митрополита, но был до крайности темен и уклончив[2]. Видно было, что Геннадий не хотел раздражать ни ту, ни другую из споривших сторон; быть может, он рассчитывал, что вопрос этот сам собою забудется. Действительно, в продолжение трех лет спор не возобновлялся, но в 1482 году великий князь опять поднял его и требовал, чтобы вперед при освящении церквей митрополит ходил “посолонь”.
Митрополит упорствовал. Великий князь, желая поставить на своем, не давал ему освящать новопостроенных храмов. Тогда Геронтий оставил в Успенском соборе свой посох, забравши, однако, с собой ризницу[3], и уехал в Симонов монастырь, думая наказать великого князя тем, что церковь останется без главного правителя. Геронтий говорил, что не вернется на свою кафедру до тех пор, пока сам князь не станет бить ему челом.
Все иноки, священники и книжники миряне стояли за митрополита; только двое духовных были против всех за великого князя: ростовский владыка князь Иоасаф (преемник Вассиана) и наш Геннадий. Видно, они рассчитывали, что если сторона митрополита и возьмет верх, то все-таки они найдут себе сильного покровителя в великом князе на будущее время.
Иван Васильевич умел всегда уступать вовремя и на этот раз сообразил, что невозможно идти против всего тогдашнего книжного мира. Сперва послал он своего сына просить митрополита возвратиться. Митрополит отказал. Тогда Иван принужден был сам ехать к митрополиту, просил его вернуться и представлял ему совершать крестные ходы по своей воле.
Состязание между духовной и светской властями окончилось, таким образом, к торжеству первой. Митрополит, однако, озлобился на Геннадия за то, что последний осмелился заявить себя против него; митрополит искал случая отомстить ему, архимандриту, и нашел предлог в том, что Геннадий в канун Богоявления, случившийся в воскресный день, дозволил своей братии пить богоявленскую воду после трапезы. Митрополит приказал представить Геннадия к себе.
Геннадий, опасаясь гнева митрополита, бежал к великому князю. Митрополит сам отправился к великому князю, требовал выдачи архимандрита. Великий князь и на этот раз уступил митрополиту. Геронтий поступил с Геннадием со всею жестокостью, обычною в то время: чудовского архимандрита заковали и посадили в ледник под палатою. Великий князь заступился за Геннадия настолько, что просил пощадить его и не делать с ним ничего хуже, и митрополит отпустил заключенного, удовольствовавшись тем, что стало так, как он хотел.
С 1485 года открылась новая, более широкая область деятельности для Геннадия. Он получил сан новгородского владыки. Еще в 1482 году, после низложения Феофила, Иван Васильевич хотел поместить на эту кафедру Геннадия, вероятно, полюбивши его за то, что в споре великого князя с митрополитом чудовский архимандрит, вразрез со своим духовенством, сам-друг стоял за мнение великого князя.
Но Иван Васильевич действовал и в этом вопросе с обычною постепенностью, не разрушая сразу старых форм, хотя уже решил в своем уме изменить или уничтожить эти формы со временем. В старину новгородские владыки выбирались из трех кандидатов по жребию. Иван Васильевич не доверял более архиепископского сана в Новгороде природному новгородцу и положил посылать туда москвичей, но соблюдал на первый раз форму, обычную издавна при выборе новгородских владык.
Имена трех лиц, из которых один должен был получить сан архиепископа, были положены в церкви на престоле; в числе их было имя чудовского архимандрита. Жребий пал не на него. Владыкою новгородским сделался троицкий монах Сергий (бывший прежде протопопом), но через несколько месяцев сошел с ума. После него Геннадий был уже без выбора назначен владыкою 12 декабря 1484 года. С этих пор о жребии при поступлении новгородских владык уже не говорится в летописях.
В своей епархии Геннадий встретил церковные толки, подобные тем, какие были в Москве. Здесь умы книжников заняты были спором об аллилуйе. Во Пскове был поднят вопрос (как говорят, игуменом Евфросином), следует ли на всенощной петь: “Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, Боже!”, или “Аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, Боже!” Принимавшие первый способ “трегубили” аллилуйю, а принимавшие второй – “сугубили” ее.
Сугубившие опирались на том, будто аллилуйя в переводе значит “слава тебе, Боже!” (между тем аллилуйя, как известно, означает: хвалите Господа) и укоряли своих противников, что они, произнося аллилуйю вместо трех раз четыре раза, четверят Троицу и, таким образом, впадают в ересь. Ожесточение между партиями дошло до того, что трегубившие, составлявшие большинство, запрещали на рынке продавать съестные припасы сугубившим.
Книжники, или так называемые философы, державшиеся трегубия, толковали, что их противники заимствовали от латин свое сугубие. Спор этот из Пскова перешел в Новгород. Геннадий принял в нем участие и поручил переводчику Димитрию Герасимову, ездившему за границу, исследовать: действительно ли в западной церкви двоят аллилуйю?
Но Герасимов привез ему в ответ, что по воззрению западной церкви все равно, что двоить, что троить аллилуйю. Спор этим, конечно, не порешился: сугубившие, с своей стороны, обвиняли трегубивших не только в латинстве, но в жидовстве и даже в язычестве. Вопрос об аллилуйе перешел в грядущие столетия и соединился со многими другими вопросами, составившими в свое время сущность старообрядческого раскола.
В православной церкви во все времена господствовали обширная обрядность, сложная символика, поклонение священным предметам и монашеский взгляд на богоугодную нравственность. При невежестве народа это, естественно, давало русской религиозности характер перевеса формы над содержанием, выражения – над мыслью.
Все это перешло к нам с византийскою литературою, но принесло у нас своеобразные плоды: такие явления, как споры о “хождении посолонь” или об “аллилуйи”, исключительно принадлежат русской жизни. Но с тою же византийскою литературою заходили к нам взгляды совершенно противоположные: их можно проследить в разных переводных и подражательных сочинениях, доступных в свое время только немногим по причине малограмотности.
Взгляды эти клонились обратно к перевесу содержания над формою, ставили внутреннее благочестие выше внешнего, христианскую нравственность выше многомоления и поста и обличали бесплодность обряда самого по себе неосмысленного. В то время, когда монашествующая набожность боялась дьявола, находились люди, писавшие: “Все в человеке, как доброе, так и злое – от самого человека; а дьявол не может отвлечь человека от добра и привлечь на зло”.
Тогда как большинство проповедывало, что для спасения души нужно беспрестанно читать молитвы, удручать плоть постом, подвергать себя добровольной нищете и лишениям, раздавались такие смелые речи: “Ты думаешь, что молишься Богу, а на самом деле молишься воздуху; Бог внимает уму, а не словам. Ты думаешь найти себе спасение в том, что не ешь мяса, не моешься и лежишь на голой земле, но ведь и скот не ест мяса и лежит на голой земле без постели”…
Или: “Какой успех человеку морить себя голодом и не делать добрых дел? Угоднее Богу кормить голодного, чем иссушать свою собственную плоть, оказывать помощь вдовицам, нежели изнурять свои члены, избавлять от томления бедняков, чем томиться самому… Старайся лучше внутренний пост хранить, чем воздерживаться от яств по внешнему образу. Как тело без духа мертво, так и внешнее подвижничество без внутреннего хранения и соблюдения. Лучше съесть кусок сухого мяса, запрещаемого святыми отцами, чем из тщеславия, воздерживаясь от мяса, искать другого рода вкусной пищи”…
В то время, когда большинство нравоучителей говорило, что для умилостивления Бога и отпущения грехов надобно строить церкви и давать вклады в монастыри, встречались в книгах суждения о том, что “кто даст село монастырю, тот устраивает пагубу душе своей”; или что “нет пользы созидать неправдою и украшать церкви, и Богу неприятны богатства, жертвуемые в церковь, если они приобретены порабощением сирот и насилием убогих”; что церкви украшать никому не запрещено, но надобно помнить прежде всего, что за утеснение убогих обещана огненная мука.
Подрывалась мысль, что монашеский образ жизни особенно угоден Богу: “Если бы иноческое жительство действительно было угодно Богу, то сам Христос и божественные апостолы носили бы иноческий образ, но мы видим и Христа и апостолов его в мирском, а не в иноческом образе”.
Даже против раздачи милостыни нищим встречаются резкие обличения: “Ты, богач, даешь милостыню убогим, но посмотри, вон рабы твои, которые пасут твоих волов, потравили ниву твоих бедных соседей; ты мучишь злым томлением и неправедными наказаниями работающих тебе; о, безумный, лучше тебе миловать домочадцев твоих, не творить им насилия и томления, чтобы они не ходили печальные, чем рассыпать милостыню, собранную несправедливым томлением других”.
Тогда как духовные проповедовали слепую веру к священным книгам, появлялись намеки, которые зароняли подозрение в справедливости того, что вошло целою массою в церковную письменность: “О том не ведают и не догадываются, что многие книжники иноки выписывают места из божественных книг и из жития святых и вместо них вписывают то, что считают для себя лучшим и полезным и уверяют других, что это подлинное писание святых”.
Вопреки общему верованию о силе молитв и заступлении святых перед Богом встречались такие умствования: “Если человек сам не делает добра, то святые, хотя бы молились за него, не сделают ему пользы: сбудется только пословица: один строит, другой разоряет”.
Все это не заключало в себе в сущности ничего неправо-славного, но все это показывает, что в самой благочестивой письменности были семена противодействия тому строю понятий о благочестии, который был усвоен веками и принят большинством; злоупотребления в духовенстве всегда могли обращать эти семена в противодействие самой церкви. Так и сделалось.
Нигде это противодействие не могло так легко прорваться, как во Пскове. Псковичи тяготились зависимостью от новгородского владыки по церковному управлению и суду, а между тем отсутствие епархиального начальника давно уже лишало во Пскове область благочестия правильного надзора. Во Пскове свободнее чем где-нибудь могло воспитаться противодействие против существующего церковного порядка, были постоянные причины к этому.
С одной стороны, духовенство роптало на вмешательства веча в церковные дела, с другой – новгородский владыка и его софийский двор подавали постоянный повод к жалобам как на свою бездейственность в деле управления и суда, так и на свою жадность в собирании пошлин. Псковская земля в церковном отношении казалась какою-то оброчною статьею новгородского владыки. Духовные, посвящаясь в сан и получая места, платили пошлины.
Нередко добрые отношения к чиновникам владыки, пошлины и подарки пролагали путь к священническому сану удобнее, чем личные достоинства ищущего этого сана. Могло всегда случиться, что бедный человек, достойный быть священником по своим качествам и способностям, не получал места потому только, что не мог заплатить, тогда как другой, имевший состояние, покупал священный сан. Нападки на эти пошлины, упреки, делаемые духовному управлению в том, что оно посвящает священнослужителей за деньги, положили начало ереси, известной под названием “стригольников”.
Нам неизвестно ни точное время явления этой ереси, ни обстоятельства, служившие ближайшим поводом к ее возникновению. Знаем только, что около 1374 года из Пскова в Новгород бежали от преследования трое главных проповедников этой ереси: один из них неизвестен по имени, другой был диакон Никита, третий – мирянин по имени Карп. В сочинении конца XV века, в “Просветителе” Иосифа Волоцкого, Карп назван художеством “стригольник”[4].
Что такое “стригольник”, мы не знаем, но ересь эта получила кличку стригольников. Трое проповедников нашли себе в Новгороде последователей, но вскоре возмутили против себя народ и были сброшены с моста в Волхов в 1375 году. Посеянное ими семя ереси, однако, не пропало бесследно. В продолжение XV века еретики не раз подвергались преследованию во Пскове и Новгороде; их умерщвляли, запирали в тюрьмы; другие из них разбегались и разносили с собою свои еретические мнения.
Достойно замечания, что православные до того озлобились против них, что митрополит Фотий в 1427 году хотя и повелевает не есть и не пить с еретиками, но сдерживает фанатизм псковичей и порицает их за то, что они казнили смертью стригольников. Как всегда бывает, гонимая секта укреплялась и распространялась от гонений. В Новгороде в последних годах XV века Геннадий, несмотря на громадное выселение прежних жителей и прилив новых, указывал, что между чернецами есть стригольники.
Ересь стригольников своею исходною точкою имела порицание обычая платить пошлины при посвящении, а затем еретики нападали на жадность и корыстолюбие духовенства, употребляя такие выражения, какие до сих пор можно слышать в народе: “Попы пьяницы, дерут с живого, с мертвого!”
Стригольники начали учить, что таинства, совершенные недостойными священниками, недействительны, а затем дошли до того, что признали все существующее и прежнее духовенство не имевшим дара Духа Святого, отвергали Вселенские соборы, дозволяли вместо священников учить и проповедовать каждому, вооружались против монастырей, против вкладов по душам, поминок и вообще против того, что на благочестивом языке называлось “строить душу”.
Они, как видно, как-то по-своему толковали таинство причащения, а вместо исповеди перед священником вводили свой обряд покаяния припадением к земле. Отвергая церковные постановления, сами стригольники, однако, уважали произвольный пост, отличались суровым воздержанием и книжностью.
Ересь стригольников, распространяясь, разветвилась и разбилась на многие толки, так что в XV веке люди различных умений назывались общим именем “стригольников”. Одни, например, не расходились совершенно с церковью, а только вольнодумствовали над ее постановлениями, и таких-то стригольников разумел митрополит Фотий, предписывая духовным не брать от них приношений; конечно, здесь идет речь не об отпадших от церкви совершенно, так как подобные люди не приносили бы уже ничего в церковь.
Другие, соблазняясь способом поставления духовных лиц, разошлись с существующею в их время Церковью, но не отвергали необходимости православной церкви и готовы были присоединиться к существующей, если бы в ней не было того, что им казалось злоупотреблением.
Третьи отвергали монашество; говорили, что иноки выдумали “себе сами житие, отступили тем самым от евангельских и апостольских преданий и что ангел, который, как гласит монашеское предание, дал Пахомию иноческий образ[5] – схиму, был не ангел, а бес и потому-то явился не в светлом, а в черном виде. Четвертые, оторвавшись от церкви, учреждали свое собственное богослужение.
Пятые, не признавая ни соборов, ни церковных уставов и преданий, опирались на одном только св. писании, как делали впоследствии протестанты. Шестые доходили до чистого деизма[6], отвергали уже евангельские и апостольские писания и поклонялись одному Отцу, Богу небесному. Наконец, уже самые крайние отрицали воскресение мертвых и будущую жизнь. Были еще и такие, которых учение Иосиф Волоцкий называет “массалианскою ересью”[7]; из этого видно, что были такие, которые признавали творение мира делом злого духа[8].
Такое брожение умов господствовало в XV веке на русском севере, когда перед падением независимости Новгорода занесена была туда ересь рационалистического жидовства. В 1470 году вместе с князем Михаилом Олельковичем прибыл в Новгород из Киева ученый иудей Схария.
В Новгороде в то время были во всеобщем ходу религиозные толки: люди всякого сословия – и мужчины, и женщины сходились не только в домах, но и на торжищах, говорили о духовных предметах и часто с желанием критиковать существующее в церкви предание и постановление. Во всеобщем хаосе споров и толков удобно было и ученому иудею пустить в ход еще одно еретическое учение, имевшее целью распространение основ иудейской веры.
Он сперва совратил одного попа по имени Денис; потом последний привлек к нему другого попа по имени Алексий, имевшего приход на Михайловской улице. Это были люди мыслящие и начитанные по тогдашнему времени. Они приняли иудейство. Семейства этих священников последовали их примеру. Увидевши, что пропаганда может идти успешно, Схария пригласил в Новгород еще двух иудеев – Шмойла Скарявого и Моисея Хапуша.
Вслед за Денисом и Алексием обратились к новой ереси зять Алексия Иван Максимов, отец его поп Максим, зять Дениса, Васька Сухой, софийский протопоп Гавриил и еще много других лиц духовных и светских. Новообращенные хотели было обрезаться, но их иудейские учителя велели держать иудейство в тайне, а явно прикидываться христианами.
Сделавши свое дело, иудеи исчезли бесследно: вероятно, они уехали из Новгорода. Когда Иван III был в Новгороде, то взял попов Дениса и Алексия к себе в Москву; как книжные люди, они вскоре заняли видные места: Алексий сделан протопопом Успенского собора, а Денис – Архангельского. Никто не мог подозревать в них и тени какого бы то ни было неправоверия.
Учение, проповеданное иудеями, имело чисто еврейские основания. Они учили отвергать св. Троицу, божество Иисуса Христаи все церковные постановления. Неизвестно только, передавали ли они новообращенным Талмуд и принадлежали ли сами к верующим в Талмуд, но зато учили астрологии и каббалистическим гаданиям. Этим, вероятно, они в особенности и привлекали к себе.
Но по отшествии иудеев учение их в Русской земле не могло сохраниться во всей своей старозаветной чистоте. Русские последователи смешали его с разными вольнодумными толками, и отсюда-то произошло явление, приводившее в недоумение многих ученых.
Иосиф, игумен волоколамский, оставивший нам описание жидовствующей ереси, употребляет против нее такие обличения, которые, скорее, показывают заблуждения, несообразные с чистым иудейством, и заставляют предполагать или оттенки христианской секты, или чистый материализм.
Таким образом, он обличает между ними таких, которые, опираясь на пример Иисуса Христа и апостолов, отвергали в принципе монашество и думали подкрепить свои мнения теми же текстами из апостола Павла (напр., поел, к Тимоф. IV, 1 – 3), которыми в XVI веке обыкновенно западные протестанты доказывали несообразность учреждения монашества с духом христианского учения.
Для последователей иудейства не нужно было ссылаться на Павла, так как он им ни в каком отношении не мог быть авторитетом. Ясно, что Иосиф Волоцкий, ратуя против жидовствующих, поражал вместе с ними и другие существовавшие в его время еретические мнения.
Согласно с этим и Геннадий жаловался, что в Новгороде, кроме “мудрствующих по-жидовски”, есть еретики, держащие ереси маркианскую (отвергающую Троицу), массалианскую, саддукейскую (отвергающую будущую жизнь) и др. Для ревнителя православия все эти ереси равным образом были ненавистны и достойны истребления.
Ознакомившись со своею епархиею и заметивши, что в ней гнездятся ереси, Геннадий деятельно принялся их отыскивать. Не легко ему это было. Еретики вели себя хитро и распространяли свои лжеучения, пользуясь благоприятными обстоятельствами, а перед людьми, твердыми в православии, казались сами не только православными, но и свирепыми врагами ересей и щедро рассыпали на них проклятия: клясться и уверять в своем православии у них не считалось грехом.
Зато при всяком случае они совращали слабого и потакали разным порокам, чтобы привлекать к себе. Главною целью их было проводить на священнические места своих единомышленников, и это удавалось им. Не только в городах, но и в селах на священнослужительских местах были заклятые еретики, и они завлекали мирян, несведущих в делах веры, прельщали их ласковым обращением и делали им всякого рода послабления, чтобы привлечь к себе.
Согрешит ли кто и придет каяться – такой поп прощает грешника, не стращает его вечными муками; напротив, иной успокаивал встревоженную совесть кающегося тем, что на том свете ничего не будет. Еретики выказывали себя глубокими книжниками и мудрецами. Они хвалились, что у них есть такие священные книги, которые, при всеобщем невежестве, были незнакомы большинству: им легко было приводить из них места и давать произвольные толкования.
Понятно, что с такими врагами предстояла трудная борьба, и не ранее как в 1487 году Геннадию удалось попасть на явный след. Случилось, что еретики в пьяном виде стали болтать и упрекать друг друга. Дали знать об этом Геннадию; тот известил митрополита Геронтия и приступил к обыску.
Один из попавшихся, поп Наум, открыл Геннадию все и принес ему псалмы, которые пели еретики в своих тайных собраниях по иудейскому способу. Геннадий отдал подозреваемых на поруки до окончания следствия и прислал митрополиту и великому князю свой первый обыск.
Он извещал, что трое еретиков – попы Григорий и Герасим и дьяк Самсон обличаются по показаниям духовных и светских лиц в том, что хвалили жидовскую веру, хулили Сына Божия и Пречистую Богородицу и всю православную веру и ругались над иконами, а против четвертого, дьяка Гриди, находится одно только свидетельство попа Наума. Между тем четверо из отданных на поруки бежали в Москву.
Геннадий еще не подозревал, что в самой Москве ересь уже пустила корни. Денис и Алексий совратили в Москве любимца великокняжеского, дьяка Федора Курицына, архимандрита Симоновского монастыря Зосиму, крестовых дьяков Истому и Сверчка и других лиц.
Эти лица действовали на великого князя и на митрополита, вероятно, представляли им, что Геннадий преувеличивает дело, и новгородский архиепископ долго не получал из Москвы никакого ответа. Геннадий стал усиленно добиваться от великого князя и митрополита приказания преследовать еретиков. Геннадий хлопотал через епископов, находившихся в Москве.
Он писал сначала к сарскому (сарайскому) епископу (носившему этот титул и жившему постоянно в Москве на Крутицах), а потом к епископам суздальскому и пермскому; указывал, что в Москве послабляют еретикам, а между тем в Новгороде они становятся отважнее и ругаются над святынею: привязывают к воронам и воронам деревянные и медные крестики: “Вороны и вороны садятся на стерво и на кал и крестом по нем волочат”.
Настойчивость Геннадия привела наконец к тому, что великий князь приказал созвать собор, и на соборе постановили троих обвиненных предать торговой казни в Москве, а потом послать к Геннадию на покаяние; если же они не покаятся, то отослать их к наместникам великого князя в Новгород для “градской” казни.
Кроме того, Геннадию поручалось делать дальнейший обыск и тех, которые окажутся виновными, предавать наместникам для “градской” казни. Такому же обыску подлежал и дьяк Гридя. Соображаясь с этим решением собора, Геннадий продолжал обыск (следствие) и хватал подозрительных. Те, которые приносили покаяние и сами на себя писали признание, подвергаемы были церковной эпитимии.
Геннадий оставил их на свободе, запретивши им только ходить в церковь, а нераскаявшихся и продолжавших хвалить жидовскую веру отсылал к наместникам для предания их торговой казни. Но все те, которые принесли пред ним притворное покаяние, бежали потом в Москву и там не только жили на свободе, но и распространяли ересь.
Духовные лица, которых Геннадий уже считал несомненно еретиками, совершали в Москве богослужение; поп Денис, взятый Иваном в Москву вместе с Алексием, дошел до крайней дерзости, и если верить известию, сообщаемому Геннадием, во время богослужения плясал за престолом и ругался над крестом.
Сильно возмущала Геннадия безнаказанность еретиков, да и последние более всего ненавидели новгородского владыку. Но особенным врагом Геннадия был чернец Захар. Был он прежде в Новгородской земле в монастыре, называемом Немчинов. Однажды явились к Геннадию чернецы этого монастыря и донесли ему, что чернец Захар сманил их к себе в монастырь от князя Феодора Вельского, у которого они служили в детях боярских, и вот уже три года не допускает их до святого причащения, да и сам не причащается.
Геннадий призвал к себе Захара и спрашивал, точно ли правда то, что говорят чернецы. “Грешен есмь, владыка”, – сказал Захар. Геннадий стал его укорять и наставлять, а Захар сказал: “Да у кого причащаться-то? Ведь все попы, и владыки, и митрополиты по мзде поставлены!”. “Как! И митрополит?” – спросил Геннадий.
Захар отвечал: “Прежде митрополиты ходили в Цареград к патриарху за посвящением и патриарху деньги давали, а теперь митрополиты дают боярам тайно посулы; и владыки митрополиту дают деньги”. Геннадий за такие отзывы признал Захара стригольником и сослал его в пустынь на Горнечно, но вскоре после того он получил от великого князя грамоту о том, чтобы наказать Захара и отпустить его в монастырь.
Геннадий опять призвал Захара и взял с него запись в том, что он вперед будет причащаться св. Таин и изберет себе духовного отца. Захар, давши такую запись, ушел в Москву и не только остался там цел и невредим, но водился с знатными людьми и был в состоянии вредить самому Геннадию.
Он обвинял его самого в ереси и рассылал в Новгород и в другие места письма, в которых старался всякими способами очернить новгородского владыку. Этот Захар был, вероятно, человек знатного происхождения и с большими связями, а Немчинов монастырь, в котором он жил, был его собственностью, и этим объясняется, почему он, не будучи сам в священническом сане, начальствовал над монахами.
В 1489 году скончался митрополит Геронтий, человек несомненно православный по своим убеждениям, но дававший потачку еретикам: быть может, ненавидя Геннадия, он неохотно принимался за дело, поднятое последним, и не доверял справедливости всего, что выставлял новгородский владыка.
Еретики до того взяли верх при дворе Ивана Васильевича, что своим ходатайством могли доставить митрополичью кафедру такому лицу, какое им было нужно. Протопоп Алексий, взятый Иваном Васильевичем из Новгорода в Москву, скончался. Незадолго до своей смерти он указывал на архимандрита Симоновского монастыря Зосиму как на самого достойного быть преемником Геронтия.
Великий князь очень любил Алексия и поддался его внушениям. В сентябре 1490 года состоялся выбор: духовные власти избирали митрополитом Зосиму, зная, что этого хочет “державный”, как они величали великого князя. Геннадия не пригласили на собор; он хотел ехать, но великий князь приказал ему оставаться на месте.
От него потребовали только письменного согласия, так называемой “повальной” грамоты. Геннадий не противился выбору Зосимы, потому что еще не имел ничего сказать против него, но сильно оскорбился тем, что его не пустили лично присутствовать на выборе.
Как только Зосима уселся на митрополичьем столе, тотчас потребовал от Геннадия исповедания веры. Это значило, что Геннадия подозревают в неправоверии. Геннадий ясно видел, что к нему придираются, что враги составляют против него козни: враги эти – еретики, и главным из них считал он Захара, и новгородский владыка усилил против них свою ревность.
Геннадий не послал Зосиме исповедания, объяснивши, что он уже дал его по обычаю при своем поставлении в архиерейский сан, а с своей стороны настоятельно требовал приняться немедленно за строжайший обыск над еретиками и казнить их без милосердия.
Геннадий напоминал митрополиту, что он обязан настаивать перед великим князем на преследовании еретиков: “Если великий князь того не обыщет и не казнит этих людей, то как нам тогда свести срам с земли своей! Вон фряги какую крепость держат по своей вере; сказывал мне цезарский посол про шпанского короля, как он свою землю-то очистил!”
Геннадий указывал на государева дьяка и любимца Федора Курицына как на корень всего зла: “От него вся беда стала; он отъявленный еретик и заступник еретиков перед государем”. Геннадий этим не ограничивался; он смело обличал распоряжения самого великого князя, касающиеся церкви.
По поводу перестроек в Москве были разобраны ветхие церкви и перенесены на другие места; кости мертвых свезены были на Дорогомилово, а на месте церковной ограды, служившей для погребения, разведен был сад. Этот поступок Геннадий называл “бедою земскою” и “нечестью государскою” и сообщал свои рассуждения, очень любопытные как образчик умствований того времени.
“Кости мертвых, – писал Геннадий, – вынесены, а тела остались на прежнем месте, рассыпавшись в прах; и на них сад посажен; а Моисей во Второзаконии[9] не велел садить садов и деревьев подле требника Господа Бога. Гробокопателям какова казнь писана: а ведь это оттого, что будет воскресенье мертвых; не велено мертвых с места двигать, опричь тех великих святых, коих Бог чудесами прославил. Где столько лет стояли Божьи церкви, где стоял престол и жертвенник, – эти места не огорожены: собаки ходят по ним и всякий скот!..”
Зосима требовал от Геннадия согласия на поставление коломенского владыки, но не сообщал ему имени того, кто будет этим владыкою. Геннадий догадывался, что могут на это место посадить такое лицо, которое станет мирволить еретикам, и наотрез сказал: “Не управивши дела еретического, – писал он, – нельзя ставить владыку; не из иной земли добывать нам человека на владычество, а тутошним нашим нужно обыск учинить, и тем, что с еретиками служили или с ними были в общении, назначить разные эпитимии, кому отлучение, а кому до конца извержение”.
Настойчивые требования Геннадия, обращаемые к митрополиту, могли остаться без внимания, так как и прежде того Геннадий не раз уже писал в Москву, присылал разные доносы и улики на еретиков, а им в Москве не давали ходу: очевидно, люди, принадлежавшие к ереси и приближенные к государю, представляли Геннадия вздорным, беспокойным человеком.
Но Геннадий, защищая православие, защищал разом и самого себя от подкопа, который вели против него враги. Вслед за письмом к митрополиту разразился он посланием, обращенным к русским архиереям: ростовскому, суздальскому, тверскому и пермскому. Он убеждал их всех не соглашаться на поставление коломенского владыки, требовать немедленного созвания собора и суда над еретиками, и притом суда самого строгого.
По мнению Геннадия, современных ему еретиков следовало наказывать строже, чем наказывали проклятием прежних еретиков на соборах. “От явного еретика человек бережется, – писал он, – а от сих еретиков как уберечься, если они зовутся христианами. Человеку разумному они не объявятся, а глупого как раз съедят”. Геннадий давал своим товарищам владыкам совет ни под каким видом не допускать на предстоящем соборе прений о вере.
“Люди у нас просты, – писал он, – не умеют по обычным книгам говорить, так лучше о вере никаких речей не плодить, только для того и собор учинить, чтобы еретиков казнить, жечь и вешать. Они, еретики, взяли у меня было покаяние и эпитимию, а потом убежали: надобно их пытать накрепко, чтоб дознаться, кого они прельстили, чтобы искоренить их совсем и отрасли их не оставить”.
Уликами для еретиков должны были служить показания, отобранные Геннадием под пыткою у тех, которых прежде выслали к нему из Москвы. Уже он посылал эти показания в Москву, но им не верили, говорили, что они вынуждены были муками; и на это недоверие горько жаловался Геннадий архиереям.
“При допросе, – писал он, – был я, святитель, двое бояр великого князя, да мой боярин, да опричь того несколько детей боярских, да игумены и священники, и все-таки тому не верят, да еще и на меня со лжою. Говорят, что я Самсонка мучил; не я его мучил, а сын боярский великого князя. Мои сторожи только стояли, чтобы кто-нибудь посула не взял. Самсонко объявил, как он бывал у Федора Курицына, как приходили к нему Алексий протопоп, да Истома, да Сверчок, да Ивашка Черный, что книги пишет, и ругались над православием. Как бы тот смерд Самсонко знал, что у Курицына делается, если бы к Курицыну не ходил? Вот он знает, что у Курицына живет венгерец Мартынка, что из Угорской земли с ним приехал: почем бы Самсонко знал это, если бы не был вхож в дом к Курицыну?” Геннадий убеждал архиереев стараться, чтобы великий князь непременно послал за новгородским архиепископом, и убеждал их без него не начинать никакого дела.
В показаниях Самсонка и других были признания в том, что еретики изрекали хулу на Христа, Пречистую Богородицу и всех святых, ругались над иконами и над другими священными вещами. Сам Самсонко сознавался, что он с попом Наумом расщеплял святые иконы, а Наум, проходя мимо иконы Богородицы, показал ей кукиш.
Другой еретик, Алексий Костев, вытащивши из часовни икону Успения, бросил на землю и начал поливать скверною водою. Третий, Юрка, бросил икону в лохань. Иные спали на иконах, другие мылись на них. Макар-дьяк, который ел в пост мясо, плевал на икону, а Самсонко вырезывал из просфор кресты и бросал кошкам и собакам и проч.
Геннадиево послание оказало немедленное действие. Зосима не хотел собирать собора, но не мог противиться общему требованию архиереев и большинства духовенства, которое единогласно домогалось суда над еретиками. Собор открылся 17 октября. Геннадия опять не пригласили, и архиереи решились приступить к делу без Геннадия, хотя он просил ихдобиваться, чтоб его непременно пригласили на собор.
Кроме архиереев, здесь было несколько монастырских настоятелей, священников и старцев, и между ними знаменитый в свое время Нил Сорский. До нас, к сожалению, не дошли подробные известия о ходе дел на этом соборе; мы знаем только его приговор.
Основываясь на показаниях, присланных Геннадием, и на некоторых свидетельствах, собранных в Москве, собор обвинил новгородского протопопа Гавриила, священников Дениса, Максима (ивановского), Василия (покровского), диакона Макара, зятя Денисова, Васюка, чернеца Захара и дьяков Гридю и Самсона в том, что они не поклонялись иконам, ругались над ними, называя их, зауряд с идолами, делами рук человеческих, признавали тело и кровь Христову простым хлебом и вином с водою.
Уличили ли их при этом в прямом “жидовстве” – мы не знаем. Еретики упорно отпирались от обвинений, а в том, в чем нельзя было отпереться, каялись и просили прощения. Собор лишил их духовного сана, предал проклятию и осудил на заточение. Некоторых из них – неизвестно кого именно, но, вероятно, тех, которые были из Новгорода, – отправили к Геннадию в Новгород.
Архиепископ приказал встретить их за 40 верст от города, надеть на них вывороченную одежду, посадить на вьючных лошадей лицом к хвосту, в берестовых шлемах с мочальными кистями, в соломенных венцах с надписью: “Се есть сатанино воинство”. В таком виде ввезли их в город. Со связанными руками, они сидели, обращенные лицом на запад, по выражению Иосифа Волоцкого, смотря в ту сторону, где их ожидал вечный огонь.
Владыка велел народу плевать на них, ругаться над ними и кричать: “Вот враги Божии, хулители христианские!” После такого обряда на головах их зажжены были берестовые шлемы. По известию Иосифа, Денис скоро умер, за месяц перед смертью лишившись рассудка. Подобная участь постигла и Захара.
Но для искоренения еретического духа этим еще сделано было немного. Соборное осуждение постигло указанных нами лиц собственно не за жидовскую или какую-нибудь определенную ересь, а за противные церкви поступки и выражения, которые могли одинаково быть последствием разных заблуждений и даже просто беспутной жизни и пьянства.
Важные еретики оставались без преследования и жили в Москве, пользуясь покровительством властей. Таковы были Федор Курицын, брат его Волк, Сверчок, Семен Кленов, Максимов и другие. Иван Максимов нашел возможность совратить в ересь невестку великого князя, вдову Елену. Распространению всякого рода безверия, а тем самым и всяких еретических толкований, способствовало то обстоятельство, что в это время окончилась седьмая тысяча лет, считаемая от сотворения мира.
Уже долгое время было в ходе верование, не только на Руси, но и на православном Востоке, что миру должно существовать только 7000 лет. Верование это чрезвычайно древнее и исходит еще от первых веков христианства: один из ранних отцов церкви, Ириней, конца II века, писал, что во сколько дней создан мир, через столько тысяч лет последует его конец; с тех еще пор это мнение повторялось многими и в различных видах.
Сообразно с этим мнением, пасхалия[10], которою руководствовались для преходящих праздников, составлена была на 7000 лет, и русские сроднились с мыслью, что конец пасхалии согласуется с концом мира. Но пасхалия была на исходе, конец мира не приходил, и надобно было составлять дальнейшую пасхалию.
Митрополит Зосима изложил пасхалию только на следующие двадцать лет, но в то же время поручил Геннадию, приехавшему для того в Москву, составить свою пасхалию, чтобы согласие между тою и другою послужило мерилом истины. Геннадий написал пасхалию на семьдесят лет.
Она оказалась дословно сходною в тех годах, на которые составил пасхалию Зосима, и Геннадиева пасхалия была разослана по всей Руси с предисловием, где объяснялся процесс составления пасхалии и проводилась мысль, что нельзя человеку знать времени кончины мира.
“Мы написали это для простых людей, – говорит Геннадий, – думающих о скончании мира; пугаться его не должно, а следует ждать пришествия Христова во всякое время, потому что оно никому не ведомо, как установлено. Как седьмая тысяча изошла и пасхалия рядовая окончилась, а тут еще кто-то написал: вот будет страх, скорбь, как при распятии Христовом; вот последний год, кончина явится, ожидаем всемирного пришествия Христова, – и сделалась тревога не только между простыми, но и не простыми, и многих взяло сомнение. Вот мы и написали это в обхождение временам, поставили круги солнечные и лунные и “рукам числа”: почем можно знать и лунное течение, и Пасху, и мясопусты, и все праздники”.
Но составление пасхалии не отняло у еретиков возможности пользоваться для своих целей исходом семитысячных годов. “Как же это, – говорили они, – апостолы написали, что Христос родился в последнее лето, а вот уже 1500 лет проходит по Рождестве Христове, миру же все конца нет. Стало быть, апостолы неправду писали. Говорили, что Христос скоро придет, а его все нет! Ефрем Сирин давно уже написал: пророчества и писания скончались, и ничего не осталось дожидаться, кроме второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Но вот уже 1100 лет прошло с тех пор, как писал Ефрем Сирин, а второго пришествия все нет!”
Такие замечания вызывали со стороны православных необходимость опровергать их и вдаваться в объяснения как Священного Писания, так и св. отцов. Геннадий опровергал эти замечания, ходившие в то время в народе, и кроме книг, признаваемых церковью, ссылался даже на апокрифические или отреченные сочинения, которые были тогда в большом ходу между духовными, не всегда умевшими отличать их от канонических. Страсть к религиозным рассуждениям все более и более усиливалась.
Иные, не завлекая людей ни в жидовство, ни в какую-либо другую определенную ересь, возбуждали только в народе сомнение в вере; толковали по-своему места св. писания и сочинений св. отцов и говорили, что в искусстве наблюдать течение звезд и по ним отгадывать судьбу человеческую можно найти более мудрости, нежели в писаниях, признаваемых церковью, которые оказываются ложными, так как их пророчества о скончании мира и втором пришествии Христа не сбылись. Митрополит Зосима явно показывал вид, что защищает православие, а на самом деле был опорою для еретиков.
Это был человек, преданный обжорству, пьянству, всяким чувственным удовольствиям и потому склонный к безверию и материализму. В те минуты, когда вино делало его откровенным, он высказывал самые соблазнительные мнения: что Христос сам себя назвал Богом, что евангельские, апостольские и церковные уставы и предания – все вздор; иконы и кресты все равно что болваны.
“Что такое царство небесное? – говорил он. – Ничего этого нет: кто умер, тот умер, и только; дотоле и был, пока жил на свете”. Его причисляли также к последователям жидовства, но едва ли было так на самом деле: отрицание будущей жизни несогласимо было с общепринятыми иудейскими верованиями, и, кажется, Зосима не принадлежал ни к какой ереси, а просто ничему не верил, потому что ни о чем не заботился, кроме чувственных удовольствий. От этого он готов был смотреть сквозь пальцы на всякую ересь и говорил: не следует наказывать еретиков и отыскивать их.
В том же духе говорили не только сами еретики, но и православные, побуждаемые добродушием: “Зачем осуждать и истязать еретиков и отступников? Господь сказал: не судите, да не судимы будете; и св. Иоанн Златоуст говорит: не следует никого ненавидеть и осуждать, ни неверного, ни еретика, а тем более убивать их. Если же надобно судить их и казнить, то пусть судят их цари, князья и земские судьи, а не иноки и не простые люди. Притом же еретик и отступник только тот, кто сам исповедал свою ересь и отступление, а доискиваться, нет ли в ком ереси, и предавать человека пытке из-за этого не следует”.
Такие рассуждения направлены были против доносчиков и соглядатаев, хотя и не отнималось у верховной мирской власти право судить еретиков, но отнималась возможность их отыскивать и предавать светскому суду, если они сами будут осторожны. Против таких-то мнений вооружались в то время строгие ревнители православия, и главным из них был неутомимый Геннадий.
Он, напротив, доказывал, что не только следует всеми возможными средствами отыскивать еретиков, но даже не верить их покаянию, когда оно приносится поневоле обличенными в ереси. Геннадий требовал, чтобы их жгли и вешали. Тогда вопрос о том, как относиться к еретикам, занимал умы. Геннадий придавал ему огромную важность и для противодействия своим противникам нашел себе деятельного и энергического товарища в игумене Волоколамского монастыря Иосифе.
Он был сын землевладельца близ Волоколамска, по прозвищу Санина, и происходил из крайне благочестивой семьи. Его дед и бабка, отец и мать окончили жизнь в монашестве. Его все братья были монахами, а двое из них епископами. Сам Иосиф в молодости постригся в Боровском монастыре у знаменитого и уважаемого за свою святую жизнь игумена Пафнутия, а впоследствии, еще при жизни последнего, сделался его преемником.
Он хотел ввести в монастыре чрезвычайную строгость, но вооружил против себя всю братию и потому удалился из Боровска, скитался около года по разным монастырям, наконец основал собственный монастырь на своей родине, близ Волоколамска. Великий князь лично знал его и уважал за строгое постничество и необыкновенную по тому времени ученость. С Иосифом сошелся Геннадий, знакомый с ним еще прежде и пожертвовавший в Волоколамский монастырь свое село Мечевское.
Зосима не долго мог скрываться. Ревнители благочестия скоро разгадали его, соблазнились его поведением, его двусмысленными выходками, о которых слух расходился в народе, и стали обличать его.
Митрополит, прежде проповедовавший милость ко всем, теперь сам стал жаловаться великому князю на своих врагов, и великий князь подверг некоторых заточению, но в 1493 году смело и решительно поднялся против Зосимы Иосиф Волоцкий, написавший в самых разных выражениях послание к суздальскому епископу Нифонту, призывая его со всеми товарищами, русскими иерархами стать за православную веру против отступника митрополита.
“В великой церкви Пречистой Богородицы, на престоле св. Петра и Алексия, – писал он, – сидит скверный, злобесный волк в пастырской одежде, Иуда предатель, бесам причастник, злодей, какого не было между древними еретиками и отступниками”. Затем, изобразивши развратное поведение митрополита и упомянувши о соблазнительных речах, которые он произносил в кругу приближенных, Иосиф убеждал всех русских иерархов свергнуть отступника и спасти церковь.
“Если не искоренится этот второй Иуда, – писал он, – то мало-помалу отступничество утвердится и овладеет всеми людьми. Как ученик учителя, как раб государя, молю тебя: поучай все православное христианство, чтоб не приходили к этому скверному отступнику за благословением, не ели и не пили с ним”. Это послание, вероятно, написанное заодно с Геннадием, произвело свое действие.
В 1494 году митрополит, увидевши, что вся церковь против него вооружается, добровольно отказался от митрополии, всенародно положил свой омофор[11] на престол в Успенском соборе, объявил, что по немощи не может быть митрополитом, и удалился сначала в Симонов, а потом в Троицкий монастырь. Великий князь не стал его преследовать, быть может, потому, что считал его только пьяницею, но человеком безвредным для веры по удалении своем от управления делами церкви.
Не ранее как в сентябре следующего года избран был новый митрополит Симон, бывший игуменом Троицко-Сергиевского монастыря. Геннадий и на этот раз не участвовал в поставлении нового митрополита. Достойно замечания, как вел себя великий князь в этом случае. Предшествовавшие события показали ему, что церковь, так сильно содействовавшая усилению верховной мирской власти, способна была, однако, заявлять свою независимость против этой власти.
Мысль эта уже тяготила Ивана, и этим-то, должно быть, пользовались приближенные к нему еретики, отклоняя его от слишком ревностного преследования вольнодумцев. Иван был отчасти доволен: охлаждение к духовенству, распространявшееся в народе, могло содействовать видам Ивана.
Во-первых, он видел в этом средство поставить свою власть выше всякого противодействия со стороны представителей церкви во-вторых, возможность осуществить со временем свое тайное желание овладеть церковными имуществами; а это желание уже давно он выказал своими поступками, отнявши у новгородского владыки и у новгородских монастырей значительную часть их имений.
В дополнение к этому он в последнее время запретил Геннадию приобретать куплею новые земли. Чтобы приучить русских к мысли о первенстве государя над церковью, после наречения Симона митрополитом, Иван в Успенском соборе всенародно взял нового митрополита за руку и “предал его епископам”, знаменуя тем, что соизволение государя дает церкви первопрестольника.
Подобное повторилось и при посвящении: государь громогласно “повелел” митрополиту “принять жезл пастырства и взойти на седалище старейшинства”. Это был новый, невиданный до сих пор обряд, имевший тот ясный смысл, что поставление митрополита, а тем самым и всех духовных властей, исходит от воли государя.
При таком настроении Ивана Васильевича еретикам удобно было подделываться к нему и пользоваться его покровительством, уверяя, что все обвинения в ереси есть не что иное, как следствие изуверства духовных. Иван Васильевич давно уже не любил Геннадия; Иосифа Волоцкого он уважал, но когда последний начал докучать ему просьбами об отыскании и преследовании еретиков, государь и ему велел замолчать.
Еретическое направление в особенности укрепилось тогда, когда государь охладел к своему сыну Василию и оказывал расположение к своей невестке и ее сыну. В это время Курицын вместе со своим братом Волком назло ненавистному Геннадию упросили государя послать в Юрьевский новгородский монастырь архимандритом своего единомышленника Кассиана.
В Новгороде, благодаря Геннадию, ереси совершенно было замолкли: теперь, после прибытия Кассиана, Юрьев монастырь сделался средоточием всякого рода отступников от церкви. Там происходили еретические совещания и совершались поругания над священными предметами. Геннадий не в силах был преследовать их.
Московские еретики, а вместе с ними и бояре Патрикеевы, благоприятели Елены и ее сына, подстрекали великого князя присвоить себе церковное имущество, что было очень по душе Ивану Васильевичу, и государь начал с имений новгородского владыки. Он отнял у Геннадия часть архиепископских земель и отдал своим детям боярским.
Между тем Геннадий, ведя неутомимую войну против еретиков, первый понял, что православию нельзя бороться с ересями только теми средствами насилия, какие до сих пор употреблялись. В ереси уходило из православия то, что по умственному развитию стояло выше общего уровня; еретики были все люди начитанные и книжные. Глубокое невежество господствовало между духовенством.
Во всяком свободном споре еретика с православным первый всегда мог взять верх. Геннадий понял это и требовал заведения училищ. Несколько раз бил он об этом челом великому князю, просил ходатайствовать и митрополита Симона. В своем любопытном послании к митрополиту Геннадий изложил тогдашнее состояние просвещения духовенства.
“Вот, – пишет он, – приведут ко мне мужика на посвящение, я ему дам читать Апостол[12], а он и ступить не умеет. Я ему дам Псалтырь[13], он и тут едва бредет. Я его прогоню, а на меня за это жалуются. Земля, говорят, такова; не можем достать человека, который бы грамоте умел: всю землю, видишь ты, излаял, нет человека в земле, кого бы избрать на попство. Бьют мне челом: пожалуй, господин, вели учить!
Я прикажу его учить ектеньи, а он и к слову не может пристать. Ты говоришь ему то, а он тебе иное. Велю я ему учиться азбуке, а он поучится мало азбуке да просится прочь. Не хотят учиться азбуке, а иные учатся, да не от усердия, и долго дело идет. Меня бранят за их нерадение, а моей силы нет. Вот я и бью челом государю, чтоб велел училище устроить, чтоб его разумом и грозою, а твоим благословением это дело исправилось.
Попечалуйся, господин отец, перед государями нашими великими князьями, чтоб велели училища устроить. Мой совет таков, чтоб учить в училище сперва азбуку с истолкованием, потом псалтырь со следованием хорошенько, чтоб потом могли читать всякие книги; а то мужики невежды ребят учат, только портят. Первое выучат его вечерне; за это мастеру принесут кашу и гривну денег, потом заутреню – за это еще поболее, а за часы особенно; да кроме того магарыч, как рядятся.
А от мастера отойдет – ничего не умеет, только по книге бредет! Такое нерадение в землю вошло; а как послышат, что государь укажет учить все, что выше писано и сколько за это брать, так и учащимся будет легко, и никто не посмеет отговариваться, и с усердием примутся за учение”… Мы не знаем, в какой степени приняты были эти советы.
Вместе с тем Геннадий видел необходимость распространения св. писания. До этих пор книги Ветхого Завета составляли редкость. Геннадий собрал разные части Ветхого Завета, существовавшие в древних переводах, и присовокупил к ним новые переводы других частей[14]“.
Таким образом, кроме внесенных в его свод книг древних переводов, переведены были вновь с латинской Vulgata две книги Паралипоменон, три книги Эздры, Неэмии, Товита, Иудифь, Соломонова Премудрость, Притчи, Маккавейские книги; четыре книги Царств носят на себе следы нового перевода с греческого, а книга Есфири прямо переведена с еврейского.
Равным образом в древних переводах, где были пропуски, встречаются новые переводы. Главными сотрудниками Геннадия в этом деле были переводчик великого князя Дмитрий Герасимов и доминиканец[15], принявшие православие, по имени Веньямин. Библия эта носит на себе сильный отпечаток влияния латинского текста.
Несмотря на недостатки этого перевода, Геннадий совершил очень важный подвиг в деле умственного развития на Руси. Во всех христианских странах переводы священного писания на язык страны и распространение его имели более или менее важное влияние на дальнейший ход умственной деятельности.
Хотя при малограмотности русского народа священное писание очень долго еще оставалось достоянием немногих, но эти немногие после Геннадия имели возможность познакомиться с священным писанием в его целом объеме, приобретали сравнительно большую широту и правильность взгляда на отвлеченные предметы и получали средства к возбуждению работы мысли.
Торжество еретиков было недолговременно. В 1499 году опала поразила Патрикеевых и их партию. Иван охладел к невестке и внуку, примирился с Софиею и с Василием, это делалось медленно, и не прежде как в апреле 1502 года дело приняло решительный оборот. Елена с сыном были посажены в темницу; Василий объявлен государем всея Руси; в Елене потеряли еретики свою важнейшую опору.
Но настроение, сообщенное Ивану еретиками в прежнее время, все еще оставалось в нем и после того. Еретики первые возбуждали Ивана против духовенства, нападали на разные злоупотребления, на соблазнительное поведение духовных, в особенности выставляли на вид старинные, поднятые еще стригольниками обвинения в том, что духовные поставляются за деньги, “по мзде”.
Во многом нападки еретиков невольно сходились с требованиями самой противоположной для них стороны, требованиями ревностных православных, желавших улучшения нравственности духовенства. В 1503 году состоялся собор под председательством митрополита Симона.
На нем были русские епископы, и в числе их Геннадий, затем многие архимандриты и игумены, и между ними знаменитые в свое время лица: Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Паисий Ярославов, игумен троицкий. Этот собор сделал постановление, отсекавшее, по-видимому, у вольнодумцев исходный пункт нападок на духовенство: собор запретил брать какие бы то ни было пошлины от поставлений на священнослужительские места.
“И от сего дня вперед, – сказано в соборном определении, – кто из нас или после нас во всех землях русских дерзнет преступить это уложение и взять что-нибудь от поставления или от священнического места, тот будет лишен своего сана по правилам св. апостолов и св. отцов: да извержется и сам, и тот, кого он поставил, без всякого ответа”.
Для избежания наперед укора в безнравственности, падавшего на духовенство, собор подтвердил уже прежде бывшие распоряжения русских митрополитов о том, чтобы чернецы и черницы не жили вместе в одном монастыре, а овдовевшие священники и дьяконы лишались права священнослужения; из них тем, которые после смерти жены вели себя целомудренно, давалось право причащаться в алтаре в епитрахильях и стихарях[16], а те, которые обличались в держании наложниц, записывались в разряд мирских людей с обязанностию отпустить от себя наложниц, в противном случае предавались гражданскому суду.
Чтобы священнослужительские должности не доставались людям слишком молодым, собор постановил в священники поставлять не ранее 30 лет от роду, а в дьяконы не ранее 25. Это строгое распоряжение относительно вдовцов вызвало энергический протест со стороны одного вдового священника города Ростова, Георгия Скрипицы, замечательный памятник современной литературы[17]. При окончании этого собора Нил Сорский поднял вопрос об отобрании имений у монастырей, о чем мы будем говорить в биографии последнего.
Лицо, которое первое подверглось строгости постановления соборного о бесплатном поставлении священников, был архиепископ Геннадий. Едва он прибыл в Новгород, как его обвинили в том, что он брал “мзду” со священников еще в большем размере, чем прежде. Это сделалось по совету Геннадиева любимца, дьяка Михаила Алексеева. Великий князь и митрополит произвели обыск и свели Геннадия в Москву.
Вероятно, во избежание соблазнительного суда над Геннадием ему позволили или велели подать от себя митрополиту “отреченную грамоту” (в июне 1504 г.). В ней он отказывался от управления, как будто по причине немощи. Дело это остается для нас темным. Геннадий имел столько врагов, что возводимое на него обвинение могло быть несправедливым или по крайней мере преувеличенным. Геннадий поселился в Чудовом монастыре, где и умер через полтора года (в декабре 1505 г.).
В то время, когда уже Геннадий доживал свой век в уединении, дело, начатое им, доканчивал друг его, Иосиф Волоцкий. После собора, будучи в Москве, он виделся с Иваном Васильевичем наедине и до того подействовал на него своими речами, что великий князь стал говорить откровенно:
“Прости меня, отче, как митрополит и владыки простили меня. Я знал про новгородских еретиков”.
“Мне ли тебя прощать?” – сказал Иосиф.
“Нет, отче, пожалуй, прости меня”.
“Государь, – сказал ему на это Иосиф, – если ты подвигнешься на нынешних еретиков, то и за прежних Бог тебе простит”.
Через несколько времени государь опять призвал к себе Иосифа и стал говорить о том же. Видно, что религиозная совесть Ивана Васильевича была возмущена.
“Митрополит и владыки простили меня”, – сказал Иосифу государь.
“Государь и великий князь! – возразил Иосиф. – В этом прощении нет тебе пользы, если ты на словах просишь прощения, а делом не ревнуешь о православной вере. Пошли в Великий Новгород и в другие города, да вели обыскать еретиков”.
“Этому быть пригоже, – сказал Иван Васильевич, – а я знал про их ересь”.
Иван Васильевич рассказал при этом Иосифу, какой ереси держался протопоп Алексий и какой Федор Курицын.
“У меня, – говорил великий князь, – Иван Максимов и сноху мою в жидовство свел”. Тут открылось Иосифу, что Ивану уже давно было известно, как еретики хулили Сына Божия, Пресвятую Богородицу и святых, как жгли, рассекали топором, кусали зубами и бросали в нечистые места иконы и кресты. “Теперь, – говорил Иван, – я непременно пошлю по всем городам обыскать еретиков и искоренить ересь”.
Но после данного обещания Иван долго ничего не делал и снова, призвавши к себе Иосифа обедать, спросил: “Как писано: нет ли греха еретиков казнить?”
На это Иосиф сказал, что у апостола Павла в послании к евреям написано: “Кто отвергнется Моисеева закона, тот при двух свидетелях умрет. Кольми паче тот, кто попирает Сына Божия и укоряет благодать Святого Духа!” Иван замолчал и не велел Иосифу более говорить об этом.
Из этого можно заключить, что Иван отчасти сам подпадал влиянию еретиков и склонялся к ереси, а потом, хотя и раскаивался, но все еще колебался. Лета брали свое. Иван слабел здоровьем и приближался к гробу.
Страх замогильной жизни побуждал его искать примирения своей души с церковью, но в нем все еще боролись прежние еретические внушения, нашедшие к нему доступ, потому что были согласны с его практическою натурою. Вероятно, их поддерживали и православные, предпочитавшие кроткие меры жестоким. Иосиф действовал на Ивана через его духовника, андрониковского архимандрита Митрофана.
“Я много раз, – писал к нему Иосиф, – бил челом государю, чтобы послал по городам обыскивать еретиков. Великий князь говорил: пошлю; сейчас пошлю! Но вот уже от велика дня другой год наступает, а он все не посылает. Еретики же по всем городам умножились, и православное христианство гибнет от их ереси!”
Иосиф представлял Митрофану множество примеров из византийской истории, когда православные императоры мучили и убивали еретиков, и убеждал доказать великому князю, что нет греха мучить их. “Стоит только схватить двух-трех еретиков, – замечал он, – и они обо всех скажут”. Но против Иосифа ополчалась и православная партия, смотревшая на дело иначе. Ее главою был преподобный Нил Сорский.
Его последователи, старцы Кирилло-Белозерского монастыря и вологодских монастырей, доказывали противное в своем послании к Иосифу. Они упрекали его в том, что он руководствуется примерами Ветхого Завета, забывает Евангелие и христианское милосердие.
“Господь, – писали они, – не велел осуждать брату брата, а одному Богу надлежит судить человеческие согрешения; Господь сказал: не судите и не осуждены будете, и когда к нему привели жену, взятую в прелюбодеянии, тогда премилостивый судья сказал: кто не имеет греха, тот пусть на нее первый бросит камень; потом, преклонивши главу, Господь писал на земле прегрешения каждого и тем отвратил от нея убийственную жидовскую руку.
Пусть же каждый примет от Бога по своим делам в день судный! Если ты, Иосиф, повелеваешь брату убивать согрешившего брата, то значит ты держишься субботства и Ветхого Завета. Ты говоришь: Петр апостол Симона волхва поразил молитвою[18]; сотвори же сам, господин Иосиф, молитву, чтобы земля пожрала недостойных еретиков или грешников!
Но не услышана будет от Бога молитва твоя, потому что Бог спас кающегося разбойника, очистил милостию мытаря, помиловал плачущую блудницу и назвал ее дочерью. Апостол написал, что готов получить анафему от Христа, т.е. быть проклятым, лишь бы братья его израильтяне спаслись; видишь ли, господин, апостол душу свою полагает за соблазнившуюся братию, а не говорит, чтобы огнь их пожег или земля пожрала.
Ты говоришь, что катанский епископ Лев[19] связал епитрахилью Лиодора и сжег при греческом царе. Зачем же, господин Иосиф, не испытаешь своей святости. Свяжи архимандрита Кассиана своею мантиею, чтобы он сгорел, а ты бы его в пламени держал, а мы тебя извлечем из пламени, как единого из трех отроков!.. Петр апостол спрашивал Господа: можно ли прощать своего согрешившего брата семь раз на день? А Господь сказал: не только семь, но семъюсемьдесят раз прости его. Вот каково милосердие Божие!”
Несмотря на этот протест, настойчивость Иосифа и государева духовника Митрофана взяла верх. Иван Васильевич, долго колебавшись, в декабре 1504 года созвал собор и предал на его решение дело об ереси. Собор обвинил и предал проклятию нескольких уличенных еретиков. Иосиф настаивал, чтобы не обращали внимания на их раскаяние, потому что оно вынужденное, и требовал самой жестокой казни над наиболее виновными.
Иван Васильевич не мог уже, если бы даже хотел, спасти их против воли всего собора, уступившего во всем убеждениям Иосифа. Дьяк Волк Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван Максимов были сожжены в клетках 28 декабря в Москве. Некрасу Рукавому отрезали язык и отправили в Новгород; там сожгли Рукавого, архимандрита Кассиана, его брата и с ними многих других еретиков.
Менее виновных отправили в заточение в тюрьмы, а еще менее виновных – в монастыри. Но Иосиф вообще не одобрял отправления еретиков в монастыри. “Этим ты, государь, – говорил он, – творишь мирянам пользу, а инокам погибель”. Впоследствии, когда в его монастырь прислан был еретик Семен Кленов, он роптал на это и доказывал, что не следует предавать покаянию еретиков, а надлежит их казнить.
Спор с последователями Нила Сорского об обращении с еретиками продолжался долго после, даже и по смерти Иосифа, у его последователей, носивших на Руси название “осифлян”.
После казни, совершенной над еретиками в 1504 году, все они, как и их соумышленники и последователи, преданы были церковному проклятию. Спустя почти два столетия, в неделю православия предавались анафеме имена Кассиана, Курицына, Рукавого, Коноплева и Максимова со “всеми их поборниками и соумышленниками”. Со времени казней, совершенных в последнее время царствования Ивана, в официальных памятниках не упоминается более о жидовствующей ереси.
Но она не была истреблена совершенно и продолжала существовать в народе из поколения в поколение, в ряду других уклонений от господствующей церкви. Это ясно из того, что до сих пор существует в русском народе жидовствующая ересь, которой последователи признают себя преемниками новгородских еретиков.
[1] … грозил созвать собор духовных… – Собор – собрание епископов для обсуждения важных вопросов церковной и религиозной жизни. Соборы бывают Вселенскими, провинциальными и поместными.
[2] “Солнце праведное Христос на ада наступи и смерть связа и души освободи, и того ради, рече, исходить на Пасху, то же преобразуют на утрении”.
[3] … забравши, однако, с собой ризницу… – Ризница – помещение в христианских храмах и монастырях, или закрытые шкафы, в которых хранятся священническое облачение и церковная утварь.
[4] В современном послании патриарха константинопольского Антония (Акты Ист., т. I, стр. 9) говорится об этом довольно темно: “Взвещено ми бысть о вас, моему смирению и всему священному сбору председящу, о прежеваривших вас ересях, яже суть расколы, занеже сблазнистеся в время онаго Карпа, диакона отлученного от службы стригольника и глаголите: недостойни суть презвитеры по мьзде поставляеми” и пр.
Во-первых, неизвестно, говорится ли здесь об одном лице Карпе, который был разом и диаконом, и стригольником, или же имелось намерение сказать о трех лицах: Карпе, отлученном диаконе и стригольнике, а если об одном, то в таком случае не значило ли стригольник – название той ереси, к которой принадлежал Карп, название, уже прежде существовавшее.
[5] …ангел… дал Пахомию иноческий образ… – Пахомий святой, считается создателем монастырской жизни. Первый монастырь основан им в 330 г. на одном из островов Нила. Это был мужской монастырь; затем для своей сестры он основал и женский.
[6] … доходили до чистого деизма… – Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не вмешивается в закономерное течение его развития.
[7] … которых учение Иосиф Волоцкий называет “массалианской ересью”… – Массалианская, или богумильская (богомильская) ересь (по имени священника Богомила) – возникшее в X в. на Балканах антифеодальное еретическое движение. Богомильство осуждало богатство, отрицало эксплуатацию и государственную власть.
Отвергало господствующую восточно-христианскую церковь с ее иерархией, храмами, обрядами (заменив их простыми молитвами), не признавало Ветхий Завет, поклонение кресту, мощам и т.д. По религиозно-философскому учению Богомильства мир двойственен, в нем борются два начала: доброе (божественное) и злое (дьявольское).
[8] Быть может, эти представления зашли в Древнюю Русь через влияние болгарской секты богумилов, составлявшей почти одно и то же с массалианскою, а может быть, образовались и позже при всеобщем брожении умов. Тем не менее, однако, достойно замечания, что следы таких представлений чисто в духе массалианской, или богумильской ереси до сих пор существуют в народных суевериях на русском севере. Существует легенда, что Бог и дьявол творили человека: дьявол создал тело, а Бог вдунул в него душу; от этого человек плотию покушается угодить бесу, а духом стремится к Богу.
[9] … Моисей во Второзаконии… – Второзаконие – пятая книга Ветхого Завета, одна из составных частей Пятикнижия, автором которого согласно Библии является и пророк Моисей (Моше). С точки зрения современной науки – составлено и отредактировано разными авторами в VII-VI вв. до н.э.
[10] …пасхалия… – Составляемая христианской церковью на много лет вперед таблица дат празднования Пасхи. Православные церкви составляют пасхалии по юлианскому календарю, католические – по грегорианскому.
[11] … положил свой омофор… – Омофор – в облачении епископов широкая лента, надеваемая через плечо.
[12] читать Апостол… – “Апостол” – древняя богослужебная книга, содержащая почти весь Новый Завет за исключением Евангелий. Разделен на главы, читающиеся в храме во время литургии.
[13] …дам Псалтырь… – Псалтырь (psalterion) (греч.) – книга псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет.
[14] … собрал разные части Ветхого Завета… и присовокупил к ним новые переводы других частей. – Имеется в виду перевод Библии на церковно-славянский язык. Перевод Ветхого Завета на русский язык осуществлен только в 1875 г.
[15] … доминиканец… – Член нищенствующего католического ордена, основанного в 1215 г. монахом Доменико де Гусманом и носящего его имя.
[16] … в епитрахильях и стихарях… – Епитрахиль – широкая лента, надеваемая на шею, два длинных конца которой спускаются в виде передника; стихарь – нижнее облачение священников, архиереев и верхнее дьяконов, иногда церковнослужителей при служении.
[17] “Господа мои, вы знаете божественное писание и знать вам его подобает, на странно, что вы, зная, не хотите знать. Господь сказал: “Осуждайте без лицеприятия, судите праведно”; а вы, господа, всех иереев и дьяконов без испытания осудили: у какого попа есть жена, тот чист, у которого нет, тот нечист; а у чернеца нет жены, тот все-таки чист. Что же, господа, вы духом прозрели, кто чист, кто нечист?
Как вы это испытали: свят ли поп с женою, или без жены? Чернец свят или белец? Как вы можете знать человека без свидетелей? Ваше дело, господа, обличать явные грехи, а тайным грехам Бог судья. Чернецам-попам можно служить в городах и селах, а вдовцам попам, хотя бы чистым, не следует служить и в пустынях, не только в городах; если у попа жена есть, он достоин служить; стало быть, он освящается женою!
Кто не подивится, кто не посмеется вашему собору и в других землях. Если вы одного человека неповинно осудили, так и тогда дали бы ответ Богу в день судный, а вы всех иереев божиих без свидетелей признали нечистыми”…
[18] … Петр апостол Симона волхва поразил молитвою… – Согласно Библии, маг и чародей Симон волхв пытался при помощи чар вознестись на небо, поднявшись на некоторую высоту, но по молитве св. Петра рухнул на землю и погиб.
[19] … катанский епископ Лев… – Лев – святой православный церкви. Епископ катанский в Сицилии. Жил в VIII в.