Regelsberger. Pandekten. I. S. 357, Bekker. System, I, S. 81; Kierulf. Theorie. I. S. 129. Ihering. Zweck im Recht, I, S. 70; Гольмстен. Принцип тождества. 49.
Так как содержание права составляет пользование, а пользоваться необходимо чем-нибудь, то всякое право имеет объект. Всякое действительное право есть право на что-нибудь.
Допущение некоторыми, напр., Беккером, безобъектных прав обусловлено обращением исключительного внимания на один лишь формальный момент в праве, на одно лишь правопритязание. Но содержание права составляет всегда обеспеченное правопритязанием пользование, непременно предполагающее объект.
Объектом права может быть все то, что служит средством осуществления разграничиваемых правом интересов. Но все наши интересы осуществляются не иначе, как с помощью какой-нибудь силы. Поэтому общим образом можно сказать, что объектом прав служат силы.
Пользование силами, служащими средством осуществления наших интересов, в большинстве случаев выражается в действиях. Поэтому некоторые юристы считают действия, свои или чужие, единственным непосредственным объектом прав.
Но принять такое определение объекта невозможно, так как, будучи последовательно проведено, оно приводит к совершенно несообразным выводам. Дело в том, что бывают случаи, когда права принадлежат лицу, не могущему совершать действий, напр., ребенку, идиоту.
Тогда за них несводимые действия по распоряжению их имуществом совершает другое лицо, опекун. Следовательно, признав единственным объектом права действия, придется признать, что объект иных прав, напр., права собственности, может меняться, смотря по тому, кто их субъект.
Если субъект права собственности — лицо дееспособное, объект этого права — собственные действия субъекта; если субъект недееспособный, объектом того же права собственности оказываются чужие действия, действия опекуна. Другими словами, получается совершенная несообразность: у одного и того же права оказываются два совершенно разнородных объекта.
Если же не считать действий опекуна объектом права собственности, то право это, насколько принадлежит лицу недееспособному, останется и вовсе без объекта, так как грудной ребенок, например, не может совершать действий, представляющих осуществление пользования принадлежащим ему имуществом.
Силы, являющиеся объектом прав, представляются весьма разнообразными и по своей природе, и по своему отношению к людям, как субъектам прав. С юридической точки зрения различие природы сил не имеет значения. Но отношение силы к субъекту необходимо влияет на характер самого права. Поэтому классификация объектов и строится на этом именно признаке.
Различают четыре категории объектов: 1) собственные силы субъекта; 2) силы природы; 3) силы других людей и 4) силы общества. Каждый из этих объектов стоит в особом отношении к субъекту права. Собственные силы составляют неотъемлемую принадлежность самого субъекта права.
Они ему прирождены, и потому распределение их между отдельными людьми установлено, так сказать, самою природою. Право не предоставляет человеку пользования ими, а только ограничивает и охраняет его. Силы других людей не предоставлены самою природою в наше пользование.
Мы должны получить это пользование тем или другим путем, определяемым правом. Но силы эти связаны все-таки с личностью человека, хотя и не того, которому принадлежит данное право.
Эта связь с личностью человека делает необходимым ограничение объема прав на эти объекты: иначе такое право могло бы превратиться в право не только на отдельные силы человека, но и на самую его личность. Силами природы человек может пользоваться, насколько они проявляются в отдельных частях материи — в вещах.
Вещи не распределены природой между отдельными людьми и не находятся ни в какой непосредственной связи с личностью человека. Поэтому юридические нормы в отношении к ним не только регулируют пользование, но и определяют принципы их распределения между людьми, и кроме того права на вещи представляются самыми широкими по объему, самыми абсолютными.
Силы общественные составляют принадлежность не отдельной личности, а целого общественного союза и представляют ту характерную особенность, что отдельные личности, как члены общественного союза, необходимо подпадают действию этих сил.
Пользование собственными силами физическими и духовными составляет первое необходимое условие осуществления наших интересов. Но пользование это может, во-первых, принимать такие формы, что стеснит осуществление чужих интересов.
Отсюда является надобность установить известные ограничения пользования и собственными силами, а так как пользование собственными силами всегда выражается в каком-либо действии человека, то ограничения эти не иначе могут быть характеризованы, как ограничения свободы человеческих действий.
Во-вторых, деятельность других людей может создать препятствия пользованию собственными силами. Поэтому надо обеспечить юридическими нормами пользование собственными силами, возложив на других соответствующую обязанность.
По общему правилу юридическим ограничениям подлежат только такие действия, которыми осуществляются наши мысли или желания, другими словами, которыми вовне производятся изменения, согласные с нашими желаниями, так как только такие действия могут помешать осуществлению чужих интересов.
Действия, представляющие только обнаружение, а не осуществление наших мыслей, никаким ограничениям не подлежат. Простое обнаружение даже умысла совершить преступление само по себе не наказуемо. Исключение из этого общего правила составляют лишь те случаи, когда самая форма обнаружения наших мыслей представляет посягательство на чужие интересы.
Так, воспрещается обнаружение мнения о другом в оскорбительной для него форме; воспрещается обнаружение желания, противного предписаниям закона в форме угрозы. Подвергается также особым ограничениям обнаружение мыслей путем печати или публичных речей, так как тут обнаружение получает особенно широкую гласность.
Наперед читатель не может знать, что содержится в данной брошюре или газетной статье, а прочтя ее, он уже не может освободиться от полученного от чтения впечатления. В такое же положение ставится и всякий случайный слушатель публичной речи.
Признание как общего правила свободы простого обнаружения мыслей есть, однако, дело сравнительно новое. В старину право стремилось регулировать и обнаружение мыслей. Это объясняется тем, что прежде верили в возможность причинять другому вред одною мыслью (дурным глазом) или, по крайней мере, словами, которым приписывали ту же силу и значение, как и обозначаемым ими предметам.
Обеспечение возможности пользоваться собственными силами выражается в юридической охране жизни, здоровья, телесной неприкосновенности и нравственного достоинства лица.
Во многих случаях собственные силы человека оказываются недостаточными для осуществления его интересов и оказывается надобность в содействии других людей. Это приводит к установлению прав на силы других людей. Современное правосознание не допускает, однако, существования прав на самую личность человека.
Допускаются только права на отдельные услуги. Да и право на отдельную услугу не имеет, обыкновенно, абсолютного характера. Если обязавшийся оказать определенную услугу отказывается ее выполнить, все-таки его нельзя силою заставить исполнить эту услугу.
Права на услуги имеют обыкновенно альтернативный характер: обязавшийся должен или выполнить услугу, или вознаградить за причиненный ее опущением вред. Только право государства на некоторые услуги его подданных (например, отбывание воинской повинности) имеет безусловный характер.
Что касается отдельных частей человеческого тела, то надо различать части уже отделенные и неотделенные. Отделившаяся часть человеческого тела (например, отрезанные волосы, выдернутый зуб, срезанная опухоль) приравнивается по своему юридическому положению к положению других вещей, потому что в отделившейся части тела уже не могут проявляться силы человека.
Неотделенные же части человеческого тела, составляя принадлежность личности, не могут подчиняться чужой власти. Поэтому не может существовать право непосредственно на чужое тело или на его неотделенные части.
Нельзя приобрести права собственности на не отрезанные еще волосы, на не выдернутые еще зубы, нельзя приобрести права пользования чужим телом, например, телом урода, карлика, великана, для показания его за деньги публике.
Можно приобресть право только на действие человека, заключающееся в предоставлении пользования его телом или частями тела. Если же он отказывается добровольно совершить это действие, принуждение не может иметь место. В таком случае, можно требовать только вознаграждения за причиненный отказом ущерб.
Кроме собственных сил и сил других людей, необходимым средством осуществления человеческих интересов служат также силы природы. Действие сил природы проявляется всегда в какой-нибудь части материи, и человек не иначе может воспользоваться действием этих сил для осуществления своих интересов, как обладая данной частью материи.
Отдельные части материи называют вещами, и потому объектом права считаются не силы природы, а вещи, хотя осуществлению человеческих интересов служит не инертная материя, а проявляющиеся в ней силы.
Не все вещи могут быть объектом прав, а только те, которые подлежат человеческому воздействию. Поэтому звезды, облака не могут быть объектом права. Затем, есть вещи, могущие быть объектом исключительного обладания отдельных лиц, и такие, которые по самой своей природе могут быть объектом только общего пользования, например, воздух, проточная вода, открытое море: это так называемые res communes omnium.
Но и из вещей, способных по своей природе стать объектом частного обладания, не все предоставляются в частное обладание положительным правом. Таковы так называемые публичные вещи, res publicae, qua extra commercium sunt, например, дороги. Физически они могли бы быть захвачены в частное обладание, но это признается несогласным с их назначением.
От публичных вещей, как не могущих быть, по определению положительного права, объектом частного обладания, следует отличать такие, которые только случайно не находятся в данное время ни в чьем частном обладании: эти вещи ничьи, res nullius quae extra partimonium nostrum sunt.
В одной и той же вещи может проявляться действие не одной только, но и нескольких разнообразных сил. Право может обеспечить человеку пользование всеми вообще возможными проявлениями сил в данной вещи или только определенными проявлениями в ней той или другой силы. В первом случае господство лица над вещью шире и полнее.
Такого рода полное господство над вещью называется собственностью или правом собственности, dominium. Собственник может пользоваться всеми проявлениями сил в принадлежащей ему вещи, разве какое-нибудь частное проявление силы прямо будет изъято из его пользования.
Напротив, лицо, имеющее только право пользования вещью, ему не принадлежащей в собственность, ограничивается пользованием лишь отдельными, прямо предоставленными ему проявлениями сил. Поэтому одна и та же вещь может быть одновременно объектом и собственности, и других менее полных прав — прав в чужой вещи, jura in re aliena.
С некоторыми различиями в естественных свойствах вещей соединяются и юридические различия. Так, большое значение в юридическом быту имеет различие движимости и недвижимости, mobilia et immobilia.
Недвижимостью называется земля и все так неразрывно связанное с землею, что без нарушения своей целости не может быть отделено от земли; движимостью — все остальное. С этим различием связано различие в способах установления прав в порядке наследования, в способах защиты против нарушений.
Вещь, будучи частью материи, сама слагается из частей же материи. Понятие части — понятие совершенно относительное. Одну и ту же часть материи мы можем рассматривать и как самостоятельную вещь, и как часть другой вещи.
Отсюда получается понятие о составных вещах, universitas rerum, слагающихся из нескольких отдельных вещей, но служащих осуществлению одного интереса и потому юридически рассматриваемых как одна вещь. Таковы, например, магазины с товаром, стада и т. п.
Иногда взаимное отношение отдельных вещей, входящих в состав сложной вещи, представляется отношением соподчинения, так что одна вещь составляет принадлежность другой; например, двери есть принадлежность дома.
Принадлежность составляют такие вещи, без которых главная не может выполнять своего назначения, например, карета без колес, или которые не могут быт отделены от главной без ее повреждения. Принадлежности во всем следуют судьбе главной вещи.
Последнюю категорию объектов права составляют силы общества. Мы их отличаем от сил отдельных лиц. Сила общества не равна сумме сил его членов; она значительно больше. Это объясняется организацией общества, сплачивающей силы отдельных личностей, привычкой подчиняться требованиям общественной жизни и нравственным ее авторитетом в глазах членов общества.
Общение людей принимает разнообразные формы, более или менее обширных и интенсивных соединений. Каждое меньшее общение подчиняется большему, так что сила меньших может быть рассматриваема, как разветвление сил большого союза. В конце концов все союзы людские сводятся к одному общему союзу человечества, так как человечество обнимает собою все меньшие союзы и они зависят от него.
Но сила не каждого общественного союза получает определенное внешнее выражение, а только сила тех, которые имеют определенную организацию. Только сила таких организованных союзов, проявляющаяся, как власть их над своими членами, и может быть объектом прав. Наиболее важными союзами такого рода являются государство, церковь и семья.