Хранение, утверждение и исполнение духовного завещания

Составленное таким образом духовное завещание, нотариальное – в выписи, а домашнее – в подлиннике, чаще всего хранится у самого завещателя. Но понятно, что для законного наследника может быть выгодно утаить завещание, например, когда он обойден, а наследником назначено другое лицо, или когда законному наследнику приходится на основании завещания выполнять какие-либо обязательства.

Иногда это довольно нетрудно ему сделать в минуту смерти завещателя как человеку более или менее близкому, своему в доме завещателя. Бывают случаи, что духовное завещание по смерти завещателя утаивается его законными наследниками.

Но если лицо составило завещание, то, конечно, в том намерении, чтобы оно получило силу; поэтому естественно завещателю принять те или другие меры, которые обеспечивали бы целость духовного завещания и своевременное представление его, по смерти завещателя, к надлежащему утверждению.

(Конечно, такая утайка завещания бесцельна и легко может обнаружиться, когда завещание составлено порядком нотариальным, ибо подлинное завещание написано в актовой книге; но когда составлено завещание домашнее, то бесследно скрыть и уничтожить его возможно. – А. Г.)

И вот нередко завещание нотариальное в выписи, домашнее в подлиннике отдается завещателем для хранения другому лицу, например, наследнику по завещанию или душеприказчику, с тем, чтобы по востребованию завещателя оно было возвращено ему, по смерти же его было представлено к утверждению.

Само законодательство помогает в этом случае завещателю тем, что допускает отдачу духовного завещания для хранения нотариусу, в опекунский совет, в попечительный комитет или отделение канцелярии человеколюбивого общества[1].

Но фактически и другие присутственные места, ведающие богоугодными заведениями, принимают на хранение предъявляемые им духовные завещания, когда в них содержатся какие-либо распоряжения в пользу богоугодных заведений. Завещание сберегается до обратного требования завещателем, а в случае его смерти – наследником по завещанию или душеприказчиком.

Но в последнем случае, если тем или другим путем смерть завещателя сделается известной учреждению, где хранится завещание, то и само оно, независимо от требования выдачи завещания со стороны наследника или душеприказчика, предъявляет завещание (по назначению, сделанному завещателем при отдаче его на хранение, а если такого назначения не было, то – в подлежащий окружной суд[2]. – А. Г.).

Духовное завещание по смерти завещателя не тотчас получает силу, а только по утверждении его общественной властью, для чего завещание и предъявляется окружному суду, для утверждения к исполнению[3].

Это по смерти завещателя необходимо как для нотариального, так и для домашнего духовного завещания; оно, между прочим, имеет смысл утверждения в праве наследования сообразно завещанию: не право наследования предполагает открытие наследства, а наследство открывается только смертью завещателя, так что при его жизни, очевидно, не может быть речи об утверждении в праве наследования.

Учреждение, которому предъявляется завещание к утверждению по смерти завещателя, независимо от суммы завещанного имущества, – окружной суд местожительства завещателя или местонахождения завещанного имущества[4].

Срок предъявления завещания к утверждению: для пребывающих в России – годовой, а для пребывающих за границей – двухгодовой со дня смерти завещателя: если в течение этого срока завещание не будет предъявлено, то оно уже не принимается к утверждению.

Исключение допускается только тогда, когда наследник по завещанию докажет, что ему не было известно о существовании завещания или срок представления к утверждению пропущен по другой законной причине. Тогда ему предоставляется отыскивать свое право наследования до истечения общего срока давности по гражданским делам, считая этот срок также со дня смерти завещателя[5].

Утверждение духовного завещания к исполнению окружным судом имеет своим предметом удостоверение подлинности домашнего завещания, способности завещателя к составлению завещаний вообще, законности его относительно формы и отчасти содержания.

Для удостоверения в подлинности домашнего завещания и способности завещателя к составлению этого акта окружной суд допрашивает лиц, подписавшихся на завещании свидетелями, а равно переписчика завещания и лицо, подписавшееся за завещателя: действительно ли такое-то лицо составило предъявляемое духовное завещание, и находилось ли оно тогда в здравом уме и твердой памяти.

Наличные свидетели и другие лица допрашиваются непосредственно самим окружным судом, отсутствующие же – при посредстве мировых судей или полиции, по месту их пребывания.

Но если в духовном завещании, как это нередко бывает, значится свидетелями большее число лиц, чем требуется по закону, то нет надобности допрашивать всех, подписавших завещание, а можно ограничиться лишь необходимым числом, т. е. двумя или тремя.

Смерть одного или даже всех свидетелей не составляет препятствия к утверждению завещания: тогда или допрашиваются только свидетели, остающиеся в живых, или вовсе обходятся без их допроса, а завещание все-таки утверждается[6].

(При утверждении нотариальных завещаний нет надобности в вызове и допросе свидетелей[7]. – А. Г.) Относительно законности формы завещания окружной суд рассматривает, соблюдены ли определения законодательства о форме завещания, например, о формате бумаги (т. е. написано ли завещание на целом листе. – А. Г.), о скреплении завещания, о подписи его завещателем, свидетелями и т. д.[8]

Наконец, суд отчасти входит также в рассмотрение законности самих распоряжений завещателя, но только отчасти[9]; между ними различаются очевидно незаконные, и потому недействительные, ipso jure, и по видимости законные, и потому признаваемые действительными, пока действительность их не будет опровергнута судебным порядком.

Так, (суд рассматривает только, имеет ли завещатель право завещать и способно ли лицо, в пользу коего завещание сделано, к принятию завещанного… – А. Г.), но не пускается в исследования о законности тех распоряжений, которые представляются законными.

Если, например, в завещании говорится, что завещатель такое-то свое родовое имущество предоставляет чужеродцу, то завещание не утверждается; но если имущество названо в завещании благоприобретенным или по крайней мере не названо родовым, то завещание утверждается беспрепятственно, хотя впоследствии действительность его может быть и опровергнута.

Когда в завещании содержатся различные определения, из которых одни, очевидно, незаконны, другие же представляются по видимости законными, то завещание относительно последних все-таки утверждается, так что, следовательно, утверждение может относиться только к части завещания[10] – формула римского права «utile per inutile non vitiatur» применяется и к нашему духовному завещанию.

Если, по рассмотрении завещания во всех этих отношениях… (оно окажется законным, и ни с чьей стороны споров против него предъявлено не будет, то суд его утверждает к исполнению, т. е. делает о том определение в порядке охранительном и соответствующую надпись на завещании, распоряжается о печатании объявления об утверждении завещания в «Cенатских ведомостях».

В случае отказа в утверждении или возникновении спора, дело об утверждении завещания подлежит рассмотрению окружного же суда в спорном порядке. Но право требовать рассмотрения дела в этом порядке ограничено двухлетним сроком со дня объявления определения, если последовал отказ в утверждении, или со дня публикации об утверждении завещания при его оспаривании; для малолетних этот срок считается со дня вступления в совершеннолетие[11]. – А. Г.).

Духовное завещание, выданное лицу, предъявившему его к утверждению, приводится в исполнение, сообразно его содержанию, или наследником по завещанию, или душеприказчиком. Нередко в духовном завещании указывается лицо, которому поручается от завещателя привести в исполнение его последнюю волю.

И вот это-то лицо называется душеприказчиком[12], потому что в прежние времена главнейшей обязанностью такого лица были заботы об упокоении души умершего, т. е. молитвы по нем, вклады в церкви, монастыри и тому подобное: завещатель приказывал ему душу свою.

Иногда душеприказчиком назначается то же лицо, которое является по завещанию и наследником, иногда – лицо, в пользу которого делается какой-либо отказ, а иногда лицо совершенно стороннее, но всегда близкое завещателю так, что он имеет нравственное ручательство за исполнение своей последней воли.

Однако же только нравственное: юридически душеприказчик не обязан принимать на себя исполнение духовного завещания. (Разве бы при жизни завещателя между ним и душеприказчиком состоялся договор, по которому последний взял на себя исполнение завещания.

Так или иначе выразив согласие исполнить поручение, душеприказчик становится полномочным представителем завещателя. Утверждения его в этом звании со стороны суда не требуется.

Как представитель завещателя, он принимает все меры к осуществлению воли последнего – заботится об охранении наследства, берет имущество во временное свое ведение, выступает в защиту неприкосновенности завещания даже против наследников, собирает имущество завещателя и в случае надобности обращается к помощи суда и т. п.

Но так как имущество, по поводу которого душеприказчик действует, имеет своего собственника в лице наследника и так как оно в то же время является фондом для удовлетворения отказопринимателей и кредиторов завещателя, то душеприказчик становится к ним в известные отношения.

Так, он безусловно обязан отчитываться перед наследником, и завещатель его от этой обязанности освободить не может; отказоприниматели и кредиторы обращают к нему свои требования.

Душеприказчик, не исполнивший надлежащим образом данных ему завещателем поручений[13], независимо от вознаграждения за убытки. – А. Г.) устраняется, и завещание приводится в исполнение или самим наследником по завещанию, или законным наследником завещателя.


[1] Ст. 1043, 1058, 10601, 10602. Отдача завещания для хранения опекунскому совету или комитету человеколюбивого общества даже обязательна, когда завещание составлено домашним порядком относительно родового имущества (см. также ст. 1070, 1468).

[2] Ст. 1058, 1059, 1061.

[3] Ст. 1060.

[4] Там же.

[5] Ст. 1063–1066.

[6] Ст. 1050, 1052.

[7] Ст. 10665.

[8] Ст. 10664.

[9] Ст. 10662.

[10] Ст. 1029.

[11] Ст. 10661–106614.

[12] Ст. 1084; У. г. с., ст. 24, 25.

[13] Ст. 1084; У. г. с., ст. 24, 25.

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author