Восточная война 1853-1856 г. Парижский трактат о мире 1856 г. Ограничения верховных прав России, отмененные Лондонской конвенцией 1871 г. Декларация 4-го (16-го) апр. 1856 г. Образование Итальянского королевства. Мир в Виллафранке и Цирюхе 1859 г. Гарибальди. Туринская конвенция 1860 г. Занятие в 1870 г. Рима. Объединение Германии. Австро-прусско-датская война. Венский договор 1864 г. Австро-прусская война 1866 г. Мир в Никольсбурге и Праге. V ст. Пражского трактата. Отмена ее в 1878 г. Северо-германский союз. Переговоры о Люксембурге. Лондонская конференция 1867 г. Разрыв между Францией и Пруссией в 1870 г. Поводы к нему. Версальский прелиминарный и Франкфуртский окончательный мирный трактат 1871 г. Образование Германской империи. Брюссельская конференция 1874 г. Герцеговинское восстание 1875 г. приводит к войне 1877-1878 г. между Россией и Турцией. С.-Стефанский прелиминарный договор о мире. Берлинский конгресс 1878 г. Постановления Берлинского трактата. Междоусобная война в Америке 1861 г. Мексиканская экспедиция 1866 г.

Восточная война 1853-1856 гг. между Россией с одной стороны, и Турцией, Францией, Англией и Сардинией – с другой, началась формально по поводу спора о Святых местах, но в действительности была вызвана тем исключительным положением, которое было создано для России в пределах Балканского полуострова еще Кучук-Кайнарджийским трактатом.

После взятия Севастополя воюющие державы, при посредничестве Австрийского двора, вступили в переговоры о мире, прелиминарные условия которого, заключенные в Вене, послужили основанием для трудов Парижского мирного конгресса (1856 г.)[1].

Парижский трактат о мире 1856 г. отнял у России исключительное право покровительства христианам, находившимся под властью Турции, и сделал его общим правом всех держав христианских, подписавших названный трактат.

Затем Россия должна была согласиться на нейтрализацию Черного моря, отказавшись от содержания здесь военного флота и постройки укреплений и разрушить существовавшие по берегам этого моря крепости. Бессарабская область отошла от России к Дунайским княжествам.

Последние образовали два независимые друг от друга княжества – Молдавию и Валахию, под властью двух князей, избираемых населением княжеств и утверждаемых Портой. В такое же положение было поставлено Сербское княжество.

Наконец, Парижский трактат объявил Дарданелльский пролив на вечные времена закрытым для прохода военных судов. Лондонская конвенция 13 марта 1871 г. существенно изменила постановления Парижского трактата 1856 г., насколько они касались ограничения верховных прав России на русских берегах Черного моря и нейтрализации последнего.

После подписания Парижского трактата, по предложению Франции и Англии, державы, участвовавшие в конгрессе, издали 4(16) апреля 1856 г. декларацию, имеющую своим предметом международное морское право. На основании этого важного акта:

1) навсегда отменяется каперство;

2) нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, исключая военную контрабанду;

3) нейтральный груз, кроме военной контрабанды, не подлежит захвату под неприятельским флагом;

4) блокада признается действительной только в том случае, когда поддерживается достаточной силой, прекращающей доступ к неприятельскому берегу.

Эти правила были предложены для подписания также государствам, не участвовавшим в Парижском конгрессе, и в настоящее время признаны огромным большинством цивилизованных народов всего земного шара.

После Парижского мира мало-помалу получают решение те международные вопросы, которые были созданы Венским трактатом 1815 г. Мы укажем в немногих словах главнейшие события нынешнего времени, изменившие политическую систему Европы, устроенную на началах этого трактата.

Первый вопрос, возникший вскоре по заключению Парижского мира, касался устройства Итальянского полуострова. Уже на конгрессе в Париже уполномоченный сардинского короля, граф Кавур, представил записку, в которой доказывал, что владычество Австрии на севере Италии служит предлогом для Венского кабинета к постоянному вмешательству в итальянские дела, несогласному с законными правами итальянской нации.

В то время Сардиния уже вступила в соглашение с Францией насчет возбужденного итальянского вопроса. В 1859 г. сардинский король, в союзе с французским императором, объявил войну Австрии, окончившуюся в том же году прелиминарным миром между Австрией и Францией, заключенным без всякого участия Сардинии, в Виллафранке[2].

Договаривающиеся державы согласились, чтобы границей австрийских владений в Италии была река Минчио; Ломбардия уступалась французскому императору, который должен был передать ее сардинскому королю; все итальянские государства составляли одну федерацию, под почетным председательством папы.

Мир в Виллафранке был окончательно подтвержден Цюрихским трактатом (1859 г.), который подписал также сардинский король[3].

Но договор, заключенный в Цюрихе, не получил исполнения. Во всех итальянских государствах народ восстал против существующих правительств и потребовал соединения под властью сардинского короля. Гарибальди завоевал в пользу последнего все Неаполитанское королевство. В 1860 г. Италия фактически уже была объединена.

Но формально новый порядок не мог существовать на Итальянском полуострове без согласия французского императора. Между Сардинией и Францией была заключена Туринская конвенция (1860 г.), которой император Французов признавал силу совершившихся фактов под условием уступки в пользу Франции, Савойи и Ниццы[4].

Объединение Италии завершилось в 1870 г. занятием итальянскими королевскими войсками Папской области и города Рима. Во владении папы были оставлены только Ватикан и Латеран.

Постепенно подготовлялось решение и другого общеевропейского вопроса – вопроса об устройстве Германии. В 1864 г. открылась война между Данией с одной стороны и Австрией и Пруссией – с другой. Все три державы принадлежали к Германскому союзу, и война между ними была собственно экзекуцией, предписанной Германским сеймом против Дании из-за Шлезвиг-Гольштейнских герцогств.

Последние входили в состав Датского королевства на основании трактатов, гарантировавших вместе с тем особенное устройство герцогств. Но в 1863 г. король датский Христиан IX издал конституцию для своего государства, которая распространялась и на Шлезвиг.

Германский сейм увидел в этой мере нарушение прав немецкого государства, принадлежащего к Союзу, и постановил подвергнуть датского короля союзной экзекуции. Исполнение этой меры взяли на себя Пруссия и Австрия. Дания была побеждена.

По Венскому договору 1864 г. она отказалась от герцогств Шлезвигского, Гольштейнского и Лауенбурского, перешедших в совместное владение держав-победительниц. Но кондоминиум Австрии и Пруссии продолжался недолго. Из-за него возник ряд споров между двумя державами, которые привели к войне[5].

Австро-прусская война 1866 г. окончательно разрешила вопрос, которая из двух великих держав должна иметь гегемонию в Германии. Битва при Кениггреце решила этот вопрос в пользу Пруссии. Воюющие державы заключили в Никольсбурге, в 1866 г., прелиминарный мир и в Праге окончательный[6].

Пражский мирный трактат устранил Австрию от дальнейшего участия в Германском союзе; она отказалась также от всяких прав на Гольштейн и Шлезвиг, но относительно последнего в V ст. мирного договора было постановлено, что население северной его части будет спрошено через голосование: желает ли оно присоединения к Пруссии?

Прусское правительство не находило нужным исполнить это постановление. Это обстоятельство могло служить удобным предлогом для Австрии начать войну против Пруссии. В 1878 г. Венский кабинет отказался, однако, от всяких притязаний на исполнение означенной статьи.

В войне между Австрией и Пруссией 1866 г. участвовали против первой также Италия и против второй Бавария, Виртемберг, Баден, Ганновер, Кургессен, Нассау и Саксония. По Пражскому мирному договору Австрия должна была передать Венецию Наполеону III, а последний уступил эту область итальянскому королю. Побежденные немецкие государства, за исключением Саксонии, были присоединены к Пруссии.

После австро-прусской войны Германский союз распался и вместо него был образован союз Северогерманский, с прусским королем во главе. Южногерманские государства: Бавария, Виртемберг, Баден и часть Гессена, по настоянию Наполеона III, остались независимыми государствами.

Однако все они заключили тайные договоры с Северогерманским союзом, на основании которых обязались соединить, в случае войны, свои армии с силами Северогерманского союза.

Объединение Северной Германии встречено было с большим неудовольствием во Франции. Общественное мнение этой страны сильно обвиняло Наполеона, не сумевшего предупредить такое усиление соседнего государства.

Чтобы исправить свою ошибку, французский император решился воспользоваться в 1867 г. Люксембургским вопросом и вступил в дипломатические переговоры насчет покупки Люксембурга, принадлежащего Голландии, но занятого прусским гарнизоном.

Когда эта сделка не состоялась, французский император потребовал удаления прусских войск из Люксембурга. Пруссия медлила, и война между двумя державами казалась неизбежной.

Она была предупреждена посредничеством великих держав, которые на конференции в Лондоне в 1867 г. решили, что Люксембург останется во владении Голландии, но будет вечно нейтральной областью; прусский гарнизон должен был удалиться отсюда, и люксембургские укрепления подлежали срытию.

Разрыв между Францией и Пруссией совершился в 1870 г. по поводу кандидатуры на испанский престол Гогенцоллернского принца Леопольда. Французское правительство, увидев в этой кандидатуре стремление Пруссии унизить Францию, просило короля прусского повелеть принцу Леопольду не принимать предложения, обращенного к нему из Испании.

Однако добровольное отречение принца, тотчас последовавшее, не успокоило Наполеона III. Он решил требовать от прусского короля обещания, что принц никогда на будущее время не примет испанской кандидатуры. Король, конечно, отказался удовлетворить это домогательство. Это было причиной войны, объявленной Пруссии 19-го июля 1870 г.

В следующем году, после ряда неслыханных поражений, Франция вынуждена была подписать Версальский прелиминарный и Франкфуртский окончательный мирный договор, подчинивший ее крайне тяжелым обязательствам.

Франция отдавала Германии Эльзас и часть Лотарингии, приняла на себя обязанность уплатить 5 миллиардов франков военной контрибуции и до уплаты этой суммы подвергалась оккупации немецких войск[7].

Важнейшим результатом этой войны для Северогерманского союза было присоединение к нему в 1870 г. южногерманских государств и образование в 1871 г. Германской империи под властью прусского короля, принявшего титул императора Германского.

После 1871 г. Европа в течение нескольких лет пользовалась миром. В продолжение этого времени главное внимание европейских правительств было обращено на развитие путем международных соглашений торговых оборотов государств.

В 1874 г., по инициативе Государя Императора Александра II, была созвана в Брюсселе конференция для кодификации обычаев и правил, обязательных во время сухопутной войны. В конференции приняли участие все европейские державы. Но выработанный ею проект законов войны, благодаря, в особенности, восточным замешательствам, возникшим в 1875 г., остался без утверждения.

Начавшееся в 1875 г. Герцеговинское восстание мало-помалу приняло размеры, потребовавшие вмешательства европейских держав.

С осени 1875 г. Порта постоянно получала представления со стороны европейских правительств, побуждавшие ее изменить порядок вещей, существовавший в Боснии и Герцеговине, и удовлетворить законные требования христианского населения этих провинций, но эти настояния остались неудовлетворенными.

В конце 1875 г. граф Андраши составил проект тех преобразований, которые Порта должна была обязаться перед Европой ввести в своих восставших областях. Турция согласилась исполнить предложенные реформы. Со своей стороны инсургенты выставили собственные условия, которые, однако, не были приняты во внимание великими державами.

Кровопролитие продолжалось. В 1876 г. три соседние державы сообщили другим государствам выработанный ими “берлинский меморандум”, в котором определялись те принудительные меры, которые, с общего согласия держав, должны быть применены к Порте, если она откажется ввести предложенные ей реформы.

Англия отказалась присоединиться к этому акту. Между тем восстание охватило Румелию; Сербия и Черногория объявили войну Турции. В октябре, по настоянию России, Порта заключила перемирие, давшее возможность собраться в Константинополе международной конференции для определения условий окончательного мира с Сербией и Черногорией и выработки реформ, которые Порта должна ввести в Герцеговине, Боснии и Болгарии.

В начале 1877 г. турецкое правительство отвергло все предложения конференции, и она разошлась[8]. Осталось одно средство сломить сопротивление Порты – война, которую и начала Россия в апреле 1877 г. Как известно, война была неудачна для Турции.

В феврале 1878 г. уполномоченными России и Турции был подписан в Сан-Стефано прелиминарный договор о мире, по которому Порта согласилась:

1) признать окончательно независимость княжеств Черногории, Сербии и Румынии;

2) Болгария должна была образовать автономное княжество, в сюзеренной зависимости от Порты, граница которого доходила до Салоник;

3) в Боснии и Герцеговине немедленно должны быть введены преобразования, указанные Константинопольской международной конференцией;

4) размер военной контрибуции в пользу России был определен в сумме 1410 миллионов рублей, но русское правительство, взамен большей части этой суммы, именно 1100 миллионов рублей, приобретало от Турции: на Балканском полуострове – Тульчинский санджак, с правом обменять его на ту часть Бессарабии, которую она уступила, по Парижскому трактату 1856 г., Румынии; в Азии – Ардаган, Каре, Батум, Баязид и территорию до Саганлуга.

Постановления Сан-Стефанского договора, уничтожавшие фактическое существование Турции на Балканском полуострове, вызвали крайнее неудовольствие в Западной Европе. Англия и Австро-Венгрия обвиняли Россию в неисполнении обязательств, принятых ею до войны и во время войны.

В начале 1878 г. война между Англией и Россией представлялась неизбежной. Разрыва не произошло благодаря посредничеству Германии, которая предложила созвание конгресса для обсуждения условий окончательного мира между Россией и Турцией.

Предложение это исходило из той мысли, что постановления Парижского трактата, изменяемые договором Сан-Стефанским, могут быть отменены только с общего согласия великих держав, подобно тому как это было в 1871 г., когда были уничтожены статьи Парижского мира, ограничивавшие права России по отношению к Черному морю.

Берлинский конгресс, собравшийся 13 июня 1878 г., окончил свои труды июля 13, когда был подписан трактат, долженствовавший служить основанием нового порядка вещей на Балканском полуострове.

Главнейшие постановления Берлинского трактата суть следующие: Черногория признана независимым княжеством и владения ее увеличены, но пользование присоединенным к ней портом Антивари и прилегающим участком морским было значительно ограничено. Румыния и Сербия также признаны независимыми от Порты и получили территориальные приращения.

Княжество Болгария не удержало тех границ, которые были назначены ему по договору в Сан-Стефано. На юг от Балканского хребта образована особая провинция, под именем Восточной Румелии, остающаяся под непосредственной политической и военной властью султана, но с широкой местной автономией.

Россия приобрела от Румынии часть Бессарабской области; от Турции отошли к ней Ардаган, Каре и Батум, объявленный “порто-франко по преимуществу коммерческим” (ст. 59). Все другие земли, уступленные России по договору в Сан-Стефано, возвращены Оттоманской империи. Провинции Босния и Герцеговина отданы в управление Австро-Венгрии. Наконец, Персии уступлены город и область Котур.

Кроме территориальных изменений, Берлинский трактат определил те меры, которые должны быть приняты Портой для улучшения положения оставшихся под ее властью христиан и за применением которых будут наблюдать державы.

Он провозгласил свободу судоходства по Дунаю, от Железных Ворот до устья, гарантией которой должны служить срытие крепостей на этом пространстве и запрещение плавать от Железных Ворот вниз по течению реки военным судам. Все постановления Парижского трактата 1856 г., не отмененные настоящим актом и Лондонским договором 1871 г., подтверждены[9].

Из новейших событий, происшедших в Америке, имела большое международное значение война северных штатов с южными (1861 г.). Она возникла благодаря социальному и политическому антагонизму, издавна разделявшему север и юг Американской республики.

Окончательный разрыв между ними произведен был вопросом об отмене невольничества, которой требовали северные штаты, экономически не заинтересованные в существовании рабства, и которой решились сопротивляться с оружием в руках земледельческие южные штаты.

Последние образовали самостоятельную конфедерацию, но после поражений, нанесенных южной армии генералом Грантом, должны были, в 1865 г., опять войти в состав союза и принять власть Вашингтонского правительства.

Американским междоусобием воспользовалась Франция, чтобы устроить в Мексике империю, престол которой, по приглашению Наполеона III, занял эрцгерцог Максимилиан. Мексиканская народная партия, как известно, восстала против навязанного ей государя и, одержав верх, подвергла его суду, по приговору которого несчастный эрцгерцог был расстрелян (1866 г.).


[1] См. исторический очерк дипломатических переговоров, предшествовавших началу Крымской войны, в моем “Собрании трактатов”, т. XII (1898), N 456. Срав. также т. VIII, № 333. Neumann. Recueil des traités, t. VI, p. 274. De Clercq. Recueil, t. VII, p. 59. Срав. Etude diplomatique sur la guerre de Crimee, par un ancien diplomate. Paris 1874, 2 vols.

[2] Martens (Samwer). Recueil, t. III, p. II, p. 376. Срав. Bianchi, Storia, t. VIII, p. 21 e seg.

[3] Martens (Samwer). Recueil, t. III, p. II, p. 531. Neumann. Recueil. (Nouvelle Suite), t. II, p. 281.

[4] Herstlet. The map. of Europe by treaty (London 1875), t. II, № 313, p. 1429; № 307, p. 1415.

[5] Neumann. Recueil (Nouvelle suite), t. III, p. 516, № 277.

[6] Neumann. Recueil (Nouvelle suite), t. IV, №№ 356, 358.

[7] Staatsarchiv, 1871. № 4441, 4443, 4615 flg. Срав. Valfrey. Histoire de la diplomatie du gouvernement de la défense nationale. (Paris. 1871-72), t. III, p. 103 et suiv.

[8] Очерк дипломатических переговоров, предшествовавших войне, см. в моем соч. „Восточная война и Брюссельская конференция 1874-1878 г.” (Спб. 1879 г.) глава IV.

[9] Berner. Die Orientfrage beantwortet durch die Verträge von 1856 und 1878. Berlin, 1878.

You May Also Like

More From Author

Возможность кодификации международного права. Опыты кодификации. Бентам. Каченовский. Народо. Домин-Петрушевич. Либер. Блюнчли. Додлей-Фильд. Возражения. Задача кодификации. Полезность и необходимость. Исполнение задачи. Институт международного права в Генуе. Его кодификационные труды.

Сознание государств о необходимости международного правового порядка есть основание международного права. Внешнее выражение этого сознания. I. Международные обычаи, их практическое и юридическое значение, процесс образования. II. Международные договоры. Разделение их. Примеры. Обязательность. III. Дипломатические переговоры и акты. IV. Национальные законы и правительственные распоряжения. V. Судебная практика. Призовые суды. Сборники их решений. Смешанные международные суды в Египте. VI. История и наука международного права.