Право государства и других союзов

Со времени римских юристов установилось разделение права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum). Эта классификация является и в настоящее время общепринятой в качестве основного и высшего разделения всего без исключения положительного права. Здесь, однако, кроется существенная ошибка современной юриспруденции.

Римская классификация сама по себе совершенно правильна, но она относится лишь к одной области права (правда, самой обширной и важней), которая для юристов Древнего Рима была единственным предметом изучения. Область исследования современной юридической науки шире, и подвести все изучаемые ею явления под вышеупомянутое разделение невозможно.

Право есть совокупность норм, регулирующих отношения членов известного общества и основанных на общественном признании. Из этого следует, что в каждой общественной группе может возникать свое особое объективное право, своя особая система юридических норм. Эту истину сознавали и римляне, выразившие ее в изречении: “Ubi societas ibi jus”.

Государство как одна из форм человеческого общежития также имеет свое объективное право. Оно слагается из юридических норм, определяющих: 1) взаимные отношения членов государства между собой (частное право); 2) отношения их к государственной власти (публичное право).

Но наряду с государством существуют и другие союзы, внутри которых зарождаются особые правопорядку отличные от государственного. Такие союзы могут существовать в пределах одного государства, охватывая часть его населения, но могут и распространяться на территорию нескольких государств, принимая, таким образом, интернациональный характер.

Союзы эти могут стоять в различных отношениях к государству. Право некоторых из них государство признает и включает в систему своего собственного права (как, например, русское государство – право православной церкви).

Но есть и такие союзы, права которых стоят совершенно отдельно от государственного правопорядка, а иногда даже находятся в прямом противоречии с ним (непризнанные и запрещенные религиозные секты, тайные общества, живущие в пределах культурного государства некультурные племена, католическая церковь во Франции).

Наконец, существует союз, который стоит над государствами и в состав которого они входят в качестве членов, подчиняясь вместе с тем и его праву (международный союз и международное право).

Римские юристы занимались только правопорядком государства, т.е. правом, регулирующим отношения членов государства как таковых между собой и к государственной власти.

Современная юриспруденция, напротив, изучает не только право, действующее в государстве, но и право, действующее в некоторых других союзах, как, напр., в церкви и в международном союзе. Применение римской классификации ко всему этому материалу искажает ее и делает нелогичной.

Когда международное и церковное право вместе с конституционным, административным, уголовным, судебным подводится под одно общее понятие публичного права и противополагается частному или гражданскому, это, в сущности, значит, что система действующих в государстве юридических норм разрывается на две половины, из которых одна соединяется с правом других общественных союзов (церкви и международного союза), а другая половина той же самой, внутренне единой юридической системы противополагается этому искусственному конгломерату в качестве самостоятельного целого.

Конституционное и административное право по своей внутренней природе гораздо ближе и теснее связаны с гражданским правом, чем с церковным и международным.

Прежде чем делить право на публичное и частное, нужно ясно установить более основное и более общее различие между правопорядками различных союзов. Союзов, имеющих свои особые правопорядку чрезвычайно много.

Но если взять из них лишь те, которые имеют особенно важное значение в жизни человечества и право которых служит преимущественным предметом изучения для юридической науки, а именно: государство, церковь и международный союз, то ограниченную таким образом область правовых явлений можно разделить на три отдела: право государства (публичное и частное), право церковное и право международное.

Для первого отдела в русской юридической терминологии нет общепринятого обозначения, ибо наиболее подходящий для него термин (“государственное право”) уже закреплен традицией лишь за одной частью этой области права (конституционным и административным правом).

Немцы обозначают все право, действующее в государстве, без различия публичного и частного, словами “das staatliche Recht” (тогда как тому, что мы называем “государственным правом”, у них соответствует термин “Staatsrecht”, перевод которого и представляет наше государственное право).

Французы выражают то же понятие словами “le droit etatique”. По-русски, за неимением более подходящего термина, можно было бы говорить о “государственно-гражданском” праве.

Это выражение, несколько непривычное и режущее слух, удобно в том отношении, что содержит указание на главные составные части государственного правопорядка того права, которое, в противоположность церковному, называется иногда “светским”, а в противоположность международному – “национальным”. Проф. Петражицкий предлагает называть государственно-гражданское право “официальным”.

Еллинек. Общее учение о государстве, гл. XII; Дюги. Конституционное право §§ 17-19; Алексеев. Русское государственное право, §§ 1-4; Хвостов. Общая теория права §§ 14-15; Петражицкий. Теория права и государства I, § 13; Муромцев. Определение и основное разделение права 1879.

You May Also Like

More From Author