Население Земского периода (IX-XIII)

Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации и в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).

Этнографический состав населения русских государств

Русская нация не есть явление доисторическое; история в своем начале застает разрозненные славянские (и финские) племена, еще не состоявшие между собой ни в каком национальном единстве.

Славянские племена, составившие основу русской нации, различались в этнографическом, правовом и культурном отношениях и большей частью относились враждебно друг к другу (первонач. лет.); некоторые из них были западного происхождения (радимичи и вятичи – “от ляхов”); карпатские хорваты. Каждая из древнерусских земель заключала в себе или целое племя, или часть его.

Племя кривичей разделилось на две самостоятельные (враждебные) земли: Полоцкую и Смоленскую, и, кроме того, значительная часть этого племени вошла в состав Новгородской земли.

Племя вятичей не сложилось ни в какую самостоятельную политическую форму, которая едва зарождалась было в эпоху Владимира Мономаха (когда у них был князь Ходота), но тотчас же исчезла; племя вятичей было поглощено Черниговской и Рязанской землями. Племя дреговичей было поделено между Киевской, Черниговской и Полоцкой землями (см. Ипат.лет. под 1116, 1149 гг., Лавр, под 1097 г.).

Нечто подобное случилось и с древлянами, имя которых удержалось в смысле географическом, как название части Киевской земли, а племенная группа древлян слилась с населением Киевской земли, в связи с чем не образовалось, так сказать, киевской нации.

Сознание единства русской нации образуется в X и XI вв. и выражается в XI и XII вв. в памятниках законодательных (Русская Правда) и литературных: первоначальная летопись употребляет термин “Русская земля” то в смысле южнорусских земель, то в значении целой нации; Слово о полку Игореве противопоставляет ясное сознание единства русской нации государственной раздробленности княжений и их междоусобной борьбе (см. ниже “Начала государственного объединения всех русских земель”).

Главнейшими основаниями национальной связи были; сходство языка восточных славян, единство религии (со времени принятия христианства греческого исповедания) и общность политической судьбы (единство княжеского рода, общие военные предприятия против Византии и восточных варваров).

Но сознание национального единства и в XII в. не было полным и всеобщим: Русской землей специально называлась Южная Русь (в частности, Киевская земля) в противоположность Северной и Западной[1].

Этнографические элементы, вошедшие в состав русской национальности. Главнейшим (по численности и значению) является элемент славянский. Инородческие и иноземные элементы вошли в русскую нацию двояким образом:

а) Посредством иммиграции иноземцев в русские земли с двух сторон: с запада – варягов, с востока – тюрков. Те и другие явились или в качестве вспомогательных военных отрядов, или в качестве гостей (торговцев); затем они частично оставались при дворе князей (дружинниками), или правителями областей, или частными жителями городов.

“И по тем городам (в Новгороде, Изборске, Белоозере, Полоцке и Ростове) суть находници варязи; а перьвии насельници в Новгороде словене, Полотьске – кривичи” и т.д. (первонач. лет.; ср. о варягах и колбягах. Рус. Пр. Ак. сп., ст. 9 и 10). Преувеличенное значение западноевропейского (варяжского) элемента в истории русского государства и права исключается тем, что варяжский элемент ассимилировался уже в XI в.

В то время, когда северными славянскими племенами владели варяги, южными владели хазары, которые оставили следы своего влияния в титуле Киевского князя (“каган” – в слове Илариона), в наименованиях многих селений около Киева и пр.

Их сменили в X в. печенеги (по летописи, в 968 г.), которые под разными наименованиями проникали в состав городского населения; замиренные тюркские племена (черные клобуки) составили сплошное военное население степных окраин Киевской и Черниговской земель (с Переяславской).

За печенегами явились (в XI в.) половцы, внедряясь частью насильственно, частью мирным путем в состав населения южнорусских земель (о том свидетельствуют названия многих поселений в Южной Руси). Явившиеся вслед за тем татарское влияние будет оценено (а вместе с тем и вообще монгольское влияние на русское государство и национальность) ниже.

б) Посредством колонизации славян в других странах, начавшейся с древнейших времен, Новгородская земля выдвинула свои колонии в доисторическое время в чудские (северофинские) страны (Белозерск – среди Веси, Ростов – среди Мери); Полоцкая-Кривская земля по Западной Двине и Неману имела колонии среди латышей и литвы; Северская, Черниговская и Киевская земли – в степях тюрко-татарских, через Дон до Кубани (Тмутаракань). Особенная способность русского народа к ассимиляции инородцев общепризнана.


[1] См. доп. Д.

Михаил Владимирский-Буданов https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимирский-Буданов,_Михаил_Флегонтович

Российский историк, доктор русской истории, ординарный профессор истории русского права в Киевском университете Св. Владимира. Представитель российской школы государствоведения.

You May Also Like

More From Author