Начала государственного объединения всех русских земель

Земли первого периода не были объединены в одно целое государство, но существовали уже налицо некоторые начала будущего государственного единства. Противоречие между действительным разделением Руси и сознанием ее единства объясняется тем, что три элемента государства (территория, население и власть) развивались не с одинаковой быстротой и не одновременно.

Национальное единство населения и сознание его (хотя и не совсем полное) достигло гораздо большей ясности и твердости, чем единство власти

С точки зрения национальной вся Русская земля представлялась уже единым целым даже в глазах враждующих князей. Их общие предприятия совершаются во имя этого сознания; в 1095 г. князья Святополк и Владимир Мономах звали черниговского князя Олега в общий поход на половцев; когда он отказался, то его поступок осуждается прочими князьями так: “Вот ты не шел с нами на поганых, которые разорили землю Русскую”.

На Любческом съезде 1097 г. побуждением к соглашению было следующее: “Почто губим Руськую землю, сами на ся котору деюще? А половци землю нашю несутъ розно и ради суть, оже межю нами рати; да ныне отселе имемся в едино сердце и блюдем Рускые земли… Да еще кто отселе на кого будет…; да будет нань хрест честный и вся земля Руськая”. Таким образом, с национальной точки зрения князья называют взаимные войны междоусобиями (“сами на ся”).

Планы Галицкого князя Василька (ослепленного в Киевском княжестве) были таковы: “На землю Лядьскую наступлю… и мьщу (за) Русьскую землю… Посем хотех проситися у Святополка и у Володимера ити на половци, да любо налезу собе славу, а любо голову свою сложю за Русскую землю”. На Уветичском съезде 1100 г. все прочие князья упрекали Давида Волынского так: “Се ти молвят братья: не хочем ти дати стола володимерьского, зане ввергл еси ножь в ны, его же не было в Русьскей земли”.

Соглашение князей на Долобском съезде 1103 г. идти на половцев закончено следующей речью Мономаха к Святополку: “То ты, брате, велико добро створиши земле Русскей”. Вообще Владаимир Мономах, приводивший князей к соглашению во имя национального единства Русской земли, славен был как “добрый страдалец за Русскую землю”.

Само население старается прекратить междоусобие князей во имя общих интересов Русской земли: в 1097 г., когда наступали на киевского князя Святополка прочие князья, киевляне помирили князей, послав сказать им: “Молим вас не погубите Русской земли… которую стяжали отцы и деды ваши, поборая по Русской земле”.

В 1130 г. черниговцы во время нашествия киевского князя на их князя Всеволода говорят последнему: “Ты надеешься бежать к половцам, а волость свою погубишь, проси мира; мы знаем милосердие Ярополка, ибо он бережет землю Русскую”. Из представленных примеров видно, что в отношении к иноплеменникам вся Русская земля выступает как одно целое, именно благодаря национальному единству населения.

А так как население есть один из трех элементов государства, равный по важности двум остальным, то мы должны призвать за национальным единством (хотя и не вполне осознанным) значение государственное[1].

Были попытки установить политический центр в Киеве – “матери градов русских”. Несколько раз решение общерусских дел было передано на рассмотрение киевского веча и киевской боярской думы, например, суд над галицким князем Васильком, рассмотрение притязаний черниговского князя Олега.

Территориальное значение Киева выразилось в 1096 г.: когда Олег после войны вынужден был просить мира, то Святополк и Владимир дали ему мир в таких словах: “Иди к брату твоему Давиду и приходите в Киев на стол отцов и дедов наших, потому что это есть старейший город в земле всей – Киев, тут следует съезжаться и положить порядок” (Лавр. лет.). Но из старейшинства Киева не образовалось общеземской власти.

 


[1] См. выше о неполноте национального сознания и остатках племенной розни.

Михаил Владимирский-Буданов https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимирский-Буданов,_Михаил_Флегонтович

Российский историк, доктор русской истории, ординарный профессор истории русского права в Киевском университете Св. Владимира. Представитель российской школы государствоведения.

You May Also Like

More From Author