Источники обязательства

Принимаются обыкновенно три источника обязательства: закон, договор и правонарушение. Так что все обязательства по происхождению делятся на три вида: обязательства, вытекающие из закона; обязательства, вытекающие из договора; и обязательства, вытекающие из нарушения прав.

Различие между этими видами обязательства в практическом отношении очень важно, потому что юридическое значение обязательства всегда зависит от того, из какого источника оно вытекает: обязательство из одного источника обсуждается по одним началам; из другого – по другим.

Так, обязательство, вытекающее из договора, обсуждается ближайшим образом на основании соглашения, состоявшегося между контрагентами, тогда как обязательство, вытекающее из закона, обсуждается по его определению, воля же участников обязательства непосредственно тут не имеет значения.

Но это различие между обязательствами по их происхождению не следует понимать в том смысле, будто обязательства, вытекающие из договора или правонарушения, не суть обязательства законные: и для них последнее основание – также юридические определения, существующие в обществе.

Если же мы говорим о законе, договоре и правонарушении как об отдельных источниках обязательств, то лишь как о непосредственных источниках, из которых выливаются обязательства.

Так, о законе как источнике обязательства идет речь в том смысле, что иногда содержанием закона налагается на какое-либо лицо имущественное обязательство, так что другое лицо, физическое или юридическое, вправе требовать от лица обязанного совершения в свою пользу известного действия непосредственно на основании закона. Таково обязательство гражданина платить государству подати или обязательство детей оказывать призрение престарелым родителям и т. п.

Договор признается источником обязательства в том смысле, что право на чужое действие вытекает непосредственно не из определения закона, а из взаимного соглашения известных лиц. Например, А занимает деньги у В, и вследствие того В приобретает право в известное время потребовать от А платежа денег: непосредственное основание этого требования заключается в договоре займа. Наконец, нарушение права представляется источником обязательства в том смысле, что без нарушения права обязательство не существовало бы.

Если А, вследствие того что В нарушил его право, приобретает право требовать от него вознаграждения за убытки; следовательно обязательство А выливается непосредственно из правонарушения. Но, повторяем, последнее основание всех обязательств – юридические определения, которые существуют в обществе как нормы, определяющие юридическую сторону его быта.

При всем том, однако же, в учении об источниках обязательства мы рассмотрим в подробности только договор и его отдельные виды. С существом закона мы уже знакомы; разнообразные же имущественные обязательства, вытекающие из него, не подходят под какую-либо особую теорию законных обязательств, а в отдельности отчасти встретятся нам в учении о правах союза семейственного, отчасти подлежат ближайшему рассмотрению в других частях права, как, например, обязательство платить подати.

Равным образом мы знакомы уже с существом правонарушения и его последствиями, которые и состоят в известных обязательствах, возникающих для нарушителя. Следовательно ни на законе ни на правонарушении нам нет более надобности останавливаться.

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author