Мы принимали цивильную правоспособность как одинаковое достояние всех людей на известной степени культуры. Если бы, однако, гражданская правоспособность и, в особенности, дееспособность была действительно равной для всякого, без видоизменения и приноровления ее к фактическим различиям, существующим между людьми в действительности, то это было бы насилием над жизнью, часто прямо вредным для интересов самих правоспособных субъектов. Задача юридических норм заключается в приближении, а не в удалении от условий действительности.
Видоизменения право- и дееспособности отдельных людей, неравенство в праве, в этом смысле, допускаются во всякой развитой системе цивильных правоотношений. Некоторые из них связаны с физическими свойствами людей и никогда не изгладятся вполне ни из какой системы права; другие условлены успехами культуры в данном обществе и удерживаются в той или другой системе частью как остатки прошлых исторических судеб, частью соображениями политическими, религиозными, административными, системой карательных мер и проч.
Мы группируем эти разнообразные условия неравенства в две категории, условия физические (status naturalis) и условия общественные (status civilis), влияющие на видоизменения право- и дееспособности. Первые суть: пол, возраст, здоровье.
Мы их рассмотрим впереди. Резкой грани провести между той и другой категорией условий нельзя. Положение женщины определяется так или иначе не по условиям только природным, но и по условиям общественности.
Ограничение дееспособности расточителя составляет как бы переход от условий физических к общественным, ибо мотовство, хотя связано нередко с болезненным состоянием воли, и у римских юристов сближалось с сумасшествием, но в то же время в этом понятии мотовства есть, несомненно, и некоторая социальная окраска.