Прокуратура во Франции

Во Франции институт „людей короля” был разрушен революцией. Закон 1 декабря 1790 г., учредивший выборных народом на срок судей для наблюдения за правильным применением закона и исполнением судебных приговоров, учредил назначаемых королем пожизненно членов прокуратуры под названием королевских комиссаров (commissaires du roi); с 1792 г. на них возложено и поддержание обвинения перед судом.

Робеспьеровский кодекс 3 брюмера IV г. сделал любопытную попытку разделения этих функций: его комиссары республики (commissaires de la republique) в качестве стражей закона расследовали преступления, возбуждали преследование перед судом и наблюдали за исполнением приговоров, a accusateurs publics поддерживали обвинение в гласном заседании суда.

Но уже в VIII г. эти должности соединены в одну – правительственный комиссар (commissaire du gouvernement), а спустя еще четыре года они получили прежнее название прокуроров (генеральные прокуроры, прокуроры республики).

Для Наполеона I прокуратура представлялась средством правительственного влияния на суд, независимости которого она противопоставлялась; устав 1808 г. и закон 20 апреля 1810 г. под влиянием этой мысли совершенно отделили прокуратуру от адвокатуры, сообщили прокуратуре иерархическое устройство со строгой субординацией низших членов ее высшим и, не довольствуясь поручением прокуратуре обязанностей уголовного преследования, сообщили ей характер представителя правительства по всем вопросам перед всеми судебными местами, крайне расширив ее функции и подчинив наблюдению ее сам суд.

Во главе французской прокуратуры стоит министр юстиции, которому подчинены все члены ее. При судах кассационном и апелляционных состоят генерал-прокуроры и товарищи их, разделяющиеся на помощников (substituts) и генерал-адвокатов (avocats generaux); последние выступают с устной речью, на первых лежит письменный труд.

При судах первой инстанции учреждены прокуроры республики (procureurs de la republique, прежде du roi и de I’empereur) с их помощниками и адвокатами республики (avocats de la republique). Наконец, при судах простой полиции функции прокуратуры исполняются полицейскими комиссарами (commissaires de police).

Внутренние отношения членов прокуратуры определяются началами иерархической подчиненности низших высшим и единства всей организации. Прокуратура при каждом суде представляется прокурором, которому подчинены его помощники. Вся прокуратура имеет своим начальником министра юстиции.

Генерал-прокурор апелляционного суда имеет в своем подчинении прокуроров республики своего округа, прокурор республики – комиссаров полиции. Только прокуратура кассационного суда поставлена отдельно.

Чины прокуратуры не пользуются несменяемостью и назначаются по начальству: связь их с адвокатурой порвана. Во имя начала единства[1] члены прокуратуры могут заменять друг друга, и действие каждого из них имеет такую силу, как бы оно исходило от всей прокуратуры.

Функции прокурорского надзора во Франции в высшей степени разнообразны. Они могут быть разделены на уголовно-судебные, гражданско-судебные и административные.

Уголовно-судебные функции прокуратуры суть:

1) она исследует дела о преступных деяниях и преследует их перед судом.

В этом качестве прокуратура поставлена во главе судебной полиции: все должностные лица обязаны сообщать прокурору республики местного суда сведения об обнаруженных ими преступлениях, прилагая и относящиеся к делу документы; даже на частных лицах, бывших свидетелями преступного посягательства против жизни, имущества или общественной безопасности, лежит обязанность уведомить о том местного прокурора.

Последний дела о преступлениях и проступках передает следственному судье, а в случаях так называемых явных преступлений (delits flagrants) может лично приступить к производству предварительного следствия.

Как глава судебной полиции прокурор дает ей разъяснения и инструкции, имея над чинами ее дисциплинарную власть; даже следственный судья в качестве органа судебной полиции подлежит замечаниям и выговорам прокуратуры, а в случаях большей важности прокурор возбуждает против него дисциплинарное производство;

2) она поддерживает обвинение перед судом, устраняя в этом отношении всех частных лиц.

Прокуратуре принадлежит монополия обвинения по всем уголовным делам; в судах простой полиции она действует через местного полицейского комиссара; в случае отсутствия его заменяет помощник; если же полицейских комиссаров в данной местности несколько, то генерал-прокурор апелляционного суда назначает того из них, который должен поддерживать обвинение; по делам лесным прокуратуру в судах простой и исправительной полиции заменяют должностные лица лесного ведомства; кроме того, в судах простой полиции обвинителем может быть помощник мэра или член муниципального совета;

3) прокуратура имеет право протеста на определения и приговоры судебных мест как в интересах дела, так иногда и в интересах закона, без всякого влияния на дело;

наконец, 4) на прокуратуре лежит наблюдение за исполнением судебных определений и приговоров.

Во всех названных случаях прокуратура – не столько обвинительная сторона, сколько орган закона и преследуемой им материальной истины. Она не собирает доказательств, уступая эту функцию следственному судье и суду, решающему дело.

При обвинении она поступает по внутреннему убеждению, причем высшие чины прокуратуры могут в случае несогласия с мнением низшего заменить его собой или иными (равными или высшими) чинами прокуратуры, но не могут предписать ему поддерживать обвинение вопреки убеждению. Право протеста принадлежит ей как в интересах обвинения, так и в интересах защиты.

По делам гражданским прокуратура выступает или как главная сторона (partie principale), или как сторона добавочная (partie jointe). В первом случае ей принадлежат все процессуальные права, не исключая права обжалования.

Во втором она присутствует при судебном производстве для удостоверения в законности его и произносит заключения (conclusions) по вопросам права; эту власть она имеет по всем гражданским делам, но обязательным осуществление ее признается лишь по некоторым указанным в законе делам, когда суд должен переслать прокуратуре предварительно все акты (отчего и заключения ее в этих случаях называются communicables) и не может постановить решения, не выслушав ее заключения; таковы дела, затрагивающие общественный порядок, имущественные интересы государства, общины, войска и публичных учреждений; дела по вопросам брачным и опекунским; дела, по которым возникает сомнение в компетентности судьи; дела, по которым одной из сторон является малолетний, состоящий под опекой, или недееспособная женщина; дела об усыновлении малолетних или о продаже недвижимого имущества их; дела о расторжении брака, о признании помешательства, об исследовании актов гражданского состояния и т. п.

Кроме того, гражданский суд во всех случаях, когда требуется закрытие дверей заседания, обязан сообщить постановление свое о том генерал-прокурору апелляционного суда, а суд апелляционный – министру юстиции.

Наконец, административные функции прокуратуры суть:

1) она есть орган, через посредство которого правительство вообще и министр юстиции, в частности, сносятся с судебными местами и наблюдают за ними; поэтому:

а) через прокуратуру сообщаются судебным местам все новые законы и распоряжения министра юстиции;

б) прокуратура обязана наблюдать за неуклонным применением во всех судебных местах законов и установленного порядка. В этих видах она вправе присутствовать во всех заседаниях судебных мест, при которых состоит, обозревать судебные акты и давать заключения обо всех предстоящих суду распоряжениях.

Заметив нарушение судом установленного порядка, прокурор республики доводит о том до сведения председателя суда, а если законный порядок им не восстановлен, то представляет генерал-прокурору; последний в начале каждого судебного года произносит речь о деятельности суда за истекший год и два раза в год представляет министру юстиции отчеты о такой деятельности;

в) прокуратура возбуждает перед надлежащими судами дисциплинарное преследование, в случаях нарушения их обязанностей, против должностных лиц судейского звания, адвокатов и нотариусов;

г) прокуратура своей властью дает предостережения и выговоры состоящим при судебных местах должностным лицам, каковы стряпчие, секретари, судебные приставы; то же право распространяется на чинов судебной полиции;

2) на обязанности ее лежит участие в различных комитетах, правительственных и общественных установлениях и ревизия их определений по делам, предоставленным ее наблюдению, а также непосредственное наблюдение за законностью их деятельности и за соблюдением законных интересов правительства.

Это сообщает прокуратуре чрезвычайно широкий круг деятельности; так, она охраняет (даже до суда) интересы безвестно отсутствующих, посещает дома умалишенных и места заключения, следя за надлежащим состоянием их, принимает деятельное участие в пререканиях о подсудности как между судебными, так и между судебными и правительственными установлениями, выступая представителем закона и юридическим советником в делах всех правительственных и общественных установлений.


[1] Оно коренится не в специальной природе прокуратуры, а в общей природе представительства, составляя проявление начала, по которому представитель заменяет доверителя и все учиненное представителями имеет ту же силу, как бы оно было учинено самим доверителем.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author